Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Витковская М., Витковский В. Апокрифические Апокалипсисы

ЗАВЕЩАНИЕ АВРААМА

Апокриф основан на главе 18 Книги Бытия. Был популярен в Средние века. Сохранилось много греческих рукописей, разделенных издателем Джеймсом на две группы: т. н. "версия В" (более ранняя, предположительно I в. по Р. X., иудейская) и "версия А" (развернутая, с христианскими добавлениями). Апокриф был переведен на многие языки; дошли коптские, эфиопские, арабские, славянские и румынские версии. Определенных доказательств существования еврейского оригинала нет.

Название можно объяснить тем, что текст был частью трилогии, куда входили также "Завещание Исаака" и "Завещание Иакова" (дошли в коптских переводах). Эта трилогия была подражанием "Завещаниям 12-и Патриархов". На самом же деле никакого "завещания" Авраам не оставляет, несмотря на неоднократные призывы со стороны Господа Бога и архангела Михаила.

Главный принцип построения сближает апокриф с более поздними Откровениями Седраха и Ездры (диалог с Богом или Его вестником, заканчивающийся смертью героя, и выполнение ряда условий героя Богом).

Перевод выполнен по первому изданию греческого текста в книге: М. R. James. The Testament of Abraham. Cambridge, 1892 (версия А).

ЗАВЕЩАНИЕ АВРААМА

Прожил Авраам сколько было отмерено жизни его - девятьсот девяносто пять лет, {Книга Бытия определяет возраст Авраама в 175 лет: Быт. 25:7.} все годы жизни своей живя в мире, кротости и праведности. Праведный, был он весьма гостеприимен, ибо, поставив шатер свой на пересечении путей у дубравы Мамре, принимал всех: {О том, как Авраам, выйдя из Ура Халдейского, пришел в Ханаан и стал жить в Хевроне у дубравы Мамре - Быт. 11:13.} богатых и бедных, царей и правителей, калек и немощных, друзей и странников, соседей и прохожих - всех, не делая различий, принимал благочестивый, пресвятой, праведный и гостеприимный Авраам. Дошла и до него общая всем, неумолимая смерти горькая чаша и скрытый жизни предел. Тогда Господь Бог, призвав к Себе архангела Своего Михаила, сказал ему: "Сойди, Михаил архистратиг, к Аврааму и скажи ему о смерти, чтобы распорядился он о делах своих, ибо благословил Я его, как звезды небесные и как песок на берегу морском, {Ср., например, Быт. 22:17.} и счастлив он многим имением и многим имуществом, и богат весьма; превыше же всего праведен он всяческой добродетелью, гостелюбив и братолюбив, как только возможно. Ты же, архангел Михаил, пойди к Аврааму, возлюбленному сыну Моему, и возвести ему о смерти его, и сообщи ему достоверно: "Предстоит тебе в час сей изойти из суетного мира сего, выйти из тела, и отправишься ты с миром к Владыке твоему"". {Исход человека из мира зависит от того, вел ли он праведную жизнь. В особых случаях, чтобы принять душу праведника, Бог посылает архангела. Тогда переход от земного существования к иной жизни происходит особенно легко и благостно. Ср. гл. 3 и 8; Откр. Седраха 9; Завещ. Завулона 10:6.}

2. Отойдя же от лица Божьего, сошел архистратиг к Аврааму, к дубраве Мамре, и нашел праведного Авраама в поле, сидящим подле подъяремных быков, возделывавших землю, с сыновьями Масековыми и другими слугами числом двенадцать. И се, пошел архистратиг к нему, Авраам нее, увидев идущего вдалеке архистратига Михаила, по праву прекраснейшего среди воинов, тотчас поднялся и пошел навстречу ему, как то было в его обычае - давать всем странникам приют, встречая их и принимая. Архистратиг же, почтительно приветствовав его, сказал: "Радуйся, досточтимейший отче, праведная душа, избранник Божий, истинный друг Небесного!" {Иак. 2:23. Ср. Откр. Павла 27.} Авраам же сказал архистратигу: "Радуйся, достопочтеннейший воин, солнцеликий и прекраснейший превыше всех сынов человеческих, добро пожаловать! Вот почему хочу спросить тебя: откуда явился цвет юности твоей? Научи меня, просителя твоего, откуда, из какого войска и от какого пути явилась сюда краса твоя?" Архистратиг же сказал: "Иду я, праведный Авраам, из великого града, послан великим Царем сообщить, участь друга истинного Его: призывает Царь его к Себе". И сказал Авраам: "Пойдем, господин мой, со мной на поле мое". И говорит архистратиг: "Иду". Придя же на поле, где шла пахота, остановились они для беседы. Авраам же сказал слугам своим, сыновьям Масековым: "Пойдите в лошадиное стадо и приведите двух лошадей ручных и укрощенных, чтобы я и человек сей, мой гость, сели на них". И сказал архистратиг: "Нет, господин мой Авраам, не вели им приводить лошадей, ибо остерегаюсь я садиться на тварь четвероногую. И неужели Повелитель мой не счастлив многим богатством, имея власть над людьми и всяческими созданиями? Но я сам остерегаюсь того - когда-либо сесть на тварь четвероногую. Так что давай, праведная душа, пешком проделаем путь до дома твоего". И сказал Авраам: "Воистину да будет так". {Причину отказа архангела Михаила следует искать, вероятно, в том, что он, как и все прочие ангелы, имел огненную природу и поэтому не мог войти в соприкосновение с живым существом без риска его уничтожить. Ср. Слав. Енох 1: "И явились мне два пресветлых мужа, каких я никогда не видывал на земле. Лица их сияли словно Солнце, очи будто горящие свечи, а из уст исходил огонь".} 3. Как шли они от поля к жилищу его, росло у дороги древо кипарис. И се, повинуясь воле Божией, заговорило древо человеческим голосом и сказало: "Свят, свят, свят Господь Бог, призывающий его любящими Его". {По-видимому, эти слова надо понимать так: Бог посылает за Авраамом не Смерть, а Своего архангела, о чем Аврааму и дает знак древо.} И скрыл Авраам тайну ту, сочтя, что не слышал архистратиг голоса древесного. Подойдя же к дому, сели они во дворе. И, увидев лик ангельский, сказал Исаак Сарре, матери своей: "Госпожа моя матушка, вот, человек, сидящий с отцом моим Авраамом, не сын он рода населяющих землю". И побежал Исаак, и поклонился, и пал к ногам бесплотного. И бесплотный благословил его и сказал: "Дарует тебе Господь Бог обетование, какое возвестил отцу твоему Аврааму и семени его, {Быт. 13:14-17 (Аврааму); 26:2-4 (Исааку).} дарует же тебе и драгоценное благословение отца твоего и матери твоей". Сказал тут Авраам Исааку: "Дитя Исаак, {Если опираться на то, что говорится в Книге Бытия, Исааку, которого Авраам "родил" будучи ста лет от роду (Быт. 21:5), в это время должно быть 895 лет.} зачерпни воды из кладезя и принеси мне в сосуде, дабы могли мы омыть ноги человеку сему, гостю нашему: утомился он, придя сюда после долгого пути". Побежав же ко кладезю, зачерпнул Исаак воды в сосуд и принес им. Подойдя, омыл Авраам ноги архистратига Михаила. Сотряслась тут утроба Авраамова, и восплакал он над странником. Когда же увидел Исаак отца своего плачущим, восплакал и он. И архистратиг, как увидел плачущими их обоих, сам стал плакать с ними, и падали слезы архистратига в сосуд, в воду, взятую для омовения, и делались камнями драгоценными. Видя же чудо то и подивившись, собрал Авраам украдкой те камни и скрыл тайну, один удержав сие в сердце своем.

4. И сказал Авраам Исааку, сыну своему: "Пойди, сын мой возлюбленный, в комнату, где мы вкушаем пищу, и придай ей праздничный вид. Приготовь для нас там два ложа: одно - мне, другое - человеку сему, нашедшему у нас сегодня приют. Поставь для нас там скамью на двоих, поставь светильник и стол, не жалея всего самого лучшего. Укрась жилище, чадо: расстели ткани тонкие, пурпур и виссон, {Виссон - название дорогой, тонкой и мягкой льняной ткани (Быт. 1:42; Лк. 16:19).} воскури все славные и ценные благовония, принеся трав душистых из сада, наполни ими дом наш, зажги семь двойных светильников, дабы возвеселились мы, - ибо муж сей, нашедший у нас сегодня приют, знатнее, чем цари и вельможи, недаром обличьем своим превосходит он всех сынов человеческих". Исаак же приготовил все как нельзя лучше. Тогда Авраам, взяв за руку архангела Михаила, отошел с ним в комнату, где вкушали пищу. И воссели они оба на ложа, и на середину выдвинул Авраам стол, где в изобилии стояло все самое лучшее. И вот, поднялся тут архистратиг с места своего и вышел вон, будто бы по малой нужде. И взошел он на небо во мгновение ока, и предстал пред лицем Божиим, {Михаил вместе с Гавриилом являются так называемыми "ангелами предстояния", стоящими перед престолом Божиим - Лк. 1:19; Откр. Павла 43; Книга Еноха 9:1; 40:2; 90:22.} и сказал: "Владыко Господи, да будет ведомо державе Твоей, что не в силах я возвестить напоминание о смерти праведному тому человеку, ибо не видел на земле никого, подобного ему - милостивого, гостеприимного, праведного, искреннего, богобоязненного, не причастного ни к какому злу. И вот теперь, Господи, да будет известно Тебе, что не в силах я возвестить ему напоминание о смерти". Господь же сказал: "Сойди, Михаил архистратиг, к другу Моему Аврааму, и что скажет он тебе, то и делай, и если будет он что есть - ешь и ты с ним. Я же пошлю Духа Моего Святого к сыну его Исааку, и зароню напоминание о смерти его в сердце Исаака, так что в сновидении узрит он смерть отца своего. Исаак сам и возвестит виденное им во сне - ты же истолкуешь, и вот, узнает Авраам о кончине своей". И сказал архистратиг: "Господи, все духи небесные - бесплотны, и не едят они, и не пьют. {Ср. Тов. 12:19.} Он же поставил предо мной стол, уставленный в изобилии всем, что ни есть лучшего из благ земных и тленных. Что же я, Господи, теперь стану делать? Как мне не выдать себя, сидя за одним столом с ним?" Господь лее сказал: "Сойди к нему, и пусть сие тебя не беспокоит, ибо когда будешь сидеть с ним, пошлю я к тебе духа всеядного, и поглотит он из рук твоих и через уста твои все, что будет на столе: услади же себя всем вместе с Авраамом, истолкуй лишь как должно видение - так, чтобы узнал Авраам серп смерти и жизни скрытый предел, и чтобы распорядился он всем, что есть у него, ибо благословил Я его превыше песка морского, и как одни только звезды небесные".

5. Тогда сошел архистратиг в дом Авраама и воссел подле него за столом, Исаак же служил им. По окончании трапезы, сотворил Авраам обычную молитву, и архангел молился вместе с ним, и легли они отдохнуть каждый на ложе своем. Исаак же сказал отцу своему: "Отче, хотелось и мне лечь с вами в комнате сей, чтобы мог я услышать вашу беседу: любо мне слушать слова доблестного мужа сего, превосходящие все, доселе слышанное". Сказал тут Авраам: "Нет, дитя, но отойди в комнату твою и ляг на ложе твое, дабы не стали мы в тягость сему человеку". Тогда Исаак, испросив их благословения и сам пожелав им доброй ночи, пошел в комнату свою и возлег на ложе своем. И заронил Бог напоминание о смерти в сердце Исаака, словно бы то привиделось ему во сне, и, пробудившись к третьему часу ночи, встал он с ложа своего и бегом прибежал в комнату, где спали отец его с архангелом. И там, став перед дверью, начал кричать Исаак, говоря: "Отче Авраам, поднимись и отвори мне скорее, чтобы мог я войти и обвить руками шею твою, и целовать тебя прежде, чем отнимут тебя у меня". Тогда, поднявшись, отворил ему Авраам. И, войдя, обвил Исаак руками шею его и стал плакать громким голосом. Сотряслась тут утроба Авраамова, восплакал и он с ним громким голосом. Архистратиг же, видя их плачущими, восплакал сам вместе с ними. Сарра же, бывшая в комнате своей, услышав плач тот, бегом прибежала к ним и нашла всех их плачущими в объятиях друг друга. И сказала Сарра с плачем: "Господин мой Авраам, из-за чего вы плачете? Скажи мне, господин мой, не принес ли тебе брат сей, что сегодня гостит у нас, весть о племяннике твоем Лоте, что умер он, и потому все вы так сокрушаетесь?" И в ответ сказал ей архистратиг: "Нет, сестра Сарра, не так, как ты говоришь, но сын твой Исаак, думаю я, видел сон, и пришел к нам, плача; у нас же при виде его сотряслась утроба, и оба мы восплакали".

6. Услышала Сарра речь архистратига, превосходившую все, доселе слышанное, и тотчас узнала, что говорящий - ангел Господень. И сделала Сарра знак Аврааму в сторону двери, чтобы вышел он, и говорит ему: "Господин мой Авраам, знаешь ты, кто этот человек?" Авраам же сказал: "Не знаю". И сказала Сарра: "Вспомни, господин мой, трех мужей небесных, бывших нашими гостями в шатре у дубравы Мамре, как заклал ты тельца безупречного и предложил им трапезу. Когда же окончили они есть мясо, вновь поднялся теленок и весело сосал свою мать. Или не знаешь ты, господин мой Авраам, что и плод чрева нам даровали они, как обещали - Исаака? Ибо, если мужей тех святых было трое, сей есть один из них". {Ср. Быт. 18:1-16.} Сказал же Авраам: "Сарра, истинно сказанное тобой: слава и хвала Богу нашему и Отцу, ибо вчера вечером, когда мыл я ноги его в сосуде для омовения, сказал я себе в сердце своем: "Ноги сии - одного из трех мужей, коим омыл я стопы тогда. {В Быт. 18:4 Авраам говорит: "И принесут немного воды, и омоют ноги ваши". Сам же он занимается устройством пиршества. Подмена позволяет включить в рассказ распространенный мотив узнавания. Так во время омовения ног старая кормилица узнает вернувшегося после долгих странствий Одиссея (Гомер. Одиссея, XIX, 386 и далее).} И слезы его, падавшие вечером в чашу, делались камнями драгоценными"". И достав из одежд, дал он их Сарре со словами: "Если не веришь мне, взгляни на это". Взяв же их, поклонилась Сарра и целовала, сказав: "Слава Богу, являющему нам чудеса! Знай же теперь, господин мой Авраам, что сие есть нам откровение, будь то о дурном или о хорошем".

7. Оставив же Сарру, вошел Авраам в комнату и сказал Исааку: "Итак, сын мой возлюбленный, возвести мне правду, что видел ты во сне, и что взволновало тебя, когда вот так бегом прибежал к нам?" И в ответ стал говорить Исаак: "Видел я, господин мой, этой ночью Солнце и Луну над головой моей, и лучи Солнца окружали и освещали меня. Когда же я так смотрел и радовался, то увидел, как отверзлось небо, и муж светлый сошел с него, сиявший ярче семи Солнц. И, подойдя, муж тот солнцеподобный забрал Солнце от головы моей и поднялся обратно на небеса, откуда вышел, я же опечалился печалью великой, ибо забрал он Солнце от меня. И спустя короткое время, когда еще печалился я и убивался, увидел я мужа того во второй раз сходящим с неба. И взял он от меня и Луну над головой моей. И восплакал тут я плачем великим, и умолял мужа того светлого, и говорил: "Нет, господин мой, не отнимай славы моей у меня, сжалься надо мной и услышь меня; и когда взял ты Солнце от меня, оставь Луну при мне!" Он же сказал: "Дай подняться им к вышнему Царю, ибо хочет Он, чтобы они были там". И забрал он их от меня, лучи же оставил при мне". И сказал архистратиг: "Слушай, праведный Авраам: Солнце, которое видел сын твой, есть ты, отец его, и так же точно Луна - мать его, Сарра. Муж светлый, сошедший с неба, есть посланник Божий, который должен забрать праведную душу твою от тебя. Ныне же узнай, досточтимейший Авраам, что настал час оставить тебе земную жизнь и переселиться к Богу". И сказал Авраам архистратигу: "Вот чудо из чудес невиданное! Так значит, ты - тот, кто пришел забрать душу мою от меня?" Говорит же ему архистратиг: "Я - Михаил архистратиг, предстоящий пред лицем Божиим, послан сюда возвестить тебе напоминание о смерти; и если так, то отправлюсь я теперь к Нему, как Он повелел мне". И сказал Авраам: "Сейчас вижу я, что ты - ангел Господень и что послан взять душу мою, но я не пойду с тобой: ты же сделай то, что Он прикажет тебе". {Повторение просьбы архангелом Михаилом и отказ Авраама - ср. Откр. Седраха 9 и др.}

8. Услышав слова те, тотчас сделался архистратиг незрим, поднявшись же на небо, предстал пред лицом Божиим и поведал обо всем, виденном в доме Авраама. Сказал архистратиг Владыке и такие слова: "Вот что говорит друг Твой Авраам: "Не пойду я с тобой: ты же сделай то, что Он прикажет тебе". А теперь, Господи Вседержителю, прикажет ли что Слава Твоя и Царствие Твое бессмертное?" Сказал же Бог архистратигу Михаилу: "Еще раз пойди к другу Моему Аврааму и так скажи ему: "Сие есть воля Господа Бога твоего, приведшего тебя в землю обетованную, благословившего тебя превыше песка морского и звезд небесных, отверзшего утробу неплодной Сарры и даровавшего тебе в старости плод чрева - Исаака; воистину говорю тебе: благословляя, благословлю Я тебя и, умножая, умножу семя твое, и дам тебе все, что попросишь у Меня, ибо Я - Господь Бог твой, и нет другого кроме Меня. Что же ты противишься Мне и что печалишься, скажи? Зачем противишься архангелу Моему Михаилу? Или не знаешь, что со времен Адама и Евы все умерли? И ни один из пророков не избежал смерти, и ни один из правителей не бессмертен, и ни один из праотцев не избежал тайны смерти - все умерли, все примирились с адом, всех пожинает серп Смерти. К тебе же не посылал Я Смерть, не позволил смертоносному недугу сойти на тебя, не дал серпу Смерти встретить тебя, не позволил сетям ада опутать тебя, не пожелал, чтобы когда какое-либо зло коснулось тебя, но для доброго увещевания направил к тебе Моего архангела Михаила, чтобы узнал ты о переходе своем из мира и сотворил распоряжение о доме твоем и обо всем, что есть у тебя, и чтобы благословил ты Исаака, сына твоего возлюбленного. Теперь же узнай, что не для того, чтобы огорчить тебя, сделал Я так. Для чего же сказал ты архистратигу Моему: "Не пойду с тобой!"? Для чего сказал сие? И не знаешь ты, что, позволь Я Смерти прийти к тебе, - посмотрел бы Я тогда, пошел бы ты, или не пошел"".

9. Взяв же у Господа слова увещевания, сошел архистратиг к Аврааму, и, увидев его, пал праведник ниц на земную твердь словно мертвый. Архистратиг же сказал ему все, что услышал от Всевышнего. Тогда, поднявшись, припал благочестивый и праведный Авраам со многими слезами к ногам бесплотного и умолял его, говоря: "Прошу тебя, архистратиг вышних сил, коли уж почтил ты меня, раба грешного и недостойного, приходя ко мне каждый раз, прошу тебя и сейчас, архистратиг, сослужи службу - донеси еще единожды слово мое до Всевышнего и скажи Ему так: "Говорит Авраам, слуга Твой: Господи, Господи, во всяком деле и слове, о каком просил я Тебя, услышал Ты меня, и всякое желание мое исполнил. И теперь, Господи, не противлюсь я державе Твоей, ибо знаю и сам, что не бессмертен, но смертен. Когда все послушно воле Твоей, дрожит и трепещет пред лицом силы Твоей, я тоже чувствую страх - и все же в одной-единственной просьбе прошу не отказать мне: ныне, Владыко Господи, услышь мольбу мою, ибо еще пребывая в теле, хочу увидеть я всю вселенную и творения все, какие создал Ты, Владыко, единым Словом. И как только увижу сие, тогда уйду из жизни без печали"". И вот, вновь отошел архистратиг и стал пред лицом Божиим, и возвестил Богу обо всем, сказав: "Говорит друг Твой Авраам: "Восхотел я оглядеть всю вселенную при жизни моей, прежде, чем умру"". Услышав же то, вновь велит Всевышний архистратигу Михаилу и говорит ему: "Возьми облако светлое и ангелов, что правят колесницами, и, сойдя, возьми праведного Авраама на колесницу херувимскую и вознеси его в эфир небесный, чтобы увидел он всю вселенную". 10. И, сойдя, взял архангел Михаил Авраама на колесницу херувимскую и вознес его в эфир небесный, и повлек его на облаке с шестьюдесятью ангелами. {Ср. вознесение Илии в 4 Цар. 12:11.} И стал подниматься Авраам на колеснице надо всею вселенной, и взирает на мир, каким он был в тот день: одни люди пашут, другие правят волами, в одном месте пасут скот, в другом - танцуют и веселятся, поют и играют, где-то дерутся и ведут тяжбу, в другом месте, плача, справляют поминки по мертвым. Увидел он и новобрачных, почивающих в постели, и, сказать кратко, увидел все, что ни есть в мире хорошего и дурного. И так, пролетая мимо, увидел Авраам мужей, вооруженных мечами, державших в руках мечи те заостренные, и вопросил Авраам архистратига: "Кто они?" И сказал архистратиг: "Люди сии - воры, задумавшие сотворить убийство, кражу и душегубство". Сказал же Авраам: "Господи, Господи, услышь голос мой и повели, чтобы вышли звери из чащи и пожрали их!" И только сказал он это, как вышли звери из чащи и пожрали людей тех. {Ср. 4 Цар. 2:24.} И увидел он в другом месте мужа и жену, творящих прелюбодеяние, и сказал: "Господи, Господи, повели, чтобы разверзлась земля и поглотила их!" И тотчас надвое расселась земля и поглотила их. И увидел он еще в другом месте людей, копающих под дом и расхищающих чужое имущество, и сказал: "Господи, Господи, повели, чтобы сошел огонь с небес и пожрал их!" И только сказал он это, как сошел огонь с небес и пожрал их. И тут был с неба глас архистратигу, говорящий: "Повели, Михаил архистратиг, остановить колесницу и верни назад Авраама, дабы не увидел он всей вселенной; ибо если увидит всех, живущих в грехе, погубит он все мироздание. Ибо вот, не грешил Авраам и не щадит грешников, Я же сотворил мир и не желаю погубить ни одного из них, но ожидаю смерти грешника, дабы жил он и мог покаяться. Вознеси же Авраама к первым вратам небесным, чтобы посмотрел он там на суды и воздаяние, и пусть покается перед душами грешников, которые он погубил". {Ср. Откр. Ездры 2.}

11. Поворотил Михаил колесницу и перенес Авраама на восток, к первым вратам небесным. И увидел Авраам два пути: один - узкий и тесный, другой же - широкий и просторный. И увидел там двое врат: одни врата широкие, в начале широкого пути, другие же, узкие, - в начале узкого пути. {Метафора двух ворот, двух путей - узкого и широкого, встречается в Ветхом и Новом Завете неоднократно. Наиболее известное место - Мф. 7:13-14: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их". Ср. Лк. 13:24. Однако, смысл не всегда один и тот же. Ср., например, 3 Езд. 7:6-9 и 7:12-13.} А снаружи пред теми двумя вратами увидел мужа, восседавшего на золоченом престоле. И был вид того человека ужасен и подобен он был властелину. {Царь, сидящий на престоле и судящий мертвых - образ, параллель которому есть в греческой мифологии: "В аде узрел я Зевесова мудрого сына Миноса;/ Скипетр в деснице держа золотой, там умерших судил он,/ Сидя; они же его приговоров, кто сидя, кто стоя/ Ждали..." (Гомер. Одиссея, XI, 568-571). В диалоге Платона "Горгий" (526 be) о суде в подземном царстве рассказано более подробно: судей трое - Радамант и Эак, держащие в руке жезл, и Минос с золотым скипетром, надзирающий над ними. Ср. также Цан. 7:9-10; Мф. 25:31 и др.; Откр. 4:2 и др.} И увидел Авраам души, во множестве загоняемые ангелами через широкие врата, и увидел души другие, немногие числом, вносимые ангелами через узкие врата. И когда смотрел муж тот дивный, сидящий на золотом престоле, как лишь немногие души проходят через узкие врата, через широкие же - великое множество, тотчас хватался он за волосы на голове своей и за бороду на щеках своих и повергался наземь с престола, плача и рыдая горько. Когда же смотрел он, как много душ проходит через узкие врата, тогда поднимался с земли и вновь садился на престоле своем, в радости великой ликуя и веселясь. Вопросил же Авраам архистратига: "Господин мой архистратиг, кто муж сей удивительный, украшенный толикою славой, что то плачет и рыдает горько, а то ликует и веселится?" И сказал бесплотный: "Сей есть первозданный Адам, пребывающий в толикой славе, и взирает он на мир, ибо все от него произошли. И когда видит души, во множестве входящие через узкие врата, тогда поднимается с земли и садится на престоле своем, ликуя и веселясь в радости, ибо сии узкие врата есть врата праведников, ведущие к жизни, и входящие через них идут в рай. Потому и радуется первозданный Адам, что смотрит на души спасенные. Когда же видит он души, во множестве входящие через широкие врата, тогда рвет волосы на голове своей и повергается наземь, плача и рыдая горько. Ибо врата сии широкие есть врата грешников, ведущие к гибели и на вечную муку. Потому же первозданный Адам и падает с престола своего, плача и рыдая о гибели грешников, что много гибнущих душ, спасаются же немногие: на семь тысяч насилу находится одна спасающаяся душа, праведная и незапятнанная".

12. Еще говорил он мне это, и вот, явились два ангела, огненных ликом, безжалостных помыслом и суровых видом, {Ср. Мф. 17:49-50.} и гнали они тысячи душ, безжалостно осыпая их ударами, а одну душу держал ангел. И прогнали они все души те через широкие врата навстречу гибели. И вот, последовали и мы тогда за ангелами, и вошли во врата те широкие. И посередине между двух врат высился там престол ужасный, видом напоминавший ужасный кристалл, сиявший как огонь. И восседал на нем муж дивный, солнцеликий, подобный Сыну Божию. {Вся картина напоминает описание Страшного суда в Апокалипсисе Иоанна.} Перед ним же стоял стол кристалловидный, весь в золоте и виссоне. Поверх же стола положена была книга: толщина ее - шесть локтей, ширина же ее - десять локтей. Справа же и слева от стола стояли два ангела, держащие каждый бумагу, чернила и трость. {Трость как орудие письма (иногда называется также "писчая трость") - ср. 3 Ин. 13; Пс. 44:2.}

Впереди же стола восседал ангел светлый, держащий в руке своей весы, а слева от него - ангел весь огненный, безжалостный и суровый, в руке своей держащий трубу, в ней же - огонь всепожирающий, испытующий грешников. И муж тот дивный, восседавший на престоле, сам судил и обличал души. И два ангела справа и слева от него, вели запись, так что правый из них вел запись добродетелей, а левый - грехов. И ангел тот, что восседал впереди стола и держал весы, взвешивал души, а огненный ангел, держащий огонь, испытывал души. И вопросил Авраам архистратига Михаила: "Что сие перед нами?" И сказал архистратиг: "То, на что смотришь ты, благочестивый Авраам, есть суд и воздаяние". И вот, ангел, держащий душу в руке своей, вынес ее и поставил перед судьей. И сказал судья одному из ангелов, помогавших ему: "Открой мне книгу сию и найди в ней грехи души сей". И, открыв книгу, нашел он в ней поровну грехов и добродетелей, и не отдал душу ту ни наказующим, ни спасающим, но поставил ее посередине.

13. И сказал Авраам: "Господин мой архистратиг, кто судья сей предивный? И кто ангелы сии пишущие? И кто сей ангел солнцеликий, держащий весы? И кто сей ангел огненный, держащий огонь?" Сказал же архистратиг: "Видишь, благочестивейший Авраам, мужа страшного, восседающего на престоле? Сей есть сын Адама первозданного, нареченный Авелем, которого убил порочный Каин. {Быт. 4:8. Других мест, где бы Авель был посажен судить души, нет. Основанием к такому выбору могло послужить то, что он пал первой жертвой человеческого греха (Быт. 4:10; Евр. 12:24) и потому имеет право на осуждение грешников.} И посажен он здесь судить всякое творение, обличая праведников и грешников, ибо сказал Бог: "Я не сужу вас, но всякий человек человеком судим будет". Того ради предал Он суд в руки Авеля, чтобы судил он мир до великого и славного Его пришествия, и тогда, праведный Авраам, совершится последний суд и воздаяние - вечное и неотвратимое, которого никто не сможет оспорить. Ибо всякий человек произошел от первозданного [Адама] и потому сначала здесь предстает перед судом сына его. Во второе же пришествие будут все судимы двенадцатью коленами Израилевыми - всякое дыхание, и всякое творение. В третий же раз - всеобщим Владыкой Богом судимы будут. И тогда, наконец, близок будет тот суд к окончанию, и ужасен будет приговор, и нет избавителя. Так, в три ступени совершится суд над миром и воздаяние - и потому одним свидетелем или двумя не устанавливается непреложно истинность сказанного, но всякая речь подтверждается тремя свидетелями. Два же ангела, стоящие справа и слева - те, что ведут запись грехов и добродетелей; и тот, который справа, ведет запись добродетелей, тот же, что слева - грехов. Солнцедикий же ангел, держащий весы в руке своей, есть архангел Докиил, праведный весовщик, и взвешивает он добродетели и грехи в праведности Божией. Огненный же и безжалостный ангел, держащий в руке своей огонь, есть архангел Пируил, имеющий власть над огнем, и посредством огня испытующий людские дела; {Имена Докиил и Пируил произведены от греческих слов docimazo - "испытывать" и pyr - "огонь" с добавлением обычного в таких случаях "-ил" (т. е. божество). Ср. общеизвестные имена архангелов - Михаил, Гавриил.} и если чье дело сгорает в огне, тотчас хватает того человека ангел и от суда уносит его в место наказания грешников, горше которого нет. Если же дело кого из людей выдержит испытание огнем и не загорится от него, бывает оправдан тот человек, и берет его ангел праведности, и относит ко спасению, в удел праведников. Так, праведнейший Авраам, все и всегда испытуется огнем и весами".

14. Сказал же Авраам архистратигу: "Господин мой архистратиг, та душа, которую держал ангел в руке своей, как же присуждено ей стать посредине?" И сказал архистратиг: "Слушай, праведный Авраам: сие потому, что нашел судья поровну грехов и добродетелей ее, и ни на казнь не отдал ее, ни ко спасению, пока не придет всеобщий Судия". {То есть Сам Господь Бог.} Сказал же Авраам архистратигу: "Чего же тогда недостает душе этой для спасения?" И сказал архистратиг: "Если обретет одну добродетель сверх числа грехов, пойдет ко спасению". Сказал же Авраам архистратигу: "Се, Михаил архистратиг, сотворим молитву о душе этой, и посмотрим, услышит ли нас Господь". И сказал архистратиг: "Аминь, да будет так". И сотворили они прошение и молитву о душе той, и услышал их Бог, и, восстав от молитвы, не увидели они душу стоящей там. И сказал Авраам ангелу: "Где душа, которую держал ты посередине?" И сказал ангел: "Спасена она молитвой твоей праведной, и вот, взял ее ангел светлый и вознес ее в рай". И сказал Авраам: "Славлю имя Бога Всевышнего и милость Его безмерную!" Сказал же Авраам архистратигу: "Прошу тебя, архангел, внемли просьбе моей: воззовем еще раз с мольбой к Господу, поклонимся милосердию Его и попросим о милости к душам грешников, которых я только что по злобе сердечной проклял и погубил - тех, кого поглотила земля и тех, кого растерзали звери, и тех, кого пожрал огонь по слову моему, ибо теперь знаю я, что согрешил пред линем Бога нашего. И вот, Михаил архистратиг вышних сил, воззовем же к Господу со слезами, чтобы отпустил Он грех мой и простил его мне". И внял ему архистратиг, и сотворили они молитву пред лицем Божиим. И долго уже взывали они, когда пришел с неба голос, говорящий: "Авраам, Авраам, услышал Я голос твой и просьбу твою и отпускаю тебе грех, тех же, о ком ты думаешь, что Я погубил их, обратно призвал Я и к жизни вернул по крайней благости Моей. Потому отложил Я до срока суд над ними, ибо те, кого сам Я гублю из живущих на земле, Смерти преданы уже не бывают". {Очевидно, имеется в виду неокончательность подобного ухода из жизни, что позволяет вернуть все в прежнее положение. Возможно, здесь уместны и другие толкования, однако точное понимание смысла затруднено из-за плохой сохранности текста.}

 ΛΛΛ     >>>   

говорю тебе
Завещание Адама апокрифов

сайт копирайтеров Евгений