Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Не утаи скажи, красно мое на золоте

[18, 19, 103]

Далее плачущая, как бы получив ответ от покой ника о времени его прихода, наказывает ему:

Так прийди

Ты во свои да благодатный дом (мы тебя)

Будем ждать да дожидаться [18, 59, 75].

И умершие, по причети, приходят. Выходи, родимый батюшка, —

причитает невеста в доме после похорон матери, —

На мосты да на кленовые, Ты стричай да дорогу гостью, Свет родиму мою матушку... Бог дает да дорогу гостью, Дорогу гостью сердечную...

У этой гостьи дочь просит благословения:

Так благослови, родима матушка, Меня горюху, бедну сироту!

И, как бы получив просимое, выходя на середи ну избы, кланяется и благодарит ее:

Тебе спасибо, мила матушка,

На честном благословеньице! [18, 77].

Рассматривая представления предков-язычников о загробной жизни души, мы невольно сталкиваемся с вопросом: а было ли у предка язычника представление об аде с его муками как о месте наказания за дурные поступки на земле?

Этот вопрос приходится решить отрицательно. Идеи ада в представлениях предка-язычника не находим. Ад с его мугамн мог явиться у иредкя только тсда, когда у него могли составиться извествая сумма нравствен ных убеждений, когда он резко мог различать порок от добродетели, < лрдсгвием чего должна была бы явиться Ш'ол возмездия за дурные дела, но З'"ой идеи у предка- я.а-шника мь т не замечаем 11 '.

Правде, у предка было представление о стране от цов как о стране мрачной, темной и кчк е стране зной ной, жаркой, где души терпят некоторого родя муче ния: было у нею даже представление, что страна от цов находится пот; землей на далеком западе, но эти представления предка мало говорят о существовании у него представления об аде с его муками. Его мергзе- цы только, подобно природе, испытывали различного

11 Здроь я не отрицаю, что у предка не было вообще никаких нравственных убеждений, но говорю только о том, что у него не бьпо тех нравственных убеждений, которые мы у него встречаем — в христианстве.

рода состояния, но не в собственном смысле мучения, которые обыкновенно соединяются с идеей ада, и пре док, говоря, что мертвый удалился в страну отцов, нисколько не думал, что ему предстоят там мучения. Действительно, во всех описаниях погребальных об рядов, существовавших у наших язычников, нет намека на то, что души умерших в загробном мире бу- дгг мучиться. Они. по представлению предка, могли там терпеть горе и нужду, как терпели их на земле, но это не есть мука, какую рисуют себе в загробном мире христиане. Мука назначается тому, кто, по хри стианскому выражению, «грешил» на земле. Предок же язычник, живя на земле, не имел о «грехе» поня тия. «Грех» — это христианское слово. Предок же имел понятие «зла, порока», но злых и порочных он посе лял там же, где поселял и добродетельных.

Что у предков-язычников не было возмездия в заг робном мире, на это нам указывает их представление о своих богах. Их Перун, Волос, или Белес, Даж-бог, он же Хоре, Мокош, Мора и др., не исключая и Стри- бога, которого Глинка несправедливо называет «бо жеством, наказывающим беззаконных в преисподней и бичем злодеяний в сем мире» [163, 21] LL ", были боги скорее добра, даже зла, но отнюдь не боги-каратели за грехи. Если бы у предков-язычников был ад с его му ками, то естественным является предположение, что они имели бы бога, который заведовал бы этим жили щем душ и управлял бы ими в этом жилище, что мы и находим у других языческих народов (напр, греков,

ИЗ О богах см. [168]. Стрибог у предков был богом петров. В «Сло ве о полку Игореве» говорится: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя пелкы Игоревы». Олова «веют е моря стрелами» ничуть не указывают, как думает Глинка, на какое- либо наказание, а просто указывают, что на полки Игоревы дул вегер с моря [169, 4, 33, i 6]. Отсюда же (т. е. из Слова) видно, что Стрибо! 5ыя v предков богом ветров, но не 6 orovi карате 1ем в пре исподней.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Указанные представления
Бело русы представляют смерть женщиной-старухой
Переход же этой границы лишал человека покрови тельства своих умерших родичей
ЗагробнаЯ жизнь души вопрос о возмездии в загробном мире у нашего предка древнерусского Человека
Этим вопрос о месте жительства души умерших

сайт копирайтеров Евгений