Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Марков Г. Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история

«Ибо мы отчасти знаем
и отчасти пророчествуем»
Послание Апостола Павла, 11, 1.

«Вера же есть осуществление
ожидаемого, и уверенность в невидимом»
Послание Апостола Павла, 13, 9.

Марков Г. Е. - профессор, д.и.н., член-корр. Института Заморских исследований (Лондон, Великобритания), Ученый Совет исторического ф-та МГУ по археологии и этнологии, сфера научных интересов: история первобытного общества, этнология народов Азии, история кочевничества, историография немецкой этнологии.

В предлагаемых заметках не ставится задача создания историографического обзора исследования проблемы происхождения и развития религиозных верований, а также систематическое изложение и оценка всех существующих гипотез и взглядов, о чем уже есть обширная литература. Однако притом, что проблема происхождения религиозных верований далеко еще не решена, может быть не лишним высказать по этому поводу некоторые гипотетические соображения, прежде всего по проблемам: дефиниций понятий; причин и путей возникновения религиозных верований; объяснения принципиального сходства в верованиях у народов разных стран и континентов и, наконец, относительно состава религиозных верований, и возможности их классификации.

Проблема возникновения древнейших верований в некие потусторонние силы, и генезис религии издавна привлекали пристальное внимание теологов и светских ученых. Если первые предполагали в этом проявление божественного откровения, то вторые искали какие то человеческие и вещественные причины. Что касается теологического подхода, то здесь я не буду на нем останавливаться. Он имеет право на существование, но основан на вере - Credo , и потому не может быть предметом дискуссии, которая неизбежно сведется к субъективным «верю, – не верю, согласен, не согласен». Исходя из этого, ниже будет говориться лишь о наиболее известных гипотезах, высказанных в светской научной литературе. А также и степени их достоверности. При этом в первую очередь будут рассматриваться названные выше проблемы.

Относительно религиозных верований и религии существует поистине необъятная литература. Среди зарубежных исследований, посвященных этим проблемам, можно в первую очередь назвать труды Юлиуса Липперта [2], Дж. Фрезера [3], Герберта Спенсера [4], Вильгельма Шмидта [5], Лео Фробениуса [6], Генриха Кунова [7]. Впрочем, их именами число известных иностранных авторов, рассматривавших теоретические проблемы, связанные с верованиями и религией, далеко не ограничивается. Из отечественных авторов, прежде всего, заслуживают внимания фундаментальные работы известного этнографа и религиеведа С. А. Токарева [8], а также теоретические исследования А. М. Золотарева, Д. К. Зеленина, С. П. Толстова, Ю. И. Семенова, Д. Е. Хайтуна и многих других.

Рассмотрим первую из названных выше проблем. Очень важен вопрос о дефиниции рассматриваемых явлений. И хотя термины и понятия сугубо субъективны, без определения того, что под ними имеется в виду, никакое исследование невозможно.

В специальной литературе, не говоря о популярной, отсутствует четкое разграничение между понятиями религиозные верования и религия. Это, хотя и несколько противоречиво, было отмечено в свое время С. А. Токаревым. В одной и той же фразе он писал: «...резкой грани между обоими типами религий (под «типами» религий автор имел в виду собственно религию и религиозные верования – Г.М.) провести нельзя...» И далее – «...но принципиальная и качественная разница между ними не подлежит ни какому сомнению»[9]. Большинство прочих авторов вообще не обращали внимания на различия между собственно религией и религиозными верованиями, произвольно используя тот и другой термин.

Детальное рассмотрение существа понятия «религия» не входит в задачу настоящих заметок. Поэтому, оставляя в стороне теологическую сторону вопроса, получившую отражение в огромной литературе, достаточно сказать, что религия возникает как форма общественного сознания в ходе сложения цивилизации и первых государств[10]. Затем религии эволюционировали от политеизма к монотеизму, отражая в известной степени в своем развитии социальные и политические процессы. При этом как древнейшие, так и позднейшие религии аккумулировали первобытные религиозные верования, которые получали философское осмысление. Одновременно возникали канон, культ и обряды, иерархический слой священнослужителей.

Относительно того, каков характер религиозных верований, существовавших до возникновения религий ранних цивилизаций, а также о терминологии, было высказано много предположений, рассмотренных в свое время С. А. Токаревым. По его мнению, неудовлетворительно определение первобытных верований как «религии доклассового общества («родового строя»)», так как они «...в известных случаях сохраняются у народов, уже перешагнувших рубеж классового общества». В качестве примера говорится о полинезийцах 18 и начала 19 века, «некоторых народах Африки» и монголах эпохи Чингиз-хана. С тем, что определение религиозных верований как «религии доклассового общества» действительно неудачно, можно согласиться, так как не совсем ясно, что такое доклассовое и классовое общество применительно к глубокой древности[11]. Однако приведенные С. А. Токаревым в качестве доказательства примеры мало удачны, так как, скажем, никакого классового общества у монголов в указанное время не существовало[12]. О том же свидетельствуют и современные исследования некоторых африканских народов, создавших государства, но не знавших «классовых» отношений[13]. Некоторое сомнение можно выразить и относительно того, что социальная структура полинезийцев основывалась на классовых отношениях. Не согласен С.А. Токарев и с предлагавшимся в литературе понятием «первобытные религии», хотя и не приводит какой либо убедительной аргументации. Также неудачным называет указанный автор и предложение относительно введения понятия «анимистические» и тому подобные верования, с чем вполне можно согласиться, и о чем будет говориться ниже. Но столь же спорно и предложение самого С. А. Токарева использовать термин «племенные культы»[14]. Племенные верования могли существовать только в определенных условиях, там, где на общей территории расселялись подразделения племени, и обитало относительно большое число людей. Во многих областях тропиков, в силу особенностей природных условий, и сложившихся хозяйственно-культурных типов (ХКТ), небольшие человеческие коллективы составляли локальные или родовые группы. И общественная организация в первобытности далеко не всегда имела племенную структуру. Но какой бы она ни была, у каждой человеческой группы существовали верования, которые имели как религиозный, так и «бытовой» характер.

В связи со сказанным представляется, что правильнее всего было бы говорить о первобытных религиозных верованиях, то есть верованиях, существовавших до возникновения цивилизации и государств.

Рассмотрим проблему боле подробно. Верования, как таковые, в известной мере условно, можно подразделить на две категории: первобытные религиозные, и существующие вне связи с эпохой (бытовые) индивидуальные и групповые в виде суеверий и предрассудков. Существо и тех и других состоит в представлении о наличии и воздействии на природу, людей и общество неких абстрактных или мистических сил, а в известных случаях и возможности с ними манипулировать.

В отличие от религий, религиозные верования едва ли во всех случаях можно определять как в полном смысле форму общественного сознания. В них еще много индивидуального, неустойчивого, инстинктивного. В условиях первобытного общества, особенно его ранних эпох, каждая система верований, тесно связанная с хозяйственно-культурным типом той или иной группы, охватывала лишь ограниченный по численности коллектив, внутри которого, к тому же, в зависимости от половой, возрастной и иной принадлежности, могли существовать разные комбинации верований. Таким образом, несколько условно, можно сказать, что первобытные верования, - это форма социального, но еще не сложившегося окончательно общественного (в более широком смысле слова) сознания, в виде узко коллективной или даже индивидуальной системы верований. По мере того, как в ходе антропогенеза приспособление к окружающей среде становилось социальным, основанным на общественном опыте, а не рефлекторным, генетически унаследованным, возникали религиозные верования. В отличие от религий, сверхъестественное в древнейших магических, анимистических, тотемистических и других первобытных верованиях не персонифицировано, а воспринимается абстрактно, как нечто, влияющее на людей и их жизнь.

То, что практически первобытные верования у самых разных народов во многом схожи друг с другом, вовсе не является следствием их «общественного» характера, а является скорее порождением несколько иных причин, что станет понятным, когда речь пойдет о возникновении религиозных верований

Остановлюсь теперь на второй, главной проблеме – о возникновении религиозных верований. Перечислить здесь все или даже более или менее значительную часть выдвигавшихся в литературе гипотез о первобытных верованиях практически невозможно, поэтому ограничусь наиболее известными точками зрения.

Относительно их происхождения и существа еще в глубокой древности греческий философ Аристотель высказывал мнение, что человек творит внешний вид, и жизненные отношения своих богов по своему собственному подобию[15]. Схожие мысли высказывали античные философы. Анаксагор, Атифонт, Ксенофан и другие, которые также полагали, что люди создавали богов по своему образу и подобию. Философ Критий считал, что люди выдумали богов, чтобы внушить самим же людям страх и заставить их исполнять законы. Схожее мнение высказывал историк Полибий. Особенно следует отметить взгляды Демокрита о том, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы. Такого рода подход стал в новое время методологической основой ряда концепций, в том числе воинствующего атеизма[16].

В средние века господствовала точка зрения о божественном откровении, как источнике религиозных представлений. И только, как отмечает С. А. Токарев, в 17 – 18 веках стала возникать оппозиция богословскому учению. Томас Гоббс высказал мнение о том, что религия основана на «выдумках, допущенных государством», тогда как выдумки не допущенные государством – суеверия. Философ Борух Спиноза усматривал возникновение религии в неуверенности человека в своих силах перед могуществом природы, в страхе перед ней. Были выдвинуты гипотезы о происхождении религиозных верований как следствия человеческой фантазии, порожденной страхом перед сверхчувственными силами природы. Философ Давид Юм высказал в своем исследовании «Natural History of Religion» мысль о том, что религиозные представления человека определялись не теми впечатлениями, которые производили на него силы природы, а впечатлениями общественной жизни. Впрочем, об этом уже говорил, как отмечено выше, еще Аристотель, считавший, что человек творит своих богов по своему собственному подобию. Были высказаны и многие другие гипотезы[17]. По мере утверждения в философии рационализма, сложились два его течения в связи с проблемами религии. Одно - богословское, объяснявшее религиозные явления как проявление заложенного высшим существом в человеческий разум. Другое – враждебное церкви – выступало против религии, рассматривая ее как обман.

По мере знакомства европейских ученых с жизнью и духовной культурой обитателей тропических заморских стран, встал упоминавшийся выше вопрос о том, почему наблюдается сходство в верованиях «туземцев» в самых разных областях мира. В попытках объяснить это явление сложились различные подходы. Так, получило распространение мнение, что в основе этого лежит одинаковость человеческой психики и единство природных задатков, сходство душевного предрасположения всех людей. И, из этого, как предполагалось, возникают одинаковые побуждения и идеи. Согласно другой гипотезе, называемой в литературе географически – антропологической, сходство в верованиях имело в основе однородность окружающей природы. Рассматривая религию с метафизических позиций, Георг Вильгельм Гегель высказал идею о наличии общих закономерностей в ее развития.

В связи с проблемой происхождения религиозных верований и религии Людвиг Фейербах пришел к умозаключению о том, что абсолютное существо, бог человека, есть его собственное существо. Многие известные философы рассматривали проблемы религии с атеистических позиций.

В начале Х1Х в. возникло так называемое «мифологическое направление», (натурмифологическое, астрально-мифологическое, натуристическое), многие сторонники которого придерживались мнения, что религиозные верования возникли из обожествления небесных явлений (братья Гримм, Вильгельм Шварц, А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер и др.).

К 70-м годам того же века относится распространение «антропологического» направления (Э. Тейлор, Дж. Лёббок, Г. Спенсер и др.), исходившего из того, что основой религии были свойства человеческой природы. Э. Тейлор разработал «анимистическую» теорию, согласно которой религия возникла из одушевления человеком сил и явлений природы. При этом «минимум религии – это вера в духовные существа»[18]. Начиная с последней четверти 19 в. все большее число ученых стало выступать против анимистической теории, и взамен ее была выдвинута концепция о том, что анимистическим верованиям предшествовали более древние и примитивные. Сложился ряд преданимистических концепций, связанных с именами Джеймса Фрезера, Конрада Прейсса, Альфреда Фиркандта, Дж. Хьюитта и ряда других известных ученых[19].

 ΛΛΛ     >>>   

религиоведение Марков Г. Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история 12 верований
религиоведение Марков Г. Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история 12 токарев
Малахов В.А., Чайка Т.А. Преодоление молчания свидетельство, отвечание, исповедь

сайт копирайтеров Евгений