Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Гитт В. А другие религии?

Предисловие
1. Введение
2. Вклад изобретательности человека: миллионы патентов
3. Что не зарегистрировано ни в одном патентном бюро
4. Религии людей: 1000 различных путей
5. Путь от Бога к людям: одно Евангелие
6. Путь к жизни: как вступить на него?
7. Возрождение: рождение в Божию семью
8. Вера от всего сердца: спасительный канат
9. Чем отличается Евангелие от религий?
10. Люди без Евангелия: спасенные или погибшие?
11. Что нам делать? Обращение и миссионерская деятельность!
12. Небо: наша цель!
13. Заключительное примечание
Приложение. Существует ли возможность спасения после смерти?

В настоящей книге мы желаем тщательно рассмотреть проблемы, являющиеся предметом оживленных дискуссий как среди христиан, так и среди неверующих. Их тематика всегда сводится к четырем вопросам:
- Все люди находятся в поисках правды. Следует ли искать ее во всех религиях, поскольку каждая из них может содержать в себе только часть правды?
- Существует так много религий. Все ли они неправильны, есть ли среди них правильные, или все они, в конечном cчете, все же ведут к одной цели?
- Еще до прихода Иисуса на эту землю жило много людей, и христианская весть никому не проповедовалась. Где проводят вечность жившие тогда люди?
- Очень многие люди не имели возможности услышать о Евангелии. Спасены ли они, или являются все погибшими?
Из многочисленных дискуссий автору известно, что в ходе бесед о вере эти вопросы возникают чаще всего.
Многие слушатели задают вышеприведенные вопросы после проповеди Евангелия с целью отвлечь таким способом от собственного вероисповедания. В большинстве же случаев, однако, это именно те вопросы, на которые люди ищут ясный библейский ответ.
Поэтому мы еще раз хотим заняться "жгучей" проблемой, исходя из следующих предпосылок:
- Единственно окончательный ответ может нам дать лишь Сам Бог. Мы хотим сделать подборку библейских высказываний независимо от того, соответствуют они нашим желаемым представлениям или нет. Поэтому мы видим смысл в том, чтобы постоянно ссылаться на Слово Божие.
- Все Писание богодухновенно (2 Тим. 3,16) и носит на себе печать истины (Иоан. 17,17). Придерживаясь этого, мы всегда будем иметь своим основанием твердый фундамент; в противном случае мы можем оказаться на зыбучем песке человеческих теорий.
В настоящей книге мы хотим заняться феноменом множества религий с точки зрения изобретательности человеческого духа. Люди изобретают везде, где только обнаруживают пробел. Они всегда что-то созидают. Они заполняют этот пробел духовно и/или материально. И религии являются подобными изобретениями, а именно: как это будет показано - порождением богатства человеческой мысли, ее желанием заполнить брешь там, где знание о Творце и Его характере было потеряно.
Поэтому поставленную этой книгой тему мы можем, подходя более упрощенно, рассматривать под ключевым словом "открытия". При этом мы будем принципиально различать четыре вида открытий. Если мы постоянно будем держать в поле зрения два вопроса:
- кто сделал соответствующее открытие?
- для чего это открытие было сделано?
то при этом нам нетрудно будет прийти к решению исходной проблемы.

Человек наделен даром изобретать, и его стремление изобретать неизмеримо. Всякий раз, когда люди вставали перед проблемой, они ломали над ней голову и искали решения. Статистика Немецкого Патентного Бюро в Мюнхене (NPB) располагает впечатляющими данными.
Так, только в NPB за годы с 1948 по 1989 было зарегистрировано огромное число - 2 426 739 патентов. Из них 1 552 333 патента приходится на долю Германии. Только в 1989 году в Мюнхене было зарегистрировано 41 патента. Библиотека Немецкого Патентного Бюро в Мюнхене относится к крупнейшим техническим специализированным библиотекам мира. В ней находится 800 000 томов и содержится 16,5 миллионов отечественных и иностранных патентных документов. Коротко рассмотрим некоторые разделы: К человеческим изобретениям относятся такие впечатляющие вещи, как самолет, компьютер и телефон, которые значительно изменили мир, равно как внесли принципы и методы, успешно используемые в повседневной жизни. У многих изобретений были предшественники, которые в свое время вызвали сенсацию, а сегодня являются лишь музейным экспонатом. Так, история сельскохозяйственной техники немыслима без парового плуга. Возьмем, к примеру, паровой лопаточный плуг 1877 года. Этот весивший несколько тонн монстр приводилса в движение паровой машиной и отличался тем, что при таком новом способе обработки почвы земля должна была переворачиваться и одновременно размельчаться и перемеживаться. Его уже давно сменили плуги многоразового переворачивания земли, приводимые в движение тракторами, и только благодаря тому, что дух человеческого изобретательства вновь и вновь брался за эту проблему.
Медицина: Подумаем о техническом уровне медицины, которая с изобретением микроскопа была поставлена на совершенно иное основание. При помощи микроскопических исследований только в прошлом столетии Луи Пастер (1822-1895) пришел к выводу, что определенные микроорганизмы являются причиной болезней. Прошло всего 100 лет с тех пор, как Роберт Кох (1843-1910) открыл туберкулезную бациллу и вибрион холеры; этим самим было положено начало успешной борьбы с ужасными эпидемиями, уносившими массы людей.
Когда в 1895 году Вильгельм Конрад Рентген (1845-1923) открыл названные в честь него лучи, тем самым создались дальнейшие предпосылки для применения технических средств в сфере диагностики заболеваний. Теперь впервые стало возможным увидеть внутренние органы тела без хирургического вмешательства. Один учений недавно установил: "Благодаря открытию Рентгена было спасено больше человеческих жизней, чем погибло во всех предыдущих войнах". С открытием лазерной оптики с недавних пор стало возможным непосредственное просматривание внутренних органов тела (например, желудка, кишечника) и диагностики болезненных мест.
Использование компьютерной томографии даже позволяет представить внутренности брюшной полости в трех измерениях, минуя вредные рентгеновские лучи. Медицина 20 столетия сделала возможными успехи, о которых больные прошлых столетий могли только мечтать.
Это подтверждают только некоторые из множества возможных примеров: новые вспомогательные средства диагностики, новые виды лекарств, начиная с сульфонамидов до антибиотиков, новые методы оперирования, начиная с микрохирургии при трансплантации органов до световой коагуляции и хирургии лазерным лучом. Со времени первой пересадки сердца в 1968 году во всем мире било пересажено более 10 000 сердец. Срок продления жизни на один год удалось поднять с 64% в 1980 году до почти 90% в 1989 году.
Компьютер: К выдающимся открытиям нашего столетия, без сомнения, относится компьютер. Высокопроизводительные cчетные машины производят сегодня несколько миллиардов вычислительных операций в одну секунду, а микропроцессоры становятся все более скоростными, более простыми в использовании, более дешевыми и миниатюрными. В наши дни компьютеры завоевали все сферы науки, экономики, а все чаще и повседневной жизни.
Немецкий изобретатель Конрад Цузе (* 1910) cчитается создателем программируемых cчетных машин. В 1936 году он сконструировал Ц1. Это был cчетчик, работавший чисто механически, с частотой колебаний в 0,2 герц. Ц1 бил разрушен во время войны, однако, техническая документация сохранилась. В 1983 году с помощью Акционерного Общества Зименс (Бад Херсфельд) Цузе начал реконструкцию Ц1. Действующая модель находится сегодня в центре внимания на выставке компьютеров в Музее средств связи и техники в Берлине. В 1941 году Цузе, при помощи своей Ц3, сконструировал первую действующую электроcчетную установку с 2400 реле. Она производила умножение за 3-4 секунды. Использование в ней электронных ламп являлось новым шагом вперед. Американский cчетчик ЭНИАК в 1946 году действовал при помощи 17 000 электронных ламп и других компонентов.
Эта установка весила 30 тонн и производила умножение за 0,028 секунды. В 1955 году ужe существовало второе поколение компьютеров со значительно меньшими по величине транзисторами. В 1958 году впервые было осуществлено интегрированное переключение, причем новаторским открытием было то, что переключатель и компоненты были сконструированы из однородного материала. Постоянное увеличение передаточных элементов, приходящихся на одну кремниевую микросхему (чип, из англ.), привело к созданию третьего поколения компьютеров.
В последние годы количество переключательных функций, приводимых на один чип, каждые два года удваивалось. Сегодня мы имеем возможность уместить все телефонные номера города Брауншвейга на одной единственной микросхеме. Чип памяти объемом в 16 мегабит был впервые разработан в 1990 году. В настоящее время производительность микрокомпьютеров превышает производительность объемных машин, для которых двадцать лет тому назад нужны были залы, и их дальнейшая миниатюризация и увеличение скорости пока не имеют границ. Суперкомпьютеры обладают сегодня захватывающей дух скоростью обработки данных. Самый быстрый компьютер сегодня может совершать более 10 миллиардов cчетных операций за одну только секунду, но и этот рекорд будет в ближайшее время превзойден.
Курьезности: Осенявшие людей идеи приводили к открытиям, которые являются сегодня собранием курьезностей и вызывают у нас лишь улыбку. Так, в 1910 году под номером ДРП 235 849 било запатентовано "Устройство, предупреждающее кражу и возможный обмен головных уборов". В обосновании патента говорилось: "Открытие действует таким способом, что, будучи поставлено в защитную позицию, преграждает вход в углубление головного убора при помощи поперечины, делающей невозможным употребление убора и, в случае необходимости могущей быть использованной для того, чтобы повесить шляпу на гардеробную вешалку и т.п.".
Многие изобретатели cчитали, что достигаемая при ходьбе скорость далеко не достаточна и поэтому cчитали нужным сделать свой вклад в этом направлении. Так, в 1903 году Роберт Михаель из Лейпцига зарегистрировал под номером 152 505 свое изобретение . "дугообразные башмаки". приспособление, увеличивающее длину шага. В описании патента говорилось: "Дугообразные башмаки должны обеспечивать более быстрое продвижение людей во время ходьбы и, в случае необходимости, давать возможность перешагивать через препятствия, не снимая приспособление". Наконец, Георг Эрих Хенель из Грисхайма пришел к мысли пристегивать к ногам газомоторный цилиндр, который давал возможность совершать подрыгивающие движения и, таким образом, продвигаться вперед (NBP 353 119). Множество любопытных открытий связано с попытками получить больше удовольствия от купания. Об этом говорит зарегистрированная Карлом Дитманом "волновая ванна-качалка" (1889, патент N. 51 766).
Вряд ли необходимое сегодня изобретение основано на идее Даниэла Койтмана и Августа Койтеля из Эссена. Под номером 142 380 в 1902 году они зарегистрировали "Приспособление для пробора волос головы". Заявка на патент была сформулирована следующим образом: чтобы каждый "был в состоянии без посторонней помощи в любом месте быстро и ровно сделать пробор на голове, т.е. сделать пробор так, чтобы он был бы параллельным двум взятым прямым по обеим сторонам головы".
Вечный двигатель: "перпетуум мобиле" (лат. вечно движущееся) относится к группе открытий, которые также невозможно обойти молчанием. Относящиеся к этой категории изобретатели часто посвящали всю свою жизнь и жертвовали все состояние, чтобы создать утопическую машину, которая могла бы двигаться за cчет вырабатываемой ею же энергии. Если бы они задумались над основополагающими законами природы (например, закон сохранения энергии, закон превращения энергии), принципиально исключающими такие виды машин, и учли бы их, им бы удалось избежать множества ошибок. Вплоть до настоящего времени некоторые изобретатели все еще интересуются постановкой вопросов, связанных с вечным двигателем. Машина, изобретенная Алессандро Капра, должна представлять собой колесо, которое, если его привести в движение, вращается без снабжения дополнительной энергией.
Неосуществимость этого "вечного двигателя 1 рода" доказывается физическим законом сохранения энергии.
Перпетуум-мобилисты, однако, оказали науке великую службу: своими неутомимыми усилиями они доказали, что никакая человеческая фантазия не в состоянии перехитрить законы природы.
Виды изобретений: По своим результатам и значению различные изобретения можно подразделить на следующие группы:
1. Существуют многочисленные технические изобретения, могущие облегчить нашу жизнь и усовершенствовать быт человека: авторучка, телефон, автомобиль и электричество относятся сегодня к привычным предметам нашего бытия, причем мы забываем, что они являются плодом человеческого изобретательского духа.
Уже невозможно представить себе наши больницы без современной медицинской аппаратуры и методов лечения.
Круг их широк: от лейкопластыря до систем искусственного поддержания дыхания и кровообращения.
2. Существуют открытия, никогда не имевшие значения и до сегодняшнего дна относящиеся к курьезам.
3. Существуют изобретательские попытки сделать невозможнoe возможным. Идеи перпетуум-мобилистов были плодом мыслей, которые невозможно было претворить в жизнь; это били достойные сожаления ошибочные пути, но их можно было избежать со времени открытия Юлиусом Робертом Мейером (1814-1878) закона сохранения энергии.
4. Наконец, существуют изобретения, которые было бы лучше не делать, так как они только принесли человечеству нужду, страдания, боль и смерть. К таковым относятся все военное оружие, а также орудия и методы пыток.
Изобретательская способность людей распространяется не только на технические проблемы, но и охватила все сферы жизни и общества. Точно таким же образом люди придумали всевозможные философии, идеологии и политические системы. Изобретательский дар человека не останавливался ни перед чем. В данной главе мы ознакомились с первым видом изобретений. Изобретателем является человек.

Существуют поистине гениальные конструкции и концепции, при знакомстве с которыми приходишь в изумление.
Но мы напрасно будем искать их в патентных бюро. Нам бы хотелось обратить внимание читателя на некоторые примеры подобных изобретений:
- Знали ли Вы, что пятнистый дятел ударяет дерево со скоростью ударов в 25 км/час, не получая при этом сотрясения мозга? Обнаружено, что его мозг не подвержен сотрясению, так что у него даже не возникает головных болей.
- Знаете ли Вы, что существуют птицы, которые способны двигаться вперед, назад, в стороны и перпендикулярно вверх и вниз или просто неподвижно висеть в воздухе? Такая универсальная артистическая способность передвижения в воздухе была обнаружена у колибри. При 80 ударах в секунду частота взмахов их крыльев достигает величины, на 60% превосходящей частоту переменного тока. Частота дыхания колибри - 250 раз в минуту, а их сердце за это время совершает более тысячи ударов.
- Знаете ли Вы, что пингвин обладает таким малым сопротивлением течению (относительно поперечного сечения; в учении о течениях обозначается единицей сопротивления течениям "cw"), с которой не может равняться ни одно техническое транспортное средство с минимальным сопротивлением, независимо от того, является ли это подводная лодка, гоночный автомобиль или лучшие конструкции дирижаблей. Форма пингвина настолько экономична, что свои элегантные и быстрые плавательные маневры он совершает с чрезвычайно малой затратой энергии.
- Знаете ли Вы, что существуют рыбы, живущие на глубине 10 000 м, то есть в абсолютной темноте, и носящие на своем теле лампы, которые на 100% перерабатывают энергию в свет? Среди них обнаружены лампы различного света, у которых не происходит потери тепловой энергии. (Полезный коэффициент светового излучения используемых в быту ламп в большинстве случаев достигает только 10% от затраченной энергии).
- Знаете ли Вы, что при фотосинтезе, который происходит в каждом листочке, солнечный свет перерабатывается в химические носители энергии? Известно ли Вам, что этот гениальный процесс превращения энергии не мог быть осуществлен ни одним химиком или техником-исследователем?
- Знаете ли Вы, что сердце человека совершает 100 ударов в день и 2,5 миллиардов за 70 лет? За это время оно могло бы наполнить кровью целый небоскреб. При помощи густо переплетенной сети 2500 километров артерий, вен и капилляров - а их длина могла бы равняться расстоянию от Москвы до Парижа - все части тела снабжаются кровью. Вот где изобретен насос, не требующий обслуживания и (как правило) работающий без запасных частей в течение всей жизни.
- Знаете ли Вы, что ген человека (наследственная субстанция) содержит 3 миллиарда генетических букв-нуклеотидов? Если бы их названия напечатать в один ряд на пишущей машинке, то эта цепочка имен протянулась бы от северного полюса до экватора. Если бы эту работу непрерывно выполняла опытная секретарша со скоростью 300 ударов/мин в продолжение 220 рабочих дней в году при восьмичасовом рабочем дне, ей бы не хватило всей своей трудовой жизни для того, чтобы только напечатать это огромное количество букв. Ей бы пришлось заниматься этим 95 лет! Наследственная информация кодируется формой двухспиральной молекулы-ДНК (частями которой и являются гены), которая занимает объем в три миллиардных доли кубического миллиметра (3х10 в минус девятой степени мм. куб.). Здесь имеет место такая потрясающая плотность информации, что даже самые современные компьютеры уступают ей в десять раз. Постараемся наглядно изобразить информационную плотность этого материала. Представим себе, что мы берем материал булавочной головки диаметром в 2 мм и вытягиваем ее в проволоку, которая должна иметь тот же диаметр, что и молекула ДНК. Какой длины оказалась бы эта проволока?
Ею можно было бы охватить экватор 33 раза! Могли бы Вы себе это представить?
- Знаете ли Вы, что ученый-программист в состоянии проектировать за день в среднем около 40 знаков программного кода, если учесть время, начиная с момента концепции до ввода в эксплуатацию. Если же исходить из количества знаков гена человека, то для выполнения этого задания понадобилось бы огромное число программистов - более 8 000, которым пришлось бы работать над этим проектом всю свою трудовую жизнь. Но ни одному программисту, однако, не известно, как оформить программу, которая должна разместиться на растянутом волоске ДНК длиной только в один метр.
- Знаете ли Вы, что способ аккумуляции энергии, реализованный в каждой живой клетке, представляет собой самую высокую плотность аккумуляции, которая была до сих пор известна? Если переcчитать количество информации, содержащейся в гене человека, в книги карманного формата по 160 страниц каждая, то это будет равняться тиражу почти в 12 000 экземпляров. Если мы вспомним о поразительном количестве информации, умещающейся на 16-мегабитном чипе, то здесь нам следует в почтительности остановиться, ибо в молекуле ДНК человека могло бы уместиться информации в 1400 раз больше.
А если задаться вопросом, сколько можно было бы уместить подобных карманных книжек в ДНК, соответствующей по величине булавочной головке, то получим ответ: 15 биллионов штук. Если сложить их одну на другую, то получилась бы стопка, в 500 раз превышающая расстояние от Земли до Луны, а это все жe 384 000 км! Иными словами: если бы разделить это количество книг на всех жителей земли (5 миллиардов человек), то каждый получил бы по 3 000 экземпляров!
Рассматривая открытия вышеназванного вида, очень легко увидеть цель их создания и предназначение. Когда жe задашься вопросом об их авторе, об изобретателе всех этих концепций, то, без всякого сомнения, не может быть и речи о том, чтобы им был человек. Остается только одно удовлетворительное решение: это дела Творца!
Это фундаментальное признание существования Бога, которое можно вывести на основании рассуждений "от творения к творцу", доступно каждому человеку, независимо от того, знаком ли он с библейской Вестью или нет. Кто-то однажды спросил бедуина, откуда он знает, что существует Бог. На это он ответил следующее: "Откуда я знаю, проходил ли ночью мимо моей палатки человек или верблюд? я знаю кто по следам на песке. Кто, оглянувшись, может не увидеть в мире Божьи следы?" Ужe в Ветхом Завете говорится об этом бессловесном, но доступном всякому человеку способе признания Бога на основании видимых творений: "Небеса проповедуют славу Божию.." (Пс. 18,2). Тут уж никто не имеет извинения, ибо "познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили..." (Рим. 1,21). Доказательством этого являются самые разнообразные виды веры в Бога у первобытных народов. И языческие философы античности подтверждают нам истинность вышесказанного утверждения:
Аристотель (384-322 до р. Х.): "Бог, не видимый ни одному смертному, становится видимым в Своих творениях".
Платон (427-347 до р. Х.): "Мир должен был иметь свое начало. Этим началом является вечный Творец".
Цицерон (106-43 до р. Х.): "Небо и созвездия яснее всего доказывают нам, что они подчиняются Божеству, мудрость Которого превосходит всякий человеческий дух".
В этой главе мы узнали о втором виде изобретений. Изобретателем является Бог.

4.1 Проблема человека

Нашей самой большой проблемой перед Творцом, Чье существование мы осознали на основе предыдущих высказываний, является наша вина перед этим Богом и перед людьми. Со времени грехопадения человек живет вдали от Бога, и совесть со всей определенностью указывает ему на это состояние: "Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую " (Рим. 2,14-15).
В Доброй Вести (1982) эти в дальнейшем важные стихи переведены еще доступнее для понимания: "У других народов нет закона Божьего; но среди них есть люди, которые, будучи чувствительными от природы, делают именно то, чего требует закон. Хотя им ничего не было сказано о нем, они все-таки носят его в себе. Их поступки показывают, что требования закона записаны в их сердцах, и об этом свидетельствует их совесть, голос которой то обвиняет, то защищает их".
Вложив в человека совесть, Творец дал не только христианам, но и всем язычникам индикатор, указывающий на то, что существует добро и зло. Греческое слово для понятия "совесть" в Новом Завете - "syn-eidesis", и дословно оно обозначает "тоже знающий, осведомленный". Таким образом, это авторитет, который сопереживает все, что делает или думает человек. Создавая нас, Бог облагородил нас этой составной частью Божьего подобия.
Наряду со многим другим Бог, этим самым, провел явное различие между человеком и животным, которое не может иметь морального суждения о своих действиях.
Ошибочное поведение, которое Библия называет грехом, тяготит нас и, тем самым, указывает на разрыв между Богом и человеком. Эта ситуация во все времена признавалась проблемой, поэтому изобретательный дух человека взялся за то, чтобы
- наладить отношения с Богом
- успокоить совесть.
Для достижения этих целей человек предпринимал множество попыток. При этом было придумано много разнообразных представлений о Боге, нашедших свое выражение в тысячах религий. Приводим лишь несколько примеров:
Политеизм (греч. полис = много; многобожие): люди поклоняются нескольким или многим богам.
Монотеизм (греч. монос = один, единый; единобожие): здесь в основе лежит представление о только одном боге как высшем существе. (При более точном дифференцировании следовало бы различать между монистическим и триединым монотеизмом). Представители эволюционного учения рассматривают монотеизм как высшую ступень развития религии.
Пантеизм (греч. пан = все, вместе, общее; всебожие): отождествление Бога с природой, рассматривание природы как воплощение божества. Шопенгауэр назвал пантеизм благородной формой атеизма.
Теизм (греч. теос = Бог; вера в Бога): он признает существование единого Бога в виде личности, стоящей вне и над миром, которая есть все во всем и всем управляет, но не требует особого отношения к себе со стороны людей и не ищет с ними общения.
Деизм (лат. деус = Бог; учение о Боге): это возникшее в Англии учение хотя и исходит из идеи существования Бога как первопричины мира, Который привел в движение колесный механизм вселенной, ничего общего с Ним теперь не имеет. Известными представителями его были Вольтер, Руссо и Лессинг.
Атеизм (греч. атеос = без бога, безбожный): это мировоззрение (а, следовательно, и вид религии), отрицающее существование Бога. Религиозная наука различает теистические и атеистические религии (например, хинаяна-буддизм и более древний таоизм). В "христианских" странах атеизм часто понимался как движение, противостоящее христианству: "Потустороннего мира не существует, встреча не может быть". Марксист Август Бебель, однако, заметил: "Если же Бог все-таки существует, то мы остаемся в дураках".
Нетрадиционные религии (англ. Нью эйдж = новый мир, новый век): Это попытка скомбинировать дальневосточную религиозность с современной верой в прогресс. Мышление представителей нетрадиционных религий обещает ликвидацию всех противоположностей, являющихся причиной современных кризисов, в некоем высшем единстве, которое объединит человека, природу и Бога в царстве рая.
Синкретизм (новогреч. синкретисмос = объединение двух спорящих против третьего): смешение различных религий, мировоззрений и философских учений в одно новое учение.
По представлениям примитивных религий в природе есть существа и силы, которые человек может расположить к себе жертвоприношениями и ритуальными обычаями или держать их на расстоянии заговариваниями. К таким представлениям относятся:
Анимизм (лат. анима = душа; вера в душу): одухотворение сил и явлений природы, анимизм выражается в представлении беcчисленных привидений и духов. Он такжe представлен и в монотеистических религиях.
Фетишизм (португ. фетичо = средства волшебства): поклонение безжизненным вещам на основе веры в то, что они обладают таинственными силами. Сюда же относится вера современного человека в амулет и талисман.
Тотемизм (из языка индейцев): вера в сверхъестественную связь родовой группы (или одного человека) с каким-либо предметом природы. Согласно этому, группы людей происходят от животного, растения, созвездия или орудия труда и находятся с ним в кровной близости.
"Тотем" является олицетворением, служащим предметом поклонения, поскольку cчитается великим покровителем рода и символом внутренней связи.

4.2 Что такое религия?

Так как мы в дальнейшем будем еще часто пользоваться понятием религия, нам следует точно установить, что мы под ним подразумеваем. Это нужно потому, что существуют различные определения понятия религии.
Многочисленные обозначения феномена религии отражают различные аспекты этого сложного понятия: Цицерон понимает образованное римлянами латинское слово религио, как тщательное проявление внимания к чему-то важному, как сознательное соблюдение обязанностей по отношению к богам. В греческом языке выражение еусебея (богобоязнь, святость) играет подобную же роль. В арабском и новоперсидском дин на первый план выступает правовой аспект. В индийском слове дхарма (санскрит) или дхамма (пали) подразумевается "то, чего следует придерживаться", а именно, закон. Китайское цьяо, японское кио и корейское хак, в противоположность этому, указывают на "учение".
Определение понятия "религия" согласно сегодняшней науке о религии: В своей книге "Марксизм - опиум для народа?" Томас Ширмахер занимается вопросом различных определений религии, какие произвела религиозная наука. По Ширмахеру, в рамках этого предмета нет однородных и связных положений; наоборот, ученый-религиовед Кристоф Эльзас собрал сотни определений и сопоставил их. Сравнивая религии, невозможно выбрать хотя бы одну из многих, которая служила бы примером описания для всех других. Спектр религий настолько широк, что между ними можно обнаружить лишь очень мало общих характерных черт. Мы приводим здесь четыре определения, отражающие сущность большинства остальных:
(1) "Специфическая функция религии заключается в предоставлении окончательных основополагающих превращений, которые переводят неопределенность и невозможность определения сферы мировоззрения в определенность или возможность определения ее границ" (Никлас Луман).
(2) "Под религиозной системой подразумевается всякая взаимосвязь мыслительных элементов (и вытекающих отсюда действий, представлений и предметов), выполняющая функцию предоставления человеку окончательного объяснения окружающего его мира и неизменяемых норм его поведения" (Ульрих Бернер).
(3) "Каждая религия сводит жизнь и всемирную историю к центральным вопросам. Именно эти вышеназванные понятия и ценности, которые могут быть признаны только верой, происхождение которых невозможно проследить, составляют суть религии" (Томас Ширмахер).
(4) "Религия есть форма человеческого бытия, вытекающая из отношения к некоему Разуму, причем, в различных религиях этот Разум понимается либо как нечто внемировое, либо как часть самой природы" (Г. Шлетте, Г. Беллингер).
Из этих широких обобщений, в значительной степени выходящих за рамки представлений, названных в разделе 4.1, следует основополагающий вывод:
Религия является основной необходимостью каждого человека!
Русский религиозный критик Николай Бердяев свел это к следующей формулировке: "Человек неизлечимо религиозен." Допущение высшего начала или практикование молитв и ритуалов, согласно определениям с (1) по (4), еще не является необходимой предпосылкой для религии. Их наличие, однако, достаточно для того, чтобы говорить о соответствующей системе как о религии.
Каждый человек нуждается в законченном объяснении мира, в котором он живет, ему нужны нормы, по которым он мог бы равняться. Это исходный пункт религии: "В тот момент, когда люди из какого-то мировоззрения делают выводы для своего образа жизни, когда они из общих ценностных и целевых представлений, имеющих для них смысловой характер, создают норматив своей жизни, - тогда начинается религия". В этом смысле к религии относится не только христианство, но и марксизм является ее специфической формой.
И марксист верит в не подлежащие сомнению положения, а именно, что для него материя вечна, что для него труд создал человека и что, согласно его вере, диалектическое развитие истории приведет к коммунистическому обществу. Подобные убеждения были свойственны и национал-социализму, так что и эта система представляет собой религию. Гитлер неоднократно говорил о "провидении" как о некоей высшей сути. В свидетельстве рейхсфюрера молодежи Балдура фон Шираха о Гитлере легко проглядывает молитвенная форма:
Мы часто слышали звучание твоей речи
И, сложив руки, слушали, как каждое слово проникало в наши души.
Все мы знаем: придет конец, который освободит нас от скорбей.
Великий год, поворотный момент судьбы!
Разве есть что-нибудь, могущее воспрепятствовать?
Чистая вера, которую ты нам дал, пульсирует в нас, молодых.
Мой фюрер, только ты есть путь и цель!
Искусство тоже может стать религией. Так, например, Рихард Вагнер (1813-1883) написал следующий символ веры, который лишь чисто внешне напоминает христианские формулировки, но по содержанию не имеет с ним ничего общего:
Верую в Бога, Моцарта и Бетховена, а также в их учеников и апостолов;
верую во Святого Духа и истину единого, неделимого искусства;
верую, что это искусство исходит от Бога и живет в сердцах всех просвещенных людей;
верую, что, кто хотя бы раз вкусил возвышенное наслаждение этого высокого искусства, тот навечно должен остаться преданным ему и никогда не может ему изменить;
верую, что все освящаются этим искусством, а поэтому всякому дозволено умереть за него;
верую, что смерть глубоко оcчастливит меня;
верую, что здесь на земле а был диссонирующим аккордом, который может разрешиться благородно и чисто только через мою смерть.
Верую в судный день, когда прокляты будут все те, которые осмелились в этом мире заниматься ростовщичеством высокого чистого искусства, которое они беcчестили и развенчивали вследствие испорченности своих сердец и низкой похоти чувств;
верую, что в вечности участь таковых будет слушать свою музыку.
Верую, что, напротив, приверженцы высокого искусства будут покоиться в небесном сиянии солнца, будут преображенными в благом звучании облаков и в вечности соединятся с божественным источником всякой гармонии.
Да будет ко мне проявлена милость! Аминь.
Определение религии, выведенное на основе Библии: При последующем исследовании вопроса мы будем возвращаться не к одному из многих определений различных сравниваемых религиозных учений, но предпочтем определение, сделанное на основе Библии. Мы сделаем это на том основании, что хотим судить о религиях не с собственной, субъективной, но с библейской точки зрения (смотрите главу 5.3). Слово "религия", как таковое, не встречается в Библии, и все же тема религии описывается в ней удивительно точно. Важное высказывание на эту тему мы находим в Псалме 95,5: "Все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил".
Принимая во внимание последующие используемые нами библейские высказывания, мы даем следующее определение религии:
Определение религии (данное на основе Библии) (Д1): "Всякое какое бы то ни было представление о Боге у разных народов земли, или же всякая мыслительная система с не подлежащими сомнению вероисповеданием и нормами поведения, сознательно или бессознательно выступающими вместо названного в Библии Творца, являются религией".
Согласно этому нашему определению Д1, из которого мы будем исходить при рассмотрении дальнейших проблем, вера в библейского Бога и вера в Иисуса Христа не попадает, таким образом, под рубрику "религия". После этого Евангелие Иисуса Христа ни в коем случае не должно, таким образом, смешиваться с религией. Следует заметить, что в ходе истории христианство непременно выступало как религия. Поэтому 95 тезисов Лютера являются призывом порвать с религией и обратиться к Евангелию.
И "христианские" секты, в зависимости от особенностей, все больше и больше вступают на путь религии.
Какие же системы, таким образом, мы cчитаем религиями?
Облегчить эту классификацию нам поможет подразделение на следующие три группы:
1. Религии в более узком смысле этого слова: Системы, которые мы обозначим как религии, исходя из общепринятого мнения, поскольку в них официально имеются боги или духи, священники и храмы. Молитвы и ритуалы играют важную роль (напр. ислам, индуизм).
2. Философские системы, в которых, в общем, не существует поклонения богам, но которые явно претендуют на роль библейского Творца (напр. марксизм, национал-социализм (фашизм), антропософия). И эволюционное учение, согласно определению Д1, явно относится к религии, так как Творец не рассматривается в нем как первопричина жизни, но подменяется другим объяснением.
Так, биолог сэр Джулиан Хаксли говорит: "Лично я испытываю огромное духовное облегчение, вытекающее из отрицания идеи Бога, как сверхъестественного существа... Дарвинизм удалил идею Бога-Творца из сферы рационального обсуждения".
В этом смысле Эдуард Остерман на основе многочисленных цитат представителей эволюционного учения сформулировал символ веры этой религии. В эволюционном учении мутация и селекция, случай и необходимость, неограниченность периода времени являются богами-заменителями личности Творца. В Иеремии 10,11 говорится про таких богов: "Боги, которые не сотворили неба и земли, иcчезнут с земли и из-под небес".
3. Незаметные религии, которые вначале вовсе не кажутся нам религией, а, скорее, индивидуальным укладом жизни. К ним относится, например, маммона.
Маммона является понятием из арамейского языка, означающим богатство и роскошь.
В Ев. от Луки 16,13 Иисус говорит: "Не можете служить Богу и маммоне". Здесь маммона выступает альтернативой Богу. Любовь к деньгам и материализм занимают место веры в библейского Бога. Вот почему и эту систему, согласно нашему вышеприведенному определению Д1, следует отнести в разряд религии. Иными словами, религией является все то, что выступает конкурентом библейской веры: На что а полностью полагаюсь? Что является источником смысла моей жизни? К чему привязано мое сердце? Чем а руководствуюсь, принимая основополагающие решения в моей жизни? Что а люблю более всего? Откуда а черпаю основные принципы своего поведения? Иисус говорит: "Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мат. 6,21).
О религии маммоны ми читаем уже в Ветхом Завете.
Иов ставит следующие вопросы: "Полагал ли я в золоте опору мою, и говорил ли сокровищу: "ты надежда моя"? Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много?" (Иова 31,24-25).
И он cчитает маммону подменой живого Бога, когда справедливо заключает: "Потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего" (Иов. 31,28б).

 ΛΛΛ     >>>   

Он видит возвращение исцеленного неемана к дому пророка
Настоящее обращение приносит только quot
Уже первые христиане считали это высказывание важным
Человек проявил непослушание
Без обращения никто
Ферберн Д. Иными глазами... Взгляд евангельского христианина на Восточное Православие электронная

сайт копирайтеров Евгений