Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

46. «In using this self-designation, Jesus implied his own pre-existence.» R. G. Hamerton-Kelly, Pre-existence, Wisdom and the Son of Man (1973), 100.

47. See T. W. Manson, «Realized Eschatology and the Messianic Secret,» in Studied in the Gospels, ed. D. E. Nineham (1955), 209-21.

 

Введение

Самое важное мессианское наименование, с которым мы сталкиваемся, исследуя самооткровение Иисуса — наименование «Сын Божий». В истории богословской мысли данное выражение означало и означает божественную природу Иисуса Христа. Он — Сын Божий, то есть Бог-Сын, второе лицо триединого Божества. Однако, приступая к исследованию данного выражения в синоптических Евангелиях, мы приходим к выводу, что без обстоятельного рассмотрения данного термина нельзя заключить, что оно несло в себе возвышенный смысл, поскольку из истории ясно, что в иудейской духовной литературе, а так же в Ветхом Завете оно использовалось в иных значениях, отличных от того, которое мы привыкли в нем усматривать. Поэтому сначала надо исследовать историю употребления этого выражения в его различных смысловых вариантах, а затем переходить к Евангелиям, чтобы определить, насколько возвышена та концепция, которая выражена в этом слове.

Значение наименования «Сын Божий»

Дж. Воз подчеркивает, что данное наименование может употребляться по меньшей мере в четырех различных вариантах. 1 Те, кто сотворен Богом, могут именоваться детьми Божьими в смысле этой сотворенности, так как своим бытием, своей жизнью они обязаны непосредственной творческой деятельности Бога. Адам назван Божьим сыном примерно в том смысле, в каком Сиф был сыном Адама (Лк. 3:38). В каком-то смысле тоже значение имеется в виду и в 4-й главе книги Исход (Исх. 4:22), где Бог говорит об Израиле как о Своем сыне, Своем первенце. «Не один ли у всех нас Отец, не один ли Бог сотворил нас?» — читаем мы в книге пророка Малахии 9мал. 2:10). По-видимому, в таком же смысле Сыном Божьим назван Иисус (Лк. 1:35), поскольку Его рождение было результатом непосредственного творческого действия Святого Духа в теле Марии. 2

Надо сказать, что данная концепция не является строго иудейской; говоря о Боге, Платон, в частности, отмечает: «Поистине задача была в том, чтобы открыть Творца и Отца Этой вселенной; но открыв Его, было бы делом невозможным возвестить Его всем людям». 3 Такую же богословскую установку мы находим и в речи Павла в Афинах, где стремясь пояснить христианскую истину, он обращается к языку стоиков и, в частности, приводит цитату, которая гласит: «Мы Его и род» (Деян. 17:28). Здесь мы имеем дело с всеобщим отцовством Бога, и отсюда следует, что, будучи сотворены одним Богом, все люди — братья и сестры. Однако надо сказать, что в данном случае мы имеем дело с богословием творения, но не с богословием искупления. В данном отношении сыновство по отношению к Богу предстает как некая универсальная истина, под которую по природе попадают все люди, поскольку все по сути своей, дети Божьи. Этот факт должен сказываться как на их отношении к Богу, так и на отношениях между собой. Нам надо выяснить, в какой мере теология общей товарной природы вошла в учение Иисуса.

Во-вторых, выражение «дитя Божье» может использоваться для описания тех отношений, которые человек поддерживает с Богом, будучи предметом Его любящей заботы. Здесь данное выражение используется в нравственно-религиозном ключе и может применяться как к отдельным людям, так и к народу Израиля. Нечто подобное мы встречаем в 4-й главе книге Исхода (Исх. 4:22). Здесь Израиль предстает не только как народ, вызванный к бытию творческой деятельностью Бога, но как Божий первенец, предмет Его особой отчей любви. Израиль — избранный народ. На протяжении всего Ветхого Завета неоднократно отношение Израиля к Богу описывается в контексте его сыновства. 4 В Новом Завете эта концепция наполняется более глубоким содержанием, поскольку христиане именуются детьми Божьими как по рождению (Ин. 3:3, 1:12), так и по усыновлению (Рим. 8:14,19; Гал. 3:26; 4:5). Отметим, что рассматривая Отчую природу Бога, мы анализировали этот аспект сыновства. 5

Что касается третьего варианта, то в нем данное выражение используется в мессианском ключе: царь из колена Давидова назван «сыном Божьим» (2 Цар. 7:14-. Речь в данном случае не обязательно идет о Божественной природе этого мессианского персонажа; здесь просто указывается на признанный статус Мессии и не более того.

Четвертое значение — теологическое. В новозаветном откровении, а затем в христианском богословии наименование «Сын Божий» начинает приобретать более возвышенный смысл: Иисус — Сын Божий, поскольку Он Сам — Бог, и в силу этого причастен Божественной природе. Иоанн, например, стремится показать в своем Евангелии, что Иисус — это и Христос, и Сын Божий, и из вступления видно, что будучи Сыном Божьим, Логосом, Иисус существовал до сотворения мира, Сам был Богом и затем воплотился, чтобы открыть Бога людям. Именно это имеет в виду Павел, когда говорит, что Бог послал Сына Своего в подобии греховной плоти, чтобы сделать для человечества то, что не смог сделать закон (Рим. 8:3, см. также Гал. 4:4). Описывая первосвященническое служение нашего господа, автор послания к евреям называет Его «Иисусом Сыном Божьим», и, употребляя вместе эти два наименования, он намекает на двоякую природу нашего Господа (Евр. 4:14).

Прежде всего нам надо выяснить, является ли Иисус Сыном Божьим только в религиозном смысле, является ли Он таковым в силу Своего мессианского достоинства или же Он таков потому, что причастен Божественной природе (как считали Иоанн и Павел). Мы уже говорили, что, говоря о Своей связи с Богом, Иисус в каком-то смысле отделял Себя от учеников. Отцовство Бога по отношению к Иисусу в какой-то мере отлично от Его отцовства по отношению к Иисусовым ученикам. 6 И для того, чтобы как следует понять, что надо более подробно рассмотреть, какие смысловые варианты выражение «Сын Божий» обретало в ходе истории.

Сын Божий как Мессия в иудаизме

Мысль о Сыне Божьем как Мессии восходит к обетованию, которое было дано Давиду и в котором говорилось о том, что его потомки сменят его на престоле израилевом, и которое, оставляя позади непосредственных потомков этого царя, устремлено к тому, кто должен стать мессианским Сыном Божьим в полном смысле этого слова. «Я буду ему Отцом, и он будет Мне сыном», говорит Господь о потомке Давида (2Цар. 7:14). Более пространно это обетование изложено в 88 Псалме, где Господь говорит о Давиде так: «Я сделаю его первенцем, превыше царей Земли… И продолжу во век семя его — как дни неба» (Пс. 88:27,29). Потомство Давида заключено в нем самом, и это возвышенное обетование, так и не нашедшее своего полного воплощения ни в одном из его последователей, указывает на его великого сына, который должен стать Князем всех земных царей. 7 Мессианское значение этой фразы очень хорошо видно во втором псалме, где о грядущем правители говорится как о Помазаннике Господнем, царе и Божьем Сыне: «Ты Сын Мой, Я ныне родил тебя» (Пс. 2:7). В силу своего статуса, помазанный Царь именуется здесь Сыном Божьим.

Очень важно отметить, что, несмотря не наличие ветхозаветного фона, предполагающего идею мессианского сыновства, выражение Сын Божий так и не стало распространенным наименованием Мессии. До 1-го века оно появляется только в одном отрывке. В пятой книге еноха Бог говорит: «Ибо Я и Сын Мой соединимся с ними навеки» (Ен. 105:2). Надо, однако, сказать, что в греческом фрагменте данной книги этой главы нет. 8 Как мессианское наименование выражение «Сын Божий» появляется в апокалипсисе 1-го века, а именно в 4-й книге Ездры. Здесь в некоторых местах сверхприродный, сверхъестественный Мессия именуется как «Сын Мой». 9 Дж. Бокс доказал, что данное употребление этого выражения основывается на мессианском истолковании 2-го Псалма. 10 Однако большинство ученых сходится на том, что в основе дошедших до нас версий этого сочинения лежит слово «слуга», а не «сын». 11 В другом сочинении такого же жанра, а именно в Апокалипсисе Варуха, говорится о «Моем Слуге Мессии» (Арос. Ваг. 70:9). Современные исследователи солидаризируются с Далманом в том, что в новозаветные времена выражение «Сын Божий» не было распространенным обозначением Мессии, 12 хотя некоторые считают, что в принципе это возможно. 13

Один раз это выражение встречается в кумранских свитках, где о Мессии из Давидова колена говорится словами из 7-й главы 2 книги Царств (2Цар. 7:14). 14 Основываясь на этом, Р. Фуллер пришел к выводу, что впервые данное выражение начало употребляться в мессианском смысле в дохристианском иудаизме. 15 И поэтому нам надо считаться с той возможностью, что в Евангелиях оно обозначает Иисуса как Мессию.

Божественный человек

Историческим фоном для выражения «Сын Человеческий» может быть и идея божественного человека, получавшая развитие в греческой философии. В восточных религиях считалось, что все цари рождены от богов, тогда как в эллинизме было принято думать, что есть люди, наделенные божественной силой и способностью творить чудеса; их звали theioi andres , т. е. «божественные люди». Бультман считает, что именно эта эллинистическая концепция божественного человека и лежит в основе наименования «Сын Божий», используемого в Евангелиях. «Они описывают Иисуса как Сына Божьего, Который открывает Свою божественную силу и авторитет в чудесах.» 16

«Сын Божий» в Евангелиях.

 <<<       >>>   

Во 2 й главе 2 го послания петра
Ибо жезл воителя завет царства
Он прощает их благодаря посреднической искупительной смерти христа
Во всех остальных евангелиях 43

сайт копирайтеров Евгений