Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Бесполезными оказались все их слова. Они рассуждали о возвышенных предметах и высказывали много правды, но говорили "без любви" и поэтому слова их были резки, высокомерны и тяжелы, суждения их страдали сухостью, были пристрастны и неуместны. В главе 32 Елиуй дает характеристику всех этих речей, а в 42,7-8 Бог указывает на их несправедливость. Друзья упорно стояли на том, что страдание всегда посылается в наказание, будучи вполне уверены, что они стоят за истину, речи их, в конце концов, превратились в спор. А споры и в старину и в наше время производят разделение и часто являются бесцельным пустословием (1Тим.1,4-7; 2Тим.2,23-26; Тит.3,9).

Иов был испытан Богом и был безупречным. Но присутствие его трех друзей, молчание и речи которых скорее свидетельствовали о их недоброжелательстве нежели о сочувствии, взволновало и смутило дух Иова, и он "открыл уста свои и проклял день свой". Слова Иова были то возвышенны и духовны, то полны отчаяния и горечи, то он говорит против Бога (34,37; 35,16), то всецело и беззаветно доверяется Ему (13,15; 19,25-26). Тайные молитвы страданий были Иову так же непонятны, как и его трем друзьям, и потому ему следовало молчать. Позднее он сам это прекрасно сознает (39,34-35; 42,3-6); но и утомленный страданиями, мучимый покрывавшею его проказою, обиженный несправедливыми упреками, он все-таки обуздывает язык свой. Лихорадочная несвязная речь Иова свидетельствует о том, как сильно был потрясен он духом. Иов сам сказал: "Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным". Дальше, однако, Иов утверждает: "Невинен я, не хочу знать души моей". Чем дерзновеннее становится Иов, тем он "праведнее" в глазах своих. И так это продолжалось до тех пор, пока Иов не сказал: "Я правее Бога" (35,2).

Когда глаза Иова обращены к Богу, то дух его спокоен; Иов исполнен смирения, надежды, рассудительности (2 Кор.4,16-18). Но как только он смотрит на самого себя, своих друзей, свои обстоятельства, затруднения и скорби, - в словах его слышится горечь, обида, сомнение; слова его становятся безрассудными. Иов готов впасть в отчаяние и ропот. Вера его не сомневается в искренности воскресения, но, не познав всей "силы" его, Иов надеется окончить свою жизнь на месте своем. Но вот место его разорено и опустошено. Временами Иов уверен в верности Божией и сознает переплавляющую силу посылаемых Богом скорбей; потом вдруг он снова начинает бесконечно размышлять о своих благих намерениях, своей праведности и загадочности для него путей Божиих. Иов не переставал верить в непреложность правды, но в то же время старался доказать и правду свою. Весь ужас его внутренней борьбы состоял в том, что ему казалось, будто правда боролась с правдой, а неправда - со злом, которое следовало ему осознать и победить. Наконец, Иов устает и не может далее бороться; он отказывается от борьбы, произнося знаменательное изречение: "Слова Иова кончились" (31,40). И тогда только слово Божие могло дойти до слуха его.

Наступившее безмолвие, по окончании речей Иова и трех его друзей, дает возможность произнести слова мудрые и утешительные человеку, все время молчавшему и слушавшему, что говорилось. Елиуй дает ответ Иову на его желание найти "посредника" (9,33). Он отвечает Иову "вместо Бога" (33,6); но в то же время Елиуй - человек, "образован из брения и духа", а потому он понимает как божественную, так и человеческую сторону вопроса. Он говорит о силе Духа, как истолкователь путей Божиих для человека, клонящихся к тому, чтобы "отвесть человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость" (33,17), т.е. чтобы смирить его в собственных глазах и, таким образом, приготовить человека к восприятию благодати Божией, оживляющей, озаряющей светом свыше и дарующей ему "умилостивление" ("выкуп" - 33,24). Елиуй горит желанием "оправдать Иова" перед тремя друзьями его, и "гнев его пылает" на их обвинения. Но прежде всего Елиуй должен выступить в "защиту Бога" и доказать как Иову, так и друзьям его все их непонимание и всю дерзновенность их слов.

Иов не мог себя оправдывать, не обвиняя в то же время Бога; друзья его не могли оправдать Бога, не обвинив Иова. Неправы были и Иов, и друзья его. Елиуй показывает им:

а) что Бог неизмеримо "выше человека" (33,12) по силе, а потому последнему следует только всецело покориться своему Творцу;

б) что Бог бесконечно "выше человека" по мудрости и не обязан "давать отчет в делах Своих" (33,13), даже если бы человек и мог понять их. Поэтому следует человеку пребывать среди скорбей в тишине, ожидая, когда благоугодно будет Богу дать ему уразуметь тайну его страданий, или освободить из "тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком" (36,16);

в) Бог несравненно "выше человека" по праведности, и мы не можем понять всю силу Его ненависти ко греху, в который мы впадаем, говоря: "Я прав, но Бог лишил меня суда" (34,5), или решаясь утверждать, что "я правее Бога" (35,2). Поэтому одной из целей посылаемых нам испытаний является уразумение нами тайны и неисследимой глубины таящегося в нас самомнения чтобы навсегда нас освободить от него;

г) "Господь благ, долготерпелив и многомилостив", хотя мы теперь и не можем Его вполне познать, не видим "яркого света в облаках" (36,26; 37,21), "никто не говорит: где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи?" (35,10). По окончании испытания мы убеждаемся в благости Его или понимаем её впоследствии. Если бы Его "в огне" испытания, даже "с великой радостью принимали бы различные искушения", хвалились бы "скорбями", "благодушествовали бы в немощах, обидах, нуждах, гонениях, притеснениях", зная, что "кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном переизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно".

Просветив такими словами своих слушателей, Елиуй говорит в заключение: "Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает" (37,23). Показав Иову его грех и его собственное "я", Елиуй как бы вводит Иова прямо в присутствие Божие.

"Господь отвечал Иову из бури" целым рядом вопросов, из которых каждый все более и более доказывал величие и всемогущество Бога и всю ничтожность раба Его. Перед величием Бога самонадеянность Иова обращается в ничто. Подобно всем мужам "совершенным", как Исайи, Даниилу и Иоанну - в видении созерцавшим Господа - Иов увидел теперь свою нечистоту. "Во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости" (Дан. 10,8); "Когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый" (Откр.1,17) и т.п. Эти слова, исшедшие из уст святых мужей других времен, служат отражением и мыслей Иова, когда он восклицает: "Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (42,5-6). Иов подавлен гласом и видением Господа; и тогда Бог начинает восстановлять его, возвращая ему богатство и семью, оправдывая, благословляя, делая Иова благословением для его друзей, венчая его милостью и щедротами. Цель Божия в страданиях Иова достигнута, правосудие и верность Божия проявлены, благость и сострадание Господа доказаны перед лицом злых духов, ангелов и людей. "Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир". Вот главный смысл книги Иова, отвечающий на вопрос о смысле страданий и смысле человеческой жизни вообще.

Книга Иова доказывает также врожденную склонность человека к самомнению и убеждает нас, что незнание Бога и человеческой природы является корнем всех вопрошаний о божественном управлении миром, например: "Прав ли Бог, допуская страдать невинного?" "Почему посылает Бог незаслуженное бедствие?" Даже такой человек, как Иов, которого Бог называет "непорочным, справедливым, богобоязненным и удаляющимся от зла", впав в испытание, будучи взвешен на весах (Дан.5,27), оказывается несостоятельным и сам сознается в этом.

Введение в книгу Псалтирь

Псалтирь, или книга Псалмов, является наиболее известным священным поэтическим сборником во всем мире. Более трех тысячелетий его чудные гимны и молитвы находя глубокие отклики в сердцах великого множества людей. Почти на всех богослужениях христиан и иудеев, а также в семьях читают, исследуют, проповедуют, цитируют и поют псалмы. Во многих изданиях Нового Завета помещен Псалтирь - эта чудная ветхозаветная книга с евангельским содержанием.

Название. В еврейской Библии эта книга называется: "Хваления, славословия", а в греческой (Септуагинта) - "Псалтирь" (по названию древнего струнного музыкального инструмента). Псалом - это духовная песнь, исполняемая на определенную мелодию в сопровождении игры на музыкальных инструментах.

В канонической Библии 150 псалмов. В разделении текста на отдельные псалмы имеются некоторые расхождения в еврейской Библии и других переводах, так как в манускриптах (рукописях) деления псалмов не были точно обозначены.

Надписи над псалмами. Почти все псалмы имеют надписи, которые сообщают нам или об их авторе, или о характере и особенностях их исполнения, или об обстоятельствах их состояния, а также другие сведения. Эти надписи имеют различие в еврейской Библии, Септуагинте и Вульгате.

Авторы псалмов. Стиль, содержание и написание псалмов свидетельствуют о том, что они являются плодом богодухновенного творчества многих людей, принадлежавших разным эпохам.

Царь и пророк Давид является чудесным псалмопевцем, имея непревзойденный поэтический дар. Все глубокие свои переживания он богодухновенно выражал в песнях. Ему принадлежит половина псалмов Псалтиря. Его приятные глубоко эмоциональные псалмы принесли ему славу "сладкого певца Израиля" (2 Цар.23,1). Еще юношей Давид был известен своей музыкальностью и успокаивал игрой на гуслях тревожный дух царя Саула. При перенесении ковчега Божия в Иерусалим левиты и народ воспевали псалом славословия, составленный Давидом (1 Пар. 16 гл.).

Кроме Давида, известны имена и других авторов псалмов - пророку Моисею принадлежит замечательный 89 псалом. Соломону принадлежат три псалма: 71, 126 и 131, которые написаны им по случаю восшествия на престол, окончания строительства храма и перенесения ковчега завета из скинии в храм.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Содержит с пропусками книги обоих заветов
Мицкевич В. А. Библиология 6 перевод
Поводом к совершению мирной жертвы
Мицкевич В. А. Библиология 12 послания

сайт копирайтеров Евгений