Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мифы о каменных гигантах
ср.: Lehmann-Hnsche R. Ein Mythenthema aus Feuerland und Nord-Amerika, Der Stelnrise//APS. 1938. Vol. XXXIII. P. 267 - 273.

Мифы о «petra genitrix»
(обнаружены также в Малой Азии и на Дальнем Востоке), ср.: А. воя Lowis. Nord-kaukasische Steingedurtssagen//AFRW. 1910. Vol. ХШ. Р. 509 - 524; Simper M. Rassen und Religionen im alien Vorderasien. Heidelberg, 1930. P. 179 - 186; Dumezil G. Legendes sur les Nartes. P., 1930. P. 75 - 77; Schmidt W. Grundlinien einer Vergleichung der Religionen und Mythologien der austronesischen Volker. Vienna, 1910. S. 406; Perry W. J. The Children of the Sun. 2nd ed. L., 1926. P. 255; Williamson R. W. The Social and Political Systems of Central Polynesia. Camdridge, 1924. Vol. I. P. 48, 57, 382; Vol. П. Р. 304; Jackson Knight W. F. Cum an Gales. Oxford, 1936. P. 9; LayardJ. Stone Men of Malekula. L., 1942, по всей работе. Об отношении камней к фертильности (дождь) у некоторых племен Южной Америки — Hentze С. Mythes et symboles lunaires, Antwerpen, 1932. P. 32 - 33, 35 и т. д.

О фертилизации камней с отверстиями, в дополнение к работам, упомянутым в тексте
Seligmann S. Der bose Bllck. В., 1910. Vol. П. S. 27; Dechelette ]. Manuel d'archeologie prehistorique, celtique et gallo-romaine. P., 1906. Vol. I. P. 520 и ел.; а также статья в: SMSR. Vol XIV. S. 55.

О камнях для беременных
в итальянских народных верованиях, ср.: Bellucci G. D Feticismo primidvo. Perugia, 1907. P. 36, 92 и ел.; Bellucci G. Gli Amuletti. Perugia, 1908. P. 19.

О «дождевых камнях»
FrazerJ. The Magic Art and the Evolution of Kings. L., 1936. Vol. I. P. 304 - 307; FrazerJ. Folklore in the Old Testament. L., 1918. Vol. II. P. 58 и ел.; Eisler R. KubaKybele // PS. 1909. Vol. LXVIII. P. 42. № 222; Wagenvoort // SMSR. Vol. XIV. P. 53, п.; Wamwright G. A. The Sky-Religion in Egypt Camdridge, 1938. P. 76; Kunz G. F. The Magic of Jewels and Charms. Philadelphia. L., 1915. P. 5 и ел., 34; Perry W. J. Children of the Sun. P. 392.

О мифе о воде, изливающейся из скалы, ср.: Saintyves P. Essais de folklore biblique. P., 1932. P. 139 и ел.

О камнях свидетелях в Новой Каледонии
Leenhardt M. Notes d'ethnologie neocaledonienne. P. 30 - 31; among the ancient Andmerina Van GennepA. Tabou et totemisme a Madagascar. P., 1904. P. 186.

227

О происхождении представлений о камнях
Pettazzoni R. La drave mora // SMSR. 1925. Vol. I. P. 1 и ел.

О метеоритах ср.:
Elliade M. Metallurgy, Magic and Alchemy// CZ. P., 1938. Vol. I. P. 3.

О многообразной символике и религиозном значении камней
Bertholet A. liber kultische Modwerschlebungen // Sitz. Preuss. Akademie Wiss., Phil. Hist. Klasse. 1938. Vol. XVIII. P. 164 - 168, particularly 164 - 169.

О религиозных камнях в Индии
Oppert G. Der Salagrama Stein // ZFF. 1902. Vol. XXXIV. P. 131 - 137; Kind W. Vom Steinkult in Indien // Studien zur Geschichte u. Kultur des nahen u. fernen Osten, Paul Kahle zum 60 Geburtstag. Leiden, 1935. S. 163 - 172; m Japan: Deguchi Y. On the Traces of Stone Worship in Japan //Journal of the Anthtopological Society of Tokyo. ct, 1908. Vol. XXTV. № 271; in Peru: Minnaert P. Le Culte des plerres au Perou // Bulletin de la societe des americanistes de Belgique. August, 1930.

О бетэлах, массебе и религиозных камнях у семитов
Beer G. Steinverehrung bei den Israeliten. 1921; Roberlson Smith W. The Religion of the Semites. 3rd ed. L., 1927. P. 200 и ел., 568 и ел.; Lagrange P. Etudes sur les religions semitiques. 2nd ed. P., 1905. P. 194 и ел.: Lammens P. Le Culte des betyles et les processions religieuses dans 1'Arabie preislamique // Bulletin de I'institut d'archeologie orientale. Cairo. Vol. XVII; Dhorme E. La Religion des hebreux nomades. Brussels, 1937. P. 159 - 168; Dussaud R. Les Origines cananeennes du sacrifice Israelite. 2nd ed. P., 1941. P. 222 и ел.

О боге Бегал и божестве Бегала
ср. Eissfeldt О. Der Gott Bethel // AFRW. 1930. Vol. XXVIII. S. 1 и ел.; Vincent A. La Religion desJudeo-Arameens d'Elephannne. P., 1937. P. 562 и ел.

О священных камнях в Греции
Hasbluck F. W. Stone Cults and Venerated Stones in the Graeco-Turklsh Area // Annual of the British School at Athens. Vol. XXI; De Visser. Die nichhnenschengestaltigen Gotter der Griechen. Leiden, 1903. S. 55 и ел.; Maas E. Heillge Steine // Rheln. Museum. 1929. Vol. IXXVIII. P. 1 и ел.; Raingeard P. Hermes psychagogue. P., 1935. P. 344 и ел.; Vilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion. Munich, 1941. Vol. I. S. 187 (с богатыми билиографическими описаниями); on the Phrygian cults: Picard C, Ephese et Cloras. P., 1922. P. 474.

О религиозных камнях у кельтов и германцев
D'arbois De Jubainoille. Le Culte des menhirs dans le monde celtique // RC. Vol. XXVn. P. 313 и ел.; De Vries J. Altgennanische Religionsgeschichte. В., 1937. Vol. II. S. 100. Обамфалах: Rohde E. Psyche. L., 1925. P. 97 и ел.: Harrison J. Themis. 2nd ed.

228
Cambridge, 1927. Р. 396 и ел.; Roscher. Omphalos // Abh. Kon. Sachs, Gesell. Wiss. Phil.-Hisb Klasse. 1913. Vol. XXIX. P. 9; Roscher. Neue Omphalosstudien // Id. 1915. Vol. XXXI. S. 1; Roscher. Der Omphalosgedanke bei verschiedenen Volkem // Sitz Berichte Konlg. Sacha. GeseU. Wiss. Lpz„ 1918. Vol. IXXX. S. 2; Meringer R. Omphalos, Nabel, Nebel//WS. 1913. Vol. V. P. 43 - 91; Meringer R. Zum Roschers Omphalos // WS. 1914. Vol. VI; Deonna W. REG. 1915. P. 444, 445; 1917. P. 358. № 10 и т. д.; Picard С. Ephese et Claros. P. 110. Na 5, 551, № 7; Robert R. Thymele. P., 1931. P. 278 - 283. 0 Perdmet's гипотезах (о том, что Дельфийский омфал может иметь отношение к Криту) и шпотезах о Homolle (о том, что здесь возможны египетские влияния), см.: Picard С. Ephese et Claros. P. 464. № 4; ср. также: Steindorff G. The So-Called Omphalos of Napate //JEA. 1938. Vol. XXIV. P. 147 - 156. Suggestions and bibliography on the omphalos among the Celts: Dumezil G.Jupiter, Mars, Quirinus. P., 1941. P. 229. № 2, 3.
См. также библиографию к гл. X.

«...Земля [Гея] сама сначала родила существо, равное себе, могущее могло раскинуться над нею всей, — звездное небо [Уран], неколебимый трон благословенных богов на все времена»'. Эта первая пара породила многочисленное семейство богов, циклопов и других мифических существ (коттов, бриареев, гитов, сторуких и пятидесятиголовых «самолюбивых детей»). Брак Земли и Неба был первой иерогамией; вскоре женились и боги, а люди, в свою очередь, стали подражать им — с тем же священным трепетом, с каким они имитировали все, что впервые делалось на заре времен.
Культ Геи, или Ге, был довольно широко распространен в Греции, но со временем ее место заняли другие божества земли. Судя по этимологии, в имени Геи значение земли присутствует в наиболее явном виде (ср. санскр. go — «земля», «место»; зенд. gava, готск. gawi, gauja — «провинция»). Гомер едва упоминает ее: хтоническому божеству, принадлежащему к тому же еще к доэллинскому субстрату, вряд ли нашлось бы место на его Олимпе. Однако один из гимнов Гомера обращен именно к ней: «Я воспеваю Землю, чье царство нерушимо, родительницу всего, священную праматерь, питающую от своей плоти все сущее... В твоей власти подарить жизнь смертным, ты же можешь и отнять ее... Счастлив человек, осененный твоим благоволением! Нива жизни приносит ему богатый урожай; стада плодятся на его угодьях, и дом его — полная чаша»2.
Землю прославляет и Эсхил, потому что именно она «рождает всю тварь, питает ее и принимает от нее животворное семя» . Чуть ниже мы увидим, насколько стара эта формула Эсхила и как верно она передает древнее верование. Есть и еще один очень старый гимн, который, как говорит Павсаний, пели Плеяды Додоны: «Зевс был, есть и будет, о Великий Зевс, только с твоей помощью плодоносит Земля. Не зря мы называем ее своей матерью»4.
До нас дошло немало верований, мифов и ритуалов, связанных с Землей, с божествами Земли и с образом Великой Матери. В некото-
' Ifesiod. Theogony. V, 126 и ел. 2 Гомер. К земле. С. 1 и ел. Choephori.V, 127,128. 4 Ibid. X, 12, 10.

230

ром смысле Земля представляет собой фундамент Вселенной и поэтому наделяется многообразной религиозной значимостью. Ей поклонялись за постоянство и неизменность, за то, что все выходит из нее и в нее возвращается. Если изучать историю отдельной религии, то можно вполне четко определить функции и эволюцию верований, касающихся хтонических эпифаний. Но это становится невозможным, если берешься исследовать религиозные формы как таковые; и здесь мы так же, как во всех других главах, будем рассматривать действия, верования и теории, относящиеся к разным по возрасту и характеру цивилизационным циклам. Попытаемся все же разглядеть в рисунке ткани главные нити, которые в справочниках по интересующей нас проблематике помещаются под заголовками «Земля», «Мать-Земля», «Божества Земли», «Духи Земли» и т. д.

84. Первая иерогамия: Небо и Земля

Божественная пара — Небо и Земля, — о которой говорит Гесиод, — это один из лейтмотивов мифологии вообще. Во многих мифологиях, где Небо играет роль Высшего божества. Земля выступает его спутницей, а Небо, как мы видели выше (§ 12 и далее), присутствует почти повсеместно в религиозной жизни первобытного общества. Вспомним несколько примеров. Маори называют Небо Ранги, а Землю ПапаЗемля; в начале всего Небо и Земля, подобно Урану и Гее, соединились в тесном объятии. Родившиеся от этого союза дети — Туматаненга, Танемахуата и другие — искали свет, ощупью передвигаясь во тьме, и решили отделиться от родителей. Поэтому однажды они перерезали связывавшие Небо и Землю веревки и оттолкнули Отца от Земли; они толкали и толкали его, пока Ранги не поднялся в воздух, на Земле при этом появился свет5.
Мотив сотворения сочетающихся первым браком Неба и Земли встречается во всех культурах Океании, от Индонезии до Микронезии . Мы находим его на Борнео у минехассов, на севере Целебеса (где главное божество — Богиня Земли Луминуут);7 у тораждей центрального Целебеса (И-лай и И-дора), практически на всех многочисленных
5 Вы помните, что у Гесиода Кронос тоже оскопляет Отца, но по другой причине: Уран, сам не зная того, порождал чудовищ, которых затем прятал в теле Геи. Ланг полагал, что греческий миф можно интерпретировать в терминах мифологии маори. Но если у маори это просто миф о сотворении, в котором объясняется раздельность неба и земли, то для понимания греческого мифа необходимо, как показал Ж. Дюмгзиль в книге «Ouranos-Varuna» (P., 1934), привлечь еще индоевропейское религиозное понятие Всевышнего.
11 Staudacher W. Die Trennung von Himmel und Erde. Tubungen, 1942; Numazawa F. K. Die Weltfange in der japanishen Mythologie. Lucerne, 1946. S. 138 и ел., 305 и ел.
7 Ср.: Pettazzoni R. Dio. P. 130.

231

индонезийских островах и т. д. В других местах встречается мотив насильственного отрыва Неба от Земли; так, на Таити считают, что Небо от Земли отодвинуло тянущееся вверх растение8''". Этот сюжет довольно широко распространен и в других историко-культурных областях9. Первые супруги — Небо и Земля — есть в Африке, например Нзамби и Нзамби-Мпунгу у племени бавили в Габоне10, Олорун и Одуна («черные») у йоруба , божественные пары у эве, у аквапим12 и т. д. У кумана, одного из земледельческих племен Южной Африки, брак Неба и Земли имеет тот же смысл космической плодовитости, что и в гимне Плеяд Додоны: «Земля — наша мать, отец — Небо. Небо оплодотворяет Землю дождем. Земля дает зерно и травы»13. И как мы увидим дальше, под эту формулу подходит немалая часть верований, связанных с земледелием. Божественная пара фигурирует также в мифологиях обеих Америк. На юге Калифорнии Небо зовется Тукмит, а Земля — Тамайовит;14 у навахо мы находим Ядилкила Хасткина («человека-небо») и его жену Нихосдзан Эсдзу («женщину-землю»);15 в Северной Америке"', у пауни, сиу, гуронов (одного из главных ирокезских племен)17, холи, зуньи, на островах Вест-Индии мы встречаем тот же космический дуэт. В мифологиях Востока ему принадлежит не менее важная роль в сотворении мира. «Царица земель» (Богиня Аринна) и ее муж У или Им, Бог грозы, есть у хеттов;18 у китайцев тоже есть богиня Земли и бог Неба; у японцев это Изанаги и Изанами19 и т. д. У германских племен Фригг, жена Тюра, а затем Одина, — также, по существу, Богиня Земли2 . У египтян только из-за особенностей их языка Небо представлено Богиней Нут (слово «небо» у них женского рода), а Земля — Богом по имени Геб.

85. Структура хтонических иерофаний

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Мэри 56кирилл иерусалимский 193клавдий элиан 164климент александрийский 191кодрингтон 36константин николай александр
Его взгляды повлияли на представления элиаде о месте высшего существа в первобытных верованиях
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения богословия 10 существа
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения богословия 2 гуманизму
346 347 калькутта 23nbsp святилище калифорния

сайт копирайтеров Евгений