Пиши и продавай! |
81 Громыко М. М. Дохристианские верования в быту сибирских крестьян XVIII – XIX вв. – В кн.: Из истории семьи и быта сибирского крестьянства XVII – начала XX в. Новосибирск, 1975, с. 122. 82 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки, с. 181. 83 Пропп В. Я. Исторические корни…, с. 202; Новиков II. В. Образы восточнославянской волшебной сказки, с. 181. 84 В. Я. Пропп указывает два ответвления данного сюжета: 85 Никифоров А. И. Победитель змея (из севернорусских сказок). – Советский фольклор, 1936, № 4/5, с. 141. 86 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки, с. 24. 87 Позднее, когда южные кочевники начали нападать на оседлых земледельцев, чудище-мамонт все более принимало черты символического огненного Змея, часто верхом на коне (Змей на коне!), олицетворявшего внезапно нападавшего внешнего врага. 88 Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки, с. 136 89 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян… 90 Пропп В. Я. Исторические корни.., с. 35-37. 91 Ефименко П. О заклинаниях. – В кн.: Труды Архангельского статистического комитета. Архангельск, 1865; Майков Л. Великорусские заклинания. – В кн.: Зап. Рус. географ, об-ва по отд. этнографии. СПб., 1869, т. II; Ефименко П. Сборник малорусских заклинаний. М., 1874; Романов Е. Р. Заговоры, апокрифы, духовные стихи. – В кн.: Белорусский сборник. Витебск, 1891, V; Ветухов А. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова. – В кн.: Русский филологический вестник. СПб., 1901 – 1907 гг.; Мансикка В. Представители злого начала в русских заговорах. СПб., 1909; Срезневский И. Описание рукописей и книг, собранных для Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913; Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч., вып. 1. – Живая старина, 1907, вып. I. Вып. 2, 1909, вып. I. Вып. 3, 1909, вып. IV. Елеонская Е. Н. К изучению заговора и колдовства в России. Шамординская Пустынь, 1917, вып. 1, Познанский. Заговоры. Пг., 1917; Елеонская Е. Н. Сельскохозяйственная магия. М., 1929. 92 Майков Л. Великорусские заклинания, с. 427, 496, 510, 536. 93 У белорусов известна просьба к лешему: «…лясун и лясуниха! Прошу я вас и кланяюсь я вас великими упросами и низкими уклонами – содержайте своих хортов, замыкайте им губы и зубы!» (Романов Е. Р. Заговоры, апокрифы…, с. 154). 94 Романов Е. Р. Заговоры, апокрифы…, с. 117. 95 Мансикка В. Представители злого начала…, с. 20. 96 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 3, с. 4. 97 Виноградов Н. Заговоры, обереги.., вып. 2, с. 73. 98 Мансикка В. Представители злого начала…, с. 6. 99 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 1, с. 44. 100 Примером может служить поэтичный заговор девушки, желающей нравиться (записан в Петрозаводске): 101 Виноградов Н. Заговоры, обереги…, вып. 3, с. 16. 102 Елеонская Е. Н. К изучению заговора…, с. 37-38. К концу белогрудовской культуры |
|
|
|