Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1.2

Не исповедую никакой религии (атеист)

22.3

Затрудняюсь ответить

1.4

Согласно социологическому опросу, проведенному в 2000 г. Государственным комитетом по делам молодежи Российской Феде­рации, около 44 % опрошенных в возрасте от 14 до 30 лет считают себя верующими. Причем в данном исследовании опрошенные сами считают себя верующими, а соответствует ли их жизнь выполнению норм той или иной религии, неизвестно. Согласно тому же исследо­ванию, верующими себя считают 80 % школьников.
Интересны данные специального всероссийского опроса неза­висимого исследовательского центра РОМИР, проведенного в январе 2000 г.
Предисловие 4
По мнению 55% участников опроса религия дает адекватные ответы на вопросы по проблемам морали и нравственности. Не счи­тают таким образом 23% граждан. Затруднились с ответом 22% рос­сиян.
По проблеме семейной жизни религия дает адекватные ответы по мнению 42,4% опрошенных. Не думают таким образом 34,7% рос­сиян. Затруднились с ответом 22,9% респондентов.
Ответы на духовные вопросы получают в религии 57,3% гра­ждан. Не находят ответов на духовные вопросы в религии 19,7% оп­рошенных. Затруднились с ответом 23% опрошенных.
Менее всего россияне склонны находить в религии ответы на вопросы о социальных проблемах, стоящих перед Россией. Только 17,7% респондентов полагают, что религия может предоставить та­кую возможность. Не считают таким образом 53,1% опрошенных. Затруднились с ответом 29,2% россиян.
При этом 67% граждан полагают, что важно совершать рели­гиозную службу при рождении. Не важным совершение обряда при рождении считают 22,4% опрошенных. Затруднились с ответом 10,6% граждан.
При заключении брака совершить венчание важным считают 46,3% опрошенных. Не важным является венчание для 40,2% граж­дан. Затруднились с ответом 13,5% россиян.
Отпевание считают важным 69,2% респондентов. Не важно совершение этой службы для 18,6% респондентов. 12,2% граждан затруднились с ответом.
Результаты опроса также показали некоторый парадокс вос­приятия россиянами роли религии и религиозных лидеров в полити­ческой жизни страны. С одной стороны, как показали результаты оп­роса, 19,4% россиян в той или иной степени согласны, что политики, которые не верят в Бога не должны находиться у власти. Не согласны с таким подходом 52,7% опрошенных. Тем не менее, 41,7% граждан России полагают, что для России было бы лучше, если бы у власти в стране находилось больше истинно верующих людей. Не согласны с такой постановкой вопроса 22,7% респондентов. Однако большинст­во россиян (74,7%) считают, что религиозные лидеры не должны вли­ять на ход выборов, а 60,9% опрошенных полагают, что религиозные
5 лидеры также не должны оказывать влияния на
государственную по­литику.
В то же время 12,7% опрошенных считают, что следует запре­тить книги и фильмы, которые содержат нападки на религию. 24,7% опрошенных полагают, что такие книги и фильмы должны быть ско­рее запрещены. Полагают, что они наоборот должны быть скорее раз­решены  28,1% респондентов. 12,2% опрошенных считают, что кни­ги и фильмы, содержащие нападки на религию, должны быть обяза­тельно разрешены. Затруднились с ответом 22,3% опрошенных.
Таким образом, можно констатировать, что религия играет все большую роль в различных аспектах жизни россиян и приобретает все большее значение в системе ценностей наших соотечественников.
Даже если человек не имеет религиозной веры, он верит в то, что Бога нет, поскольку знать это как эмпирический факт нельзя. В любом случае, бытие человека не объясняется лишь физическими за­конами.
Наличие многих религий приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие  неистинными, не ведущими к подлинному спасению. Вопрос об истинной вере вне компетенции науки, так как ее методы разрабатывались для познания зримого мира.
Попытки создать синкретическую религию также не увенча­лись успехом. Говоря об истинности религии, следует, прежде всего, основываться на том, что понятие Абсолюта, о котором учит религия, превосходит конечного человека и церковную организацию. Богосло­вы говорят о степени приближения к Абсолютной Истине.
В прошлом религия служила важным источником формирова­ния культуры. Сегодня, несмотря на утрату роли мировоззренческого ориентира для индивида в целом, мы не можем утверждать, что рели­гия стала в меньшей степени влиять на жизнь общества в других сфе­рах. Это позволяет считать, что изучение религии и преподавание ре­лигиоведения сохраняет свою актуальность. Особенно эта актуаль­ность проявляется сегодня в нашей стране, где прежняя идеология естественным образом оказалась замещенной религией (согласно Конституции Российской Федерации (ст. 13 п. 1) в Российской Феде­рации признается идеологическое многообразие; (п. 2) никакая идео­
Предисловие 6
логия не может устанавливаться в качестве государственной или обя­зательной).
Религиоведческое знание имеет и практическую функцию. Современный человек, получивший высшее образование, должен об­ладать пониманием религии и процессов, которые мы называем рели­гиозными. Тем студентам, которые станут государственными служа­щими или по роду своей деятельности вынуждены будут сталкивать­ся в повседневной работе с представителями разных конфессий, не­обходимо знать, чего можно ждать от тех или иных религий, каковы их убеждения и modus vivandi.

Буддизм 8
Глава I. БУДДИЗМ
Происхождение и распространение
Б уддизм  древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просвет­лённый”.
Будда Шакьямуни (Муд­рец из племени шакьев) жил в Индии в V­IV вв. до н.э. Другие мировые религии  христианство и ислам  появились в более позднее время (христианство  пять, ислам  12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия сво­его существования буддизм соз­дал и развил не только религиозные представления, культ, филосо­фию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования  иными словами, целую цивилизацию.
Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее консервативной буд­дийской школы  тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. По на­учной версии время жизни основателя буддизма  с 563 по 483 г. до н.э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488­368 гг. до н.э.
Родина буддизма  Индия (точнее, долина Ганга  одна из наиболее экономически развитых частей страны). На территории Ин­дии в VI­III вв. до н.э. существовало множество небольших госу­дарств. В Северо­Восточной Индии, где проходила деятельность Буд­ды, их было 16. По своему общественно­политическому устройству это были либо племенные республики, либо монархии. Они враждо­вали между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу
9 жизни Будды многие из них были поглощены
набиравшими мощь государствами Магадха и Кошала.
Для того чтобы понять истоки возникновения буддизма, осо­бенности его вероучения и культа, необходимо вспомнить, какой бы­ла религиозная жизнь населения Индии того периода.
Самой влиятельной религией Древней Индии был брахма­низм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприно­шений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны (сосло­вия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отри­цал действенность жертвоприношения и не принимал деления на вар­ны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: выс­шей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева  люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей  она включала людей, обслуживавших господствующие слои.
В те времена появилось множество аскетов  людей, не имеющих собственности и живущих подаянием. Именно среди аске­тов­отшельников и зарождались новые религии  буддизм, джайнизм и другие учения, не признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека. Не случайно представителей этих новых учений называли шраманами (“шрамана”  означает “со­вершающий духовное усилие”).
Само название появилось, однако, примерно в 1200 г. н.э. в связи со стремлением мусульманских завоевателей провести разли­чие между верой индийского народа и их собственной. Сами индий­цы предпочитают говорить о бессмертном учении или законе (сана­тана дхарма), подчёркивая неземное происхождение их верований, возникших в результате божественных откровений.
Индуизм включает в себя широкое разнообразие религиозных верований:
огромное большинство индусов тем или иным образом верит в бога, однако, есть и неверующие;
одни индусы верят в то, что уважение ко всем живым суще­ствам требует от них соблюдения вегетарианского образа жизни,
Буддизм 10
другие же приносят животных в жертву и с удовольствием погло­щают мясо во время ритуальной трапезы на берегу реки;
одни индусы поклоняются богу Шиве, другие богу Вишну или его воплощениям (аватарам) Кришну или Раме, остальные же пред­почитают поклоняться богиням;
объектом поклонения жителей одной деревни может быть совсем не то божество, которое покровительствует жителям со­седнего селения;
каждый отдельный индус может почитать одного, несколь­ких, многих или никаких богов;
индусы могут одновременно верить в одного бога и в несколь­ких, являющихся воплощением единого божества;
индивидуум может быть выражением истины как в кон­кретной, так и в абстрактной форме.
Таким образом, для индуизма название является зонтичным термином, который не требует полной идентичности с явлением.
Однако в индуизме выделяются главные божества:
Брахма  мировая душа, проявляющаяся как в боге Брахме, так и в отдельных предметах, из которых состоит мир;
Вишну  бог­созидатель всей Вселенной;
Шива  бог­разрушитель Вселенной.
Важную роль в индуизме играет учение о дхарме  совокуп­ности обязанностей каждого сущего  от неодушевлённых предметов до людей и богов. Выполнение своей дхармы гарантировало вопло­щение в лучшем теле после разрушения предыдущего.
Жизнь, по учению индуизма, есть страдание, и лишь слияние с Брахмой избавляет от страдания. Слияние с Брахмой  привилегия брахманов  служителей индуистской религии, а остальные должны добросовестно исполнять свой долг и ждать воплощение в брахмана в одной из следующих жизней.
Миросозерцание индуизма представлено в виде песен и сказа­ний. Одной из самых древних является Ригведа  “песни знания”, со­стоящая из более чем тысячи гимнов. Они обычно адресованы одно­му конкретному богу, и все вместе охватывают несколько десятков различных богов. Эти песни считаются откровениями Брахмы, полу­ченными в форме словесного откровения вдохновенными мудрецами (риши).
11 В период с 300 г. до н.э. по 300 г. н.э.
проходил процесс соз­дания того, что сейчас называют классическим индуизмом, парал­лельно распространялся буддизм. Это время перенесения на бумагу древних преданий, выражающих индийские взгляды на мир. Были записаны “Рамаяна” и “Махабхарата”. Основой их сюжета служит цикличность мира. В начале миром правят справедливость и порядок (дхарма), потом нравы постепенно приходят в упадок, и, наконец, боги решают разрушить этот мир и построить его заново.
Действие “Рамаяны” происходит в эпоху, когда порядок ещё оставался достаточно прочным, на этом фоне описываются приклю­чения царя Рамы, который в результате интриг был лишён трона и жены, но с помощью царя обезьян Ханумана и своего героизма вос­станавливает справедливость.
“Махабхарата” повествует о великой войне потомков царя Бхараты. Сын царя Каурава проявил несправедливость по отношению к брату  Пандаве, отобрав у него половину царства. Сыновья Панда­вы вступились за отца, хотя он не хотел воевать против брата. Перед решающей битвой Арджуна, один из сыновей Пандавы, смутился ду­хом, не желая убивать родственников. Однако бог Кришна, приняв облик человека, вышел на битву и занял место колесничего на колес­нице Арджуны. Он изложил ему суть индуистского учения о дхарме и убедил исполнить свой долг воина.
Широкое распространение получил ещё один цикл сказаний о Кришне, который, сбежав из дома, обосновался среди пастухов Врин­дабана. Легенды рассказывают о его мастерстве игры на свирели и о проделках с жёнами и дочерьми пастухов. Существует мнение, что для своих почитателей он приходится отцом, другом, старшим бра­том, но одновременно  любовником и мужем. Эротические изобра­жение соединения с Кришной служит символом близости почитателя к богу.
В рамках индуизма возникло несколько школ, стремившихся найти способы вечного слияния с Брахмой. Одни предлагали пост (воздержание от пищи), другие  медитацию (размышление о Брах­ме), третьи  отрицание насилия (отказ от убийства живых су­ществ). Были и такие, которые ставили целью избавление от земной жизни и воплощение на других планетах, где жизнь, по их мнению, была долгой и беззаботной. Способом достижения этого считалось
Буддизм 12
служение богам этих планет, якобы выполнявшим некоторые функ­ции на земле.
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также оп­ределил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Боль­шинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго­Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри­Ланке, Индии, Не­пале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбод­же, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.
Характерной особенностью буддизма является его этико­практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и, прежде всего ритуализма, но и против абстрактно­догматических исканий, свойственных, в частности, брахманийско­ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута про­блема бытия личности.
Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные фор­мы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буд­дизм  это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм  синтез буддийских идей, мифологии син­то, японской культуры и т. п. Такая способность гармонично вписы­ваться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий. Из­за этого последователей Будды часто упрекали в излишней гибкости, граничащей с беспринципно­стью, в склонности к компромиссам. Но именно способность приспо­сабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всём географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении веков.
Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям покло­няться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт только временное облег­

чение, но не окончательное спасение (буддизм, прежде всего, ориен­тирован на изменение сознания человека). По мере формирования буддийского пантеона в него входили боги брахманизма и других ре­лигий.
В настоящее время буддизм продолжает осваивать новые про­странства, подтверждая свой статус мировой религии. Он расширил свою географию  его последователей можно встретить в странах Се­верной, Центральной и Южной Америки, в Европе, Австралии, Афри­ке, в нетрадиционных для него регионах России.
Будда
В Б
биографии Будды отражена судьба реального человека в об­рамлении мифов и легенд, со временем почти полностью от­теснивших историческую фигуру основателя буддизма.
олее 25 веков назад в одном из маленьких государств на се­веро­востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи после дол­гого ожидания родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гау­тама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не рас­порядилась иначе.
Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В местности Гая (она и сегодня называет­ся Бодх­Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В городе Бенаресе (современный Варанаси) он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда на­зывают учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся по­слушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буд­дой.
В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смер­ти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось.
13 Буддизм 14
Таковы факты реальной биографии Будды  человека, ставше­го основателем новой религии.
Вместе с тем, буддизм формировался в течение многих столе­тий, и в становлении его учения принимало участие большое число подвижников и религиозных философов. Полулегендарные биогра­фические данные, связанные с именем Будды, представлены в палий­ском каноне (священном писании буддистов), в наиболее древних его частях  джатаках (рассказах о перерождениях Будды), в «Буддхача­рите» («Жизнеописание Будды») Ашвагхоши (II в.), «Лалитавистаре», являющейся мифологизированным жизнеописанием Будды, в «Лан­каватаре­сутре» и др.
В связи с этим мифологическое жизнеописание Будды гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58  царём, 24  монахом, 18  обезьяной, 13  торговцем, 12  курицей, 8  гусем, 6  слоном; кро­ме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т.п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родив­шись в облике человека, спасти мир, погрязший во мраке неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением.
«Для высшего я веденья родился, Для блага мира  и в послед­ний раз». Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). Согласно мифологии в момент рождения Будды цветы падали с неба, играла прекрасная музыка, а из неведомого источника исходи­ло необыкновенное сияние.
Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, свет­лый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.).
Странствующий аскет­астролог предсказал, что его ждёт ве­ликое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем (чакравартином), способным установить праведный по­рядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать Майя не принимала участия в воспитании Сиддхартхи  она скончалась (а по некоторым легендам, удалилась на небеса, чтобы не умереть от вос­хищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тё­тя. Отец Шуддходана желал, чтобы сын пошёл по первому из пред­сказанных ему путей. Однако аскет Асита Девала предрёк второе.
15 Принц рос в обстановке роскоши и
благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмо­сферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился и у него родился сын Ра­хула. Но усилия отца оказались напрасными.
В легенде о «Четырех мимолетных взглядах» рассказывается, как Гаутама, несмотря на все усилия родителей изолировать сына от окружающего мира, узнал о том, что жизнь человеческая полна стра­даний. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно вы­браться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во вто­рой раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолго­вечность человеческой жизни.
Сиддхартха решил искать выход из ловушки болезни  ста­рости  смерти. По некоторым версиям  четвертый взгляд, он встре­тил ещё и отшельника, что навело его на мысль о возможности пре­одолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни.
Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет. Покинув дворец, старого отца, жену и маленького сына, Сиддхартха стал бродячим отшельником (шрамана). Он быстро овла­дел самой сложной аскетической практикой  контролем дыхания, чувств, умением переносить голод, жару и холод, входить в транс (особое состояние, когда человек глубже проникает в свои ощущения и как бы сливается с высшим миром). Однако его не покидало чувст­во неудовлетворённости и после шести лет аскетической практики, а также очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приве­дёт к истине. Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созер­цание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собствен­ные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех жи­вых существ, а потом открылась высшая истина  Дхарма. С этого момента он и стал Буддой  Просветлённым, или Пробуждённым, 
Буддизм 16
и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.
В своей первой проповеди Будда говорил о двух “крайностях” в поведении людей, которые мешают им встать на путь религиозного спасения.
“Есть, о, братья, две крайности, которых должен избегать удалившийся от мира. Какие эти две крайности? Одна крайность предполагает жизнь, погружённую в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, тёмная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистяза­нии, это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Избе­гая этих двух крайностей, Татхагата (Так ушедший  эпитет Буд­ды) во время Просветления постиг срединный путь  путь, способ­ствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване”.
Свой путь Будда называл “срединным”, поскольку он лежал между обычной чувственной жизнью и аскетической практикой, ми­нуя крайности того и другого. 45 лет Будда провёл, распространяя своё учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал при­верженцев среди самых разных слоев общества. В число последова­телей буддизма входило множество богатых и влиятельных людей, включая царя государства Магадха Бимбисару и его сына Аджата­шатру.
Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому уче­нику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чун­ды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать всё мясо ему. Не же­лая, чтобы пострадали спутники, Будда съел его. Перед смертью Буд­да сказал любимому ученику: “Ты, верно, думаешь, Ананда: Смолкло слово Господина, нет у нас больше Учителя! Нет, не так вам следу­ет думать. Пусть Дхарма и Виная (дисциплина), которые я возгласил и которым наставил вас, будут вашим учителем, после того как не станет меня” (“Сутра великой кончины”).

Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обы­чаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия  ступы. Согласно ле­генде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри­Ланка.
Основные источники вероучения буддизма
В
самой Индии древняя буддийская литература не сохра­нилась, если не считать нескольких надписей царя Ашоки (III в. до н.э.), которые являются самым первым известным документом, упоминающим о Будде и его учении.
Все буддисты сходятся в признании важнейшим источником раннего буддизма сочинений религиозного характера, которые были записаны в конце I в. до н.э. на языке пали на Цейлоне (Шри­Ланка) и известны под названием «Типитака» («Три корзины»).
«Типитака» является палийским каноном буддизма и состоит из трех основных частей:
«Виная­питака» («Корзина устава»), в которой изложены дисциплинарные правила поведения монахов и монахинь;
«Сутта­питака» («Корзина сутт»), в которой представлены проповеди и изречения Будды в изложении его любимого ученика Ананды;
«Абхндхамма­питака» («Корзина Учения» или «Знания о дхаммах»), состоящая из семи трактатов, в которых система­тизированы все фундаментальные положения раннего буддизма.
Палийский канон включает около 8 тысяч проповедей, поуче­ний, историй, легенд, касающихся жизни Будды и его вероучения. В него также входят комментарии к тексту канона, поэтому в целом он составляет более 15 тысяч текстов, написанных в прозе и стихах. Примерно 500 лет учение Будды существовало лишь в устной тради­ции и передавалось из поколения в поколение монахами, которые время от времени собирались на соборы (сангнти) и по памяти вос­станавливали тексты канона и комментарии к ним. Менее полно со­
17 Буддизм
хранилась версия канона на санскрите. Она известна в переводах на китайский и тибетский языки. Существует также неканоническая ли­тература на пали.
За рамками палийского канона оказывается также зна­чительное количество буддийской литературы, отражающей более позднюю традицию буддизма  направление Махаяны. Ряд сочине­ний стал наиболее популярным в странах Дальнего Востока (Китае и Японии): «Сутра Лотоса Благого Закона» («Саддхармапундарика­сутра»), «Сутра о величии цветка» («Аватамсака­сутра»), «Алмаз­ная сутра» («Ваджраччхедика­праджняпарамита­сутра») и др. Многие сутры сохранились в тибетском переводе. В Тибете сущест­вует собрание канонических буддийских текстов, переведенных с санскрита, а также комментариев к ним («Ганджур»  «Переводы сказанного Буддой» и «Данджур»  «Переводы пояснения к сказан­ному Буддой»).
Буддийская литература включает также огромное количество оригинальных сочинений выдающихся буддийских философов, логи­ков, историков буддийской философии: Нагарджуны (II­III вв.), Асан­ги (IV в.), Васубандху (V в.), Дигнаги (V­VI вв.), Дхарма­кирти (VI­VII вв.), Шаитаракшиты (VIII в.), Будона (XIII­XIV вв.), Таранатхи (XVI­XVII вв.) и многих других. Кроме того, каждая вновь возникав­шая буддийская школа могла иметь собственные сочинения, напи­санные основателями, которые ее последователи считали канониче­скими. В Японии, например, в школе Нитирэн наряду с «Сутрой Ло­тоса» почитаются и считаются каноническими труды основателя школы  монаха Нитирэна (XIII в.).
Таким образом, помимо палийского канона существует об­ширная буддийская литература на языках народов, исповедующих буддизм (китайском, японском, монгольском, тибетском и др.).
Основное содержание буддийского вероучения и культа
В тамы в ероучение буддизма, по всей
видимости,  плод размышле­ния самого Сиддхартхы Гаутамы, основывавшегося на глу­боком знании основ индуизма. Отсюда понимание роли Гау­религии: он не считается Богом, ни даже посредником между Богом и людьми, ему не отводится роль спасителя, а он
18 19 лишь показывает путь к спасению. Всё это
делает буддизм особен­ной атеистической религией.
Важнейшим для буддистов является понятие дхармы  оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”, “то, что под­держивает”. В буддизме слово “дхарма” означает моральную добро­детель, прежде всего  это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы  это ко­нечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.
В своей первой речи после Просветления Будда сравнивает способности разных людей к постижению Дхармы с разнообразием лотосов в пруду:
“И оглядев мир своим оком Просветлённого, Благословенный, преисполненный сочувствия ко всем живым существам, увидел суще­ства, умственный взор которых лишь чуть запорошен пылью, и су­щества, чей умственный взор покрыт густым слоем пыли; увидел существа с острой восприимчивостью и с восприимчивостью вялой, существа, имеющие благоприятную форму, существа, легко под­дающиеся внушению и трудно поддающиеся внушению, а также уви­дел существа, пребывающие в страхе перед иным миром и в страхе перед грехом.
Подобно тому, как в пруду, заросшем голубыми лотосами, или в пруду, заросшем красными лотосами, или в пруду, заросшем белыми лотосами, одни лотосы, рождённые в воде, выросшие в воде, не поднимаются над водой, другие, рождённые в воде, выросшие в воде, стоят вровень с поверхностью воды, а третьи, рождённые в воде, выросшие в воде, поднявшись над водой, стоят так, что вода их не касается”.
Будда, как никто иной, понимал, что люди от рождения не по­хожи друг на друга, и нельзя к ним подходить с одной и той же мер­кой: одним Дхарму нужно долго растолковывать, другие поймут её на лету, третьим потребуется привести множество примеров, четвёртых придётся учить йоге и т.п. Не существует единого, универсального свода буддийского вероучения, пригодного для всех. Нет универ­сальной формулы Дхармы на все случаи жизни. Есть Дхарма, изло­женная с учётом индивидуальных особенностей каждой группы ве­
Буддизм 20
рующих. Поэтому буддийское учение может быть выражено высоким учёным стилем и простой народной речью, в стихах и в прозе, изо­бражено на священной диаграмме (мандоле) и на красочной картине.
Разные цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью всегда остаётся нирвана, но достичь её трудно  это под силу лишь самым упорным и одарённым. Для простых людей, не способ­ных на значительные духовные усилия в нынешнем своём состоянии, промежуточным этапом может стать воплощение в лучших условиях или возрождение на небесах какого­нибудь Будды, с помощью кото­рого они в дальнейшем достигнут нирваны.
Основу вероучения составляют “четыре благородные исти­ны”:
Первая  человек проходит путем страдания, которое является следствием его прошлой кармы (карма буквально означает “работа” или “действие”, но, кроме этого, указывает на последствие действий в пределах одного существования, которое вливается в следующее и оказывает влияние на его характер, и так далее по всей цепи жизней).
Вторая  причина страдания в страстном желании или привя­занности к неправильным вещам, или к правильным вещам непра­вильным образом. Основная проблема человека в неверной расста­новке ценностей, придании вещам или людям значения, которому они не могут соответствовать. Ничто в материальном мире не заслужива­ет совершенного почтения и в абсолютном смысле не может служить опорой существования.
Третья  страдания можно прекратить. Гаутама объявил о возможности решения вечной проблемы человечества. Прекращение страданий достигается прерыванием цепи перерождений и достиже­нием нирваны.
Будда описывает нирвану следующим образом: “Это место, где нет ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха. Это не безграничное про­странство, где нет ничего, не граница между различимым и неразличи­мым, не этот мир и не другой. Нельзя сказать, что она приходит и ухо­дит, или стоит на месте, или затухает или начинается. У неё нет осно­вания, нет продолжения, нет остановки. Это  конец страдания”.
Четвёртая истина одновременно является “благородным восьмеричным путём”  способом решения этой благородной задачи. Она составляет нравственную основу буддизма.
21 “Благородный восьмеричный путь”
представляет собой:
праведное знание  признание истинности “четырёх благо­родных истин”;
праведное мышление  стремление ума к доброй воле, миро­любию, отказ от чувственных желаний, ненависти и злобы;
праведную речь  умную, правдивую, немногословную, направ­ленную на примирение;
праведное действие  всё, что входит в общечеловеческое по­нятие морального поведения;
праведное занятие  зарабатывать себе на жизнь, не прино­ся вреда другим;
праведное усилие  подавление злых и поощрение добрых по­рывов души;
праведное внимание  тщательное обдумывание слов, по­ступков, эмоций, действие не по желанию, а по необходимости;
праведное самообладание  концентрация внимания, мораль­ных сил на освобождении от всего, что тянет назад.
Эти восемь пунктов можно объединить в три тематические группы:
первые два относятся к мудрости и пониманию;
следующие три имеют отношение к этике поведения;
три последних касаются умственной дисциплины.
Путь этот весьма труден, однако и он не обязательно приво­дит прямиком в нирвану. Это лишь начало длительного процесса пе­рерождения и улучшения души. Прямой путь в нирвану открыт толь­ко монахам. Ибо, согласно вероучения: если вы сможете бросить семью, дело, отказаться от общества, уйти в монастырь и выдер­жать там все испытания, вы попадёте в нирвану; если нет, то ждите другого воплощения, когда вас не будут связывать семейные и другие обязанности.
«Четыре благородные истины» во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможно­сти выздоровления, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуж­дениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. И своих последователей Будда призывает постоянно работать над со­бой во имя спасения, а не тратить время на разглагольствования о
Буддизм 22
предметах, которых они не знают по собственному опыту. Он срав­нивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сде­лана и т. п.
Буддизм учит, что сущность человека под влиянием его по­ступков постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо  вкушает радость и умиро­творённость. Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия  это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кар­мой.
Закон кармы составляет механизм сансары, который называ­ется бхавачакра  "колесо жизни" (оно же круговорот бытия или круг сансары). Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение обу­словливает кармические импульсы (санскары); они формируют соз­нание; сознание определяет характер нама­рупы  физического и психического облика человека; нама­рупа способствует формирова­нию шести сфер познания  видимого, слышимого, осязаемого, обо­няемого, ощущаемого на вкус и воспринимаемого умом (манасом); органы чувств воспринимают окружающий мир и порождают жела­ние (тришна), которое, в свою очередь, порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чём мыслит человек; привязан­ность приводит к жажде вечного существования (бхава), следствием чего является рождение, а всякое рождение влечёт за собой ста­рость и смерть.
Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Высшую цель религи­озной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. Это состояние чело­века, достигшего освобождения называется нирваной.
Хотя это понятие занимает центральное место во всей будди­стской философии, оно не получило в ней точного определения, и в буддистской литературе встречаются разные его понимания. По мне­

нию одних, нирвана  это полное уничтожение, полное небытие, угасание жизненного огня, а вместе с ним и всех эмоций, желаний, страстей  всего того, что составляет жизнь человека. По мнению других, нирвана  это прекращение только доступного познанию бытия и переход в некое иное, непознаваемое бытие. Точно также одни считают, что нирвана достижима еще при жизни человека, дру­гие,  что в нее можно вступить только после смерти тела. Как бы то ни было, нирвана означает прекращение той цепи перерождений, которая, согласно традиционным буддистским воззрениям, составля­ет удел всего живущего.
Отличие буддизма от других религий заключается в том, что судьба человека зависит только от собственных усилий и от неустан­ной сознательной работы над собой.
Социальная роль буддизма определяется идеей равенства лю­дей в страдание и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую об­щину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста.
Таким образом, в отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к сле­дующему:
Воздерживайся от убийства.
Воздерживайся от воровства.
Воздерживайся от блуда.
Воздерживайся ото лжи.
Воздерживайся от возбуждающих напитков.
Монастыри и храмы
В буддизме в отличие от христианства и ислама нет церкви, но есть община верующих  сангха, которая формируется в определенном буддийском храме или монастыре. Это ду­ховное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви. Сангхой можно назвать и местную общину, и
23 Буддизм 24
всех буддийских монахов в мире вместе взятых, а её члены не явля­ются священнослужителями, посредниками между богом (или бога­ми) и мирянами. Миряне должны подавать монахам  это их обязан­ность и добродетель. Монахи, в свою очередь, учат их морали, ведут душеспасительные беседы, но они не вправе исповедовать или отпус­кать грехи. Если в одних направлениях буддизма, например в Тхера­ваде, сангха играет определяющую роль, то в других, особенно в буд­дизме Махаяны, большее значение имеют монастыри­университеты. Впрочем, последние в широком смысле также являются сангхами.
Вместе с тем, буддийская община  вполне конкретное объе­динение монахов или монахинь, принадлежащих к какой­либо школе, направлению буддизма или монастырю. Монахи, как правило, не яв­ляются священнослужителями, они проходят обучение в монастыре, изучают священные тексты, занимаются медитацией. Членом общи­ны может стать каждый, независимо от пола (хотя женских монаше­ских общин значительно меньше, чем мужских), национальности, цвета кожи, социального положения. Обряд посвящения в монахи несложен, во многих странах он связан с повторением трехчленной формулы: «Я прибегаю к Будде, я прибегаю к Дхарме, я прибегаю к Сангхе». В тибетском буддизме эта формула дополняется еще одним членом: «Я прибегаю к Ламе (Высшему)», которым является настав­ник  учитель послушника. Как правило, монахи должны соблюдать огромное число правил, изложенных в текстах Виная­питаки. Наибо­лее строго эти правила соблюдаются в общинах Тхеравады. В странах распространения Тхеравады монахи должны были жить исключи­тельно милостыней, для них не допускалось участие в социальной и политической жизни.
В настоящее время в связи с модернизацией буддизма многие из этих его положений претерпели значительные изменения. В неко­торых школах Махаяны буддийские монахи, напротив, должны были принимать самое активное участие в сельскохозяйственных работах, часто занимались торговлей и т. д. Если для значительной части мо­нахов считается обязательным вегетарианство, то в регионах распро­странения тибетского буддизма, согласно существующим там тра­дициям, монахи могут употреблять в пищу мясные продукты. Внутри монашеской общины существует как «духовная» иерархия (по степе­ни накопления добродетелей, уровню освоения практики медитации,
25 образованности монаха), так и различные
должностные ранги (на­стоятель монастыря или храма, например). Отношения между мона­хами (старшими и младшими по возрасту, учителем и учеником, на­стоятелем и рядовым членом общины и т. д.) ритуализированы и рег­ламентированы особыми правилами поведения.
Подобные же ритуализация и регламентация характерны для взаимоотношений между монахами и простыми верующими  будди­стами. В то же время в странах распространения буддизма Тхеравады существует достаточно резкое разграничение между монахами и ми­рянами  буддистами. В обязанность последних входит содержание монахов. В буддизме Махаяны, который постулирует возможность спасения всех людей, независимо от того, являются они монахами или нет, теоретически такого резкого различия не существует, но на практике монахи, безусловно, пользуются большим уважением и по­читанием у мирян.
В буддизме тибетского толка ламы подразделяются по степе­ни посвящения на ряд категорий: низшие (бандн) дают всего 5 обетов, гецул  36 обетов (при 5­7 годах учебы), высшая категория  гелунги (253 обета).
Высшее буддийское образование монахи проходят в фило­софских школах при монастырях (например, в монастырях Брайбун, Галдан, Сэра давали высшую степень  лхарамбы (доктор филосо­фии)). В иерархии тибетского буддизма к самой высшей категории относится Далай­лама («Океан­учитель»), который является духов­ным руководителем всех последователей буддизма тибетского толка (в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве).
Монастыри (первоначально  место отдыха монахов во время сезона дождей  вихара) представляют собой сложные комплексы с храмом, ступами (своеобразными пирамидами  местами захоронения святых или священных предметов), постройками для проживания мо­нахов, столовыми, философскими школами, иногда  со специальны­ми залами для занятия медитацией и др.
Наиболее часто среди объектов почитания и предметов культа в храмах встречаются изображения будд и бодхисаттв, мандала, ма­гическая диаграмма, используемая в практике созерцания, одновре­менно являющаяся философской концепцией Вселенной в буддизме, сакральные предметы  ваджра (перехваченный посередине пучок
Буддизм
молний с загнутыми концами)  один из главных символов буддизма, олицетворяющий мужское начало Вселенной, активность, сострада­ние, который часто выступает в паре с колокольчиком, символизи­рующим женское начало, мудрость, пассивность и др.
Буддийские обряды и праздники
О брядовая сторона буддизма многообразна, в его много­численных школах и направлениях акцент делается на раз­личных элементах буддийского культа: молитве, массовых церемониях, приношениях в храм, практике медитации. Буддийские обряды сопровождают верующих от рождения до смерти.
Едиными для всех буддистов являются буддийские праздни­ки, которые отмечаются по лунному календарю.
В феврале­марте в странах Восточной и Центральной Азии, в марте­апреле в странах Южной и Юго­Восточной Азии отмечается Новый год, который не является собственно буддийским, но в празд­новании которого активное участие принимают буддийские монахи. Во время празднования сооружаются горки, символизирующие гору Сумеру (центр мироздания, согласно буддийской традиции), окроп­ляются водой фигуры Будды.
В апреле­мае во всех буддийских монастырях и храмах празд­нуется тройной праздник: рождения Будды, его пробуждения и по­гружения в нирвану. В храмах читаются молитвы, устраиваются праздники, шествия, делаются подарки и подношения членам сангхи.
Под разными названиями во всех буддийских странах отмеча­ется День поминовения усопших. В храмах служат молебны, при­хожане приводят в порядок могилы, выставляют приношения буддам и другим богам, кормят нищих.
Во многих странах отмечается обряд вступления в сангу (июнь­июль), связанный с началом сезона дождей.
В июне­июле также отмечается праздник прихода на землю Майтреи (Будды Грядущего мирового порядка). Он знаменуется объездом вокруг храма колесницы, на которой находится статуя Майтреи. Этот праздник называется также  Круговращение Майт­реи.
26
С середины октября до середины ноября празднуется окон­чание дождливого сезона, отмечается нисхождение Будды с небес из царства Индры, где он, согласно буддийским легендам, читал проповеди богам и своей матери, которая также пребывает в этом царстве. В храмах проводятся специальные церемонии, в некоторых монастырях статуи Будды снимаются с пьедесталов и проносятся по улицам.
В регионах распространения буддизма тибетского толка (Ти­бет, Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува) празднуется день рожде­ния Цзонхавы, основателя школы буддизма, популярной в этих ре­гионах.
Существует также еще значительное количество праздников и обрядов, которые отмечаются в буддийских странах и имеют в каж­дой стране традиционный оттенок.
Течения в буддизме
Н аивысшего расцвета буддизм в Индии достиг в III в. до н.э. при царе Ашоке, который утвердил его в своем государстве, сформировал институт миссионеров, заложивший основы буддизма как мировой религии. Однако уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект.
Разногласия между сектамии вызвали созыв соборов в Рад­жагрихе в 447 г. до н.э., в Вайшави в 367 г. до н.э., в Паталирутре в III веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну («узкая колесница») и Махаяну («широкая колес­ница»).
Хинаяна утвердилась в основном в юго­восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна  в северных стра­нах, получив название северного буддизма. Это разделение было вы­звано, прежде всего, различиями в социально­политических условиях жизни в отдельных частях Индии.
Тхеравада («школа старой мудрости»)  наиболее ортодок­сальное течение в буддизме, получило название Хинаяны («малой или узкой колесницы»).
27 Буддизм 28
Этот термин употребляется в текстах махаянской традиции и считается уничижительным. Сами «хинаянисты» предпочитают име­новать себя по названиям школ, а общее направление  Тхеравадой.
Положения Тхеравады в значительной степени связаны с дог­матикой раннего буддизма, хотя тоже изменялись и углублялись. Са­ми названия указывают на главное различие этих двух направлений буддизма: Махаяна открывала широкий путь спасения для монахов и мирян, ее доктрины, ритуал, мифология вовлекали в сферу влияния самые широкие слои населения.
В частности, Хинаяна признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира  монашество. В то же время Махаяна исходит из возможно­сти спасения не только для отшельников­монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.
Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределами Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.
В Махаяна важную роль играет культ бодхисаттв  индиви­дов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из­за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от ми­ра призывом к воздействию на него. В то же время, как уже отмеча­лось, Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для немонахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь.
Ранний буддизм отличается простотой обрядности. Её глав­ными элементами являются: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам  культовым сооружениям, где хра­нятся реликвии буддизма.
Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисаттв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
Таким образом, Тхеравада, по существу,  атеистическое уче­ние, а Махаяна представляет собой многобожие и идолопоклонство.
29 Махаяна. Прежде всего, как уже
отмечалось, в учении Ма­хаяны появилась разработанная концепция о бодхисаттве («существе, стремящемся к пробуждению»).
Махаянисты выступили с критикой существовавшего ранее идеала монашества  архата, святого, который стремится к достиже­нию личной нирваны. Индивидуальное спасение в Махаяне считается недостаточным. Бодхисаттвы, будучи совершенными, сознательно остаются в мире сансары, чтобы помочь всем остальным достичь ос­вобождения.
Махаяна выдвигала тезис о всеобщем освобождении, учила, что каждый может стать Буддой, потому что в каждом живом суще­стве заложена «природа» Будды, надо только ее проявить и высвобо­дить.
В Махаяне «восьмеричный путь» дополняется учением о шес­ти «парамитах» («переправах»)  совершенствах, с помощью кото­рых человек может достичь состояния бодхисаттвы.
В этом учении с течением времени также появилась новая кон­цепция Будды: вместо одного Будды­учителя появляется бесконечное количество будд. Это концепции о «трех телах Будды» (высшее из которых «дхармакая»)  «Будда в теле Закона», представляет собой изначальную и неизменную реальность, абсолют, космическое тело Будды. Это повлекло за собой создание огромного пантеона будд и бодхисаттв, придание им особых свойств, функций и атрибутов.
Иную трактовку у махаянистов получила концепция дхарм, которые уже не признаются истинно реальными (как в раннем буд­дизме), так как характеризуют мир сансары и подвержены действию закона взаимозависимого возникновения.
Философы Махаяны учили, что нирвана тождественна са­нcape, потому что на уровне абсолюта не должно существовать ника­ких оппозиций.
Таким образом, Махаяна существенно изменила содержанке основных положений раннего буддизма  произошло увеличение роли сверхъестественного в ее учении, была декларирована возможность спасения для всех и каждого, предложены богатство и многообразие буддийского пантеона, разработанный и красочный ритуал. Все это превращало буддизм в массовую религию, привлекало его последова­телей за пределами Индии.
Буддизм 30
Ваджраяна (Ламаизм). В период с VI по IX вв. в Индии ут­вердилось новое направление, имевшее несколько названий: вад­жраяна («алмазная колесница»), буддийский тантризм, эзотериче­ский буддизм, тибетский буддизм и др. Это направление ещё больше связывало буддизм с возможностями конкретной личности. Посте­пенному обучению и накоплению заслуг, характерному для Махаяны, противопоставлялась мгновенная, подобная молнии, реализация при­роды Будды в течение этой жизни. Ваджраяна связывала образование буддиста с ритуалом посвящения, который проходил под строгим контролем опытного наставника. Поскольку имеет место передача знаний «от посвященного к посвящаемому», Ваджраяну называют также эзотерическим буддизмом, а европейцы, ещё в XIX в. обратив­шие внимание на огромную роль наставников (лам) в практике тибет­ских буддистов, стали именовать эту религию Ламаизмом. Считается, что именно в ламах сущность Будды выражена с наибольшей полно­той, поэтому их почитают как божество.
Если в других направлениях буддизма тело считалось симво­лом страстей, удерживающих человека в сансаре, то ламаизм ставит тело в центр своей религиозной практики, считая, что в нём заключе­на высшая духовность. Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение абсолютного (нирваны) и относительного (сансары). В ходе специального ритуала раскрывается присутствие природы Будды в теле.
Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев)  воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются, глав­ным образом, высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распро­странение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в спе­циальный барабан. Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога  творца, то здесь он появляется в лице Адибудды, представляющегося первичным звеном всех дальнейших воплощений Будды.
Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все требова­ния ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Особенно большое значе­
31 ние придается созерцанию и магическим
заклинаниям, знание кото­рых облегчает и ускоряет перерождение и достижение нирваны. Вме­сто длинной цепи перерождений, человек может достигнуть нирваны через одно короткое тайное заклинание  дарани.
Таким образом, в ламаизме центр тяжести переносится с са­мостоятельных усилий человека (как это было в раннем буддизме) на магические действия мудрецов. Так вырождался буддизм из фило­софской системы в простое колдовство.
К IX в. Ваджраяна заполняет почти весь буддийский мир, но приживается, главным образом, в Тибете, откуда проникает в Монго­лию, а оттуда в XVI­XVII вв. приходит в Россию.
Краткая примерная хронология развития буддизма


563­ 483 гг. до н.э.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Последователи новых религиозных движений ­ ­ 0 последователи буддисты
От числа опрошенных православие 69 буддизм христианства

сайт копирайтеров Евгений