Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Уайтфорд Д. Только одно Писание?

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
Мф. 7, 13-14.

Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
Лк. 13, 24.

ОБ АВТОРЕ Диакон Джон Уайтфорд, до своего обращения в православие, был служителем одной из многочисленных протестантских деноминаций, а именно Назорейской Церкви (США). Он закончил Южный Назорейский Университет в г. Бетани, штат Оклахома, получив ученую степень бакалавра в области религиоведения. Впервые он столкнулся с православием благодаря своему участию в движении "За сохранение жизни" (Церковно-общественное движение в США, выступающее против абортов. — Прим, переводчика), где познакомился с о. Антонием Нельсоном, настоятелем православного храма во имя св. Венедикта, и его прихожанами. Спустя год, проведенный им в исследованиях Священного Писания и изучении трудов раннехристианских отцов, он присоединился к Православной Церкви. В настоящее время о. Джон служит в Свято-Владимирском храме в Хустоне и одновременно учится в Новосаровской пастырской школе (штат Техас). ИДЕЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЕРЫ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ НАСТОЛЬКО НЕЗЫБЛЕМА ДЛЯ ПРОТЕСТАНТИЗМА, ЧТО ПОДВЕРГАТЬ ЕЕ СОМНЕНИЮ РАВНОСИЛЬНО ДЛЯ НИХ ОТРИЦАНИЮ БОГА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Почему "только одно Писание"?
Несостоятельность учения, признающего "только одно Писание"
А. Это учение опирается на ряд ошибочных предпосылок
Ложная предпосылка №1. Библия — наивысший авторитет в вопросах веры, благочестия и богослужения.
[a] Учит ли само Священное Писание, что оно является полностью "самодостаточным"?
[б] Какова была цель новозаветных писаний?
[в] Является ли на самом деле Библия "самодостаточной" для протестантов?
Ложная предпосылка №2. Древняя Церковь основывалась лишь на Священном Писании, в то время как Предание возникло гораздо позже и является отражением человеческих заблуждений
Ложная предпосылка №3. Любой человек может толковать Писания самостоятельно, без помощи Церкви
Б. Учение, признающее в качестве источника веры лишь Священное Писание, не удовлетворяет собственному критерию
В. Несостоятельность протестантских методов толкования Библии
Подход №1 — Нужно понимать Библию буквально — текст ее ясен
Подход №2 — Правильное понимание сообщает нам Святой Дух
Подход №3 — Неясные места следует толковать при помощи ясных
Подход №4 — Историко-критический экзегезис
Православный подход к Священному Писанию
"...во что верили ПОВСЮДУ"
"...во что верили ВСЕГДА"
"...во что верили ВСЕ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

С тех пор как я обратился из евангелических христиан в православную веру, я часто замечал, что среди людей, рожденных и воспитанных в православии, сам факт обращения протестанта вызывает удивление. И это вовсе не потому, что они сомневаются в правильности своей веры; просто им кажется невероятным, что всем известное протестантское упорство в собственных заблуждениях могло быть поколеблено.

В конце концов я понял: большинство православных имеет весьма смутное и ограниченное представление о том, что такое протестантизм и каковы его корни. Таким образом, когда исконные православные спорят с протестантами, они, как правило, не понимают друг друга, даже несмотря на то что часто употребляют одни и те же слова, - ибо говорят они на разных богословских языках. Другими словами, у них нет общего богословского базиса, который позволил бы им обсуждать то, что их отличает друг от друга. Конечно, если принять во внимание, что в настоящее время существует более двух тысяч различных протестантских деноминаций (единственная общая черта которых состоит в том, что каждая из них претендует на исключительно правильное понимание Библии), то можно только посочувствовать тем, кто захочет в этом разобраться.

Но несмотря на все препятствия, стоящие на их пути, у протестантов, безусловно, все же есть надежда прийти к Истине. С их тягой к богословскому знанию, к истинному богопочитанию и подлинной древнехристианской вере, они фактически стучатся в двери нашей Церкви. (Конечно, для тех, кто к данной проблеме равнодушен, подобное заявление звучит странно.) Их больше не удовлетворяет противоречивость и зыбкость религиозной жизни современной протестантской Америки; но прежде чем мы раскроем двери перед этими вопрошателями, мы должны соответствующим образом подготовиться. Поистине этим людям есть что спросить у православных! Многие из них — это протестантские служители или просто наиболее образованные в религиозных вопросах рядовые верующие. Это искренние искатели истины, но им придется многому учиться заново, и тогда им потребуется помощь со стороны достаточно теоретически подготовленных православных, хорошо представляющих себе как сущность протестантизма, так и то — что, пожалуй, еще важнее, — во что они веруют сами.

По иронии судьбы (или, быть может, по Промыслу Божьему), всплеск интереса к православию среди американцев протестантских вероисповеданий совпал по времени с беспрецедентным натиском на православное население России и других восточных стран со стороны чуть ли не всех существующих религиозных сект и группировок, ставшим возможным благодаря падению железного занавеса. Впереди всех, наступая друг другу на пятки, выступают американские "евангелики" и "харизматики", наперебой хвастающиеся друг перед другом тем, что сумели завоевать позиции даже среди безбожных русских. Таким образом, мы, православные, поставлены в настоящее время перед двойной, требующей безотлагательного решения, проблемой: с одной стороны, наш миссионерский долг — свидетельствовать о вере среди протестантов здесь на Западе; а с другой — мы должны серьезно бороться с распространением ересей среди православных как здесь, так и в традиционно православных странах. В любом случае мы должны срочно вооружиться необходимыми знаниями и пониманием стоящих перед нами задач.

Быть может, наиболее обескураживающей чертой протестантизма — чертой, которой протестанты обязаны своей репутацией несговорчивых упрямцев, — является его раздробленность на множество враждующих между собой сект и толков. Как у мифической гидры, количество его "голов" все время умножается, и хотя, безусловно, необходимы понимание и анализ всех протестантских сект, ключ к победе следует искать не здесь. Для того чтобы понять верования каждой его ветви, требуется знание истории протестантизма вообще, тщательное исследование всех основных направлений в протестантском богословии и богопочитании, а также знакомство с современной многотомной протестантской литературой, позволяющей вникнуть в сущность новейших течений протестантской мысли и практики (таких как, например, либеральная или диалектическая теологии или "религия сердца"). Но даже овладев всеми имеющимися материалами, вы не можете надеяться на то, чтобы быть в курсе особенностей все новых и новых деноминаций, возникающих чуть ли не ежедневно. Однако, при всех их различиях, у них имеется нечто общее, позволяющее подвести этот аморфный конгломерат из тысяч различных группировок под одну общую категорию — "протестант".

Все протестантские объединения веруют (с небольшими отличиями), что правильно именно их понимание Библии, и хотя между ними существуют разногласия относительно того, что же говорит Св. Писание, все они, как правило, согласны в одном: толкование Библии должно осуществляться своими собственными силами, без привлечения церковного Предания. Если вы осознаете этот пункт их веры, в чем его ошибочность и каков должен быть правильный подход к Писанию, вы можете начинать дискуссию с протестантом любого направления. Коль скоро вы ухватите этот существенный момент, вам станет ясно, что даже такие деноминации, как баптисты и свидетели Иеговы, на самом деле не так уж отличаются друг от друга, как может показаться со стороны. Действительно, если вам когда-нибудь приходилось слышать, как спорят о Библии баптист со свидетелем Иеговы, вы могли заметить, что в конечном счете они просто перебрасываются цитатами из Писания. Если при этом они примерно одного интеллектуального уровня, никто из них не сможет одержать верх в споре, так как у них одинаковый подход и оба они не подвергают сомнению общую для них посылку в отношении Библии; ни один из них не способен увидеть, что проблема как раз и заключается в ошибочности самого их подхода к Писанию. Здесь-то и кроется сердце многоголовой гидры ересей — проткните его, и тогда ее многочисленные головы безжизненно падут па землю.

Почему "только одно Писание"?

Если мы хотим понять, что думают протестанты по этому поводу, мы должны сначала узнать, почему они веруют в то, во что веруют. Действительно, если мы попытаемся поставить себя на место реформаторов — таких, например, как Мартин Лютер, — мы должны понять причины, заставившие их выдвинуть тезис, что только одно Писание является безошибочным источником христианского вероучения. Если учесть моральное разложение, царившее в Римской Церкви, порочные идеи, которые она выдвигала, и то извращенное понимание Предания, которое она защищала, и если еще принять во внимание тот факт, что Запад в течение нескольких столетий не имел сколько-нибудь значительного соприкосновения с православным наследием, с которым у него были общие корни, то трудно себе представить, как, находясь в подобных обстоятельствах, такой человек, как Лютер, мог бы отреагировать иначе, с тем чтобы получить лучшие результаты. Как мог Лютер обратиться к Преданию для борьбы с злоупотреблениями, когда это предание (как считали все на латинском Западе) воплощалось в том самом папстве, которое и было главным виновником злоупотреблений? Для Лютера это было предание, сбившееся с пути, и если он хотел преобразовать Церковь, то должен был, прежде всего, поставить ее на твердое основание, обратившись к Священному Писанию. На самом деле, Лютер никогда не намеревался полностью отказаться от Предания, и он никогда не пользовался "только одним" Писанием. Но что он действительно попытался сделать — так это использовать Писание для того, чтобы избавиться от той части римского предания, которая подверглась порче. К сожалению, его риторика оказалась сильнее его практики, и более радикальные реформаторы довели идею "только одного Писания" до полного абсурда.

Несостоятельность учения, признающего "только одно Писание"

А. Это учение опирается на ряд ошибочных предпосылок

Ложная предпосылка №1. Библия — наивысший авторитет в вопросах веры, благочестия и богослужения.

 ΛΛΛ     >>>   

Как надо толковать священное писание
Православная церковь правильно понимает библию
Нешитов П.Ю. Жизнь последняя в Коране и жизнь вечная в Новом Завете

сайт копирайтеров Евгений