Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

они являются подлинными космократорами — миродер-жателями; ими посредствуется вся деятельность Божества по отношению к миру. По справедливому замечанию Гфререра (Jahrhundert des Heils, 1, 376), такая вера была не без опасностей своего рода легко можно было впасть в заблуждение, что вместо Бога следует поклоняться ангелам, так как они доступнее, ближе к человеку, а след., и могут более помогать ему, чем Всевышний. Так возникло служение ангелам, от которого предостерегает апостол (Кор. 2, 18), или служение немощным стихиям, которые, как мы только что видели, являлись в образе духов и ангелов.

Весьма возможно, что поклонение солнцу, приписываемое ессеям и сампсеям, было связано с их ангелологией. В древнехристианской проповеди служение ангелам вместе со служением солнцу и луне нередко обличается как иудейское заблуждение, если не как иудейское верование сам Ориген, который отвергает последнее, говорит, что подобный культ есть не иудейское верование, а отступление от иудаизма. И в Талмуде не раз встречается указание на борьбу с культом ангелов, причем жертвоприношения великому князю Михаилу признаются таким же идолопоклонством, как жертвоприношения солнцу, луне, звездам, источникам и высотам.

Ортодоксальное еврейство твердо держалось веры в Бога как единого Творца, создавшего все Своим словом и Своей мудростью. Книга Тайн Еноха дает верное выражение этой мысли Сотворих от вышняго основания и До нижняго и нет советника ни наследника Моим тварем. Аз есмьвечен и нерукотворен, без пременения мысль Моя. Советник Мой есть Мудрость Моя и Слово Мое дело есть. В умозрениях о сотворении мира заходит, однако, речь о различных силах Божества, о той же Премудрости (как мы видели у Псевдо-Соломона), о Слове (Филон), Духе, о Творческой и Правящей силе Божества (Филон), причем, по-видимому, еще до Филона учение об этих силах связывалось с учением об именах Божиих и вместе с учением об ангелах у Филона самый Логос нередко изображается архангелом, а царственная и творческая сила — в виде ангелов. Умозрение о силах и славе Божества, как отличной от него энергии, связывалось с учением о меркабе — колеснице Иезекииля. Уже Иоха-нан бен-Саккай, ученик Гиллела Старшего и современник апостолов, ссылается на древние предания о меркабе; но умозрения эти считались опасными из четырех великих раввинов, проникших в этот запретный сад, только один уцелел, а три других погибли — один умер, другой омрачился духом, третий — Ахер — впал в ересь. Поэтому Иезекииля не позволялось читатьдо тридцати лет, а мидраш о меркабе дозволялось излагать лишь в присутствии одного слушателя, и то лишь способного к пониманию. Но не все были так осторожны, в Александрии в особенности, где вкушали слишком много меда и упивались мистическим ведением.

Во всяком случае, если ортодоксальное иудейство твердо держалось учения о единстве Творца, то, как мы только что видели, в учении о Промысле и промыслительной деятельности ангелы-наместники нередко становятся на первое место. Между тем творческая и промыслительная деятельность столь тесно связаны между собою, что, раз ангелы являются посредниками Промысла, ничто не мешает видеть в высших силах духовного мира и посредников Творца, как это делает, напр., Филон в учении о сотворении человека ангелы лица и ангелы служения могли быть носителями различных имен Божиих, или, что то же, — различных сил и аспектов Божества в самом творении. В книге Еноха архистратигу Михаилу вверена клятва, или заклятие, которым утверждены небо, земля и бездна он, следовательно, является носителем вседержительной силы Божией.

Во всяком случае мы имеем прямые памятники космогонического умозрения среди иудейства. В книге Тайн Еноха, вполне корректной по своему богословскому монотеизму и своей религиозной этике, мы находим космологию и космогонию, во многом приближающиеся к гностическим. Семь небес для семи планет, которые имеют обращаться в течение семи тысяч лет — срок, положенный миру, — были созданы в первый день творения, если не до него. Лицом к лицу Бог сообщает Еноху тайну об основаниях творения, какую Он не поведал и самим ангелам. Прежде чем было создано что-либо видимое, говорит Господь, аз един прохождах в невидимых якоже солнце (ездит) от востока на запад и от запада на восток;

но солнце имеет покой, а Бог не обретал покоя, созидая все. Замыслив поставите основание видимой твари, Он повелел в испренних да снидет (вар. во преисподних да взыдет) едино от невидимых видимо. И съниде (изыде) Адаел превелик зело и смотрих его и се в чреве те ими света великого. И рекох к нему разрешися Адоиле и буде видимо раждаемо из тебе. И разрешися изыде свет превелик и аз же среде света... И паки восклонися възрех от престола моего и възвах вторицеи в преисподних и рех да взыдет от невидимых тверди видимо. Изыде Архас (вар. Арухаз) тверди тяжк и чрьмен (вар. черн) зело; и рех разверзися Архасе и буди видимо рождаемо из тебе. И разрешися. Изыде век тьмень (темно) превелик зело, нося тварь дольных всех и видех яко добро и рех к нему сниде ты долу и утвердися. И бысть основание нижним, и несть под тьмою иного ничего же (XI, б — 20). Таким образом, мы имеем здесь два таинственных начала — Адаель и Архас, из которых выходят два зона — зон света и зон тьмы. Конечно, Архас и Адаель не суть архонты-зоны небесных сфер. Тем не менее мы, несомненно, находим здесь представление о двух зонах и двух мирах — мире света, превыше которого нет ничего, и мире тьмы, под которой также ничего не имеется. При этом оба мира рождаются из двух невидимых начал. Эта космогония значительно приближается к идеям офитов и сифиан (или сефоитов), которые также признавали начала света и тьмы наряду с божественным духом, посредствующим между ними.

Далее книга Тайн Еноха повествует о том, как созданы были воды, небеса и бездна, т. е. те элементы, которые, по библейскому сказанию, предшествуют первому дню творения.

(20) И повелех да возмется от света и от тьмы (21) и рех буди толсто и обито светом и то прострех и бысть вода. (22) И прострех врьху тьмы, ниже света и тако воды утвердих, сиречь бездну. (28) И основах светом округу воды и сотворих 7 круг внутрюду. И вообразих яко хрусталь, мокро и сухо сиречь стькло и лед обхождение водам и иным стихиам. (24) И указах комуждо свой путь 7 звездам каждо их на свои небеси тако да грядут. (35) И видех яко добро и разлучих между светом и тьмою сиречь посре воды сюду и сюду. И рекох светови буди ты день и повелех тьме да будет нощь. (26) И бысть вечер и паки бысть утро, то есть Аз день. (27) Тако утвердих небесны круги. (27) И рекох да се соберет вода долняя иже есть под небесе в собрание едино и да иэсохнут волни ея и бысть тако. (28) И о камени согрузих сухо и нарекох сушу земля.

Чарльс отказывается понять первую половину этого текста, и нельзя сказать, чтобы он был ясен; но во всяком случае в ст. 21 говорится не о разделении света от тьмы, как думают Чарльс и Морфиль, а о создании воды из уплотненной смеси тьмы и света. Тьма и свет понимались в древности как тела особого рода (напр., в космогонии Парменида); тьма есть густая мгла, обладающая тяжестью (толсто). Недаром отец тьмы, Архас, тверд и тяжек и чермен (черен) зело. Тьма сгущается внизу и потому может служить основанием дольным, т. е. основанием бездны водной. Вода, тело жидкое, создается из уплотненной смеси света и тьмы, — легкого и густого, тяжелого тела; вода, уплотненная светом, дает хрусталь, лед и град; вода, уплотненная тьмою, дает камни, из которых образуется суша. В эфиопской книге Еноха мы узнаем, что самые металлы, как цинк или олово, образуются из источников особого рода, в которых действуют особые духи (Ен. 65, 8).

Вот, как мы полагаем, наиболее подходящее объяснение вода есть смесь тьмы и света и вместе с тем то, что отделяет чистую тьму от чистого света; и она же есть та стихия, из которой образуются прочие тела. В ней есть и огонь, который присутствует и в тверди, и в камнях. Господь высекает его из камней, как из огнива, а из этого огня создает десять тем ангелов.

Таким образом, мы имеем космогонию, весьма близкую к гностическим, в памятнике, который стоит всецело на почве еврейского монотеизма и религиозной морали, отличающей собою последнюю эпоху дохристианского иудейства. Никаких признаков антиномизма или оппозиции против закона мы в нем не замечаем; напротив, помимо нравственных предписаний, он содержит и предписания обрядовые, показывающие в авторе верного сына Израиля.

VIII

Если творение мира возводится непосредственно к Богу, как абсолютной первой причине, то промысл, как мы видели, посредствуется ангелами. Ими же посредствуется законодательство — положение, которое было, по-видимому, общепризнанным среди раввинов эпохи Христа, в особенности среди фарисеев. Закон преподан через ангелов рукою посредника (Гал. 3, 19); Моисей говорил с ангелом на Синае, евреи приняли закон устроением ангельским, и он есть слово, возвещенное через ангелов.

В книге Юбилеев ангел лица получает повеление от Бога — записать для Моисея все события с первого дня творения до построения Иерусалимского храма и диктует Моисею повествование о творении; он же дает ему предписания о праздниках, жертвах и субботах. В Талмуде и мидрашим'ах сохранилось даже имя этого ангела его зовут Иефифиа.

Известно, что многие исследователи искали в учении апостола Павла о законе корень того антиномизма, который мы находим у гностиков. В этом смысле толкуется и представление апостола о происхождении закона ...закон Моисея, — говорит Ричль, — имеющий прямою целью вызвать прегрешения (нарушение заповедей), есть установление ангелов и не есть непосредственное установление Бога. Но, по мысли Павла и, ранее его, Стефана, закон дан не ангелам, а через ангелов и служит детоводителем ко Христу для человечества, вверенного попечению домоправителей Божиих в период младенческой незрелости. Стефан и Павел ссылались на общераспространенное в их время мнение о посредничестве ангелов и нисколько неотрицали божественности закона и провиденциального его значения вплоть до пришествия Христа.

Правда, в их эпоху мы находим и следы другого мнения. Мы видели, что уже Филон различает между творческою благостью Сущего, которую он называет Богом, и законодательною справедливостью Его, которую он называет Господом; и мы знаем, что это различение между именами Божьими, Ягве и Елогим, было унаследовано Филоном от его предшественников. Тем не менее Филон еще не выводил отсюда никакого отрицания или упразднения закона, и даже Коринф, который развил еще далее это положение, признавши, что Господь закона не был благим Богом, — учил соблюдать закон и не был антиномистом.

Для отпадения от закона, для упразднения закона требовалось признание законодателя падшим богом или падшим ангелом; требовалось учение о том, что не только над миром, но и над самим Израилем господствует низшее начало, архонт, не ведающий истинного Бога, отличный от Него или даже враждебный Ему. Находим ли мы в ортодоксальном еврействе следы подобных воззрений

IX

Помимо прямого положительного воздействия тех народов, с которыми Израиль приходил в соприкосновение, большое значение имело для него и воздействие отрицательное, обусловившееся самим господством язычников. Все яснее становилось, что власть над миром находится в их руках и в руках их князей — их богов, или ангелов;

настоящий век есть век язычников; настоящее время — их время. Тем настоятельнее является потребность в теодицее, в оправдании Бога в истории — как теоретическом, так и практическом требуется суд над народами и их князьями, их пастырями; требуется упразднение начальств и миродержателей века, тех стихий, которые господствуют над миром. С другой стороны, зреет и нравственное размышление и являются сомнения. Отчего так долго торжествует зло Откуда оно и откуда его сила Отчего медлит Господь Своим судом и Своим пришествием Этими вопросами проникнута апокалиптическая литература. Почему страдает праведник, почему томится народ Божий, а язычники торжествуют Почему созданы люди, если все они грешны, если столь многие обречены на погибель... Апокалипсисы Еноха, Ездры, Баруха и другие стремятся объяснить эту тайну, разрешить роковую загадку.

Апокалипсисы Ездры (IV кн.) и Баруха указывают на святость и правду Божию и на неисповедимость путей Промысла. Они утешают народ перспективой близкого суда и грядущей славы, а отдельных праведников — перспективой грядущего возмездия и загробной жизни. Все совершается в назначенные времена и сроки, предначертанные на скрижалях небесных нужно, чтобы исполнилось число святых (4 Ездры 4, 36).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Притом преимущественно в христианстве языков
Вопрос о происхождении гностицизма имеет преимущественное значение для ранней истории христианства
Где мы находим свод различных представлений о грехопадении ангелов образом представление

сайт копирайтеров Евгений