Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эта беспристрастность физической науки повинна в ее неспособности стать единственным интерпретатором животного поведения. Верно, что камень падает на один определенный участок Земли. Это происходит потому, что вселенная в таких пределах представляет одно определенное решение дифференциального уравнения. Кулак же человека направлялся эмоцией человека, заинтересованного в новом событии во вселенной, а именно в падении своего противника. В случае с камнем доминирует формальная сторона. В случае с человеком объяснение связано с индивидуальным удовлетворением. Последнее, конечно, ограничено формальностями, но в зависимости от его интенсивности оно может выходить за их пределы и вводить индивидуальную выразительность.

Сознание оказывается первым примером избирательности удовлетворения, свойственного высшим животным. Оно происходит от выразительности, координирующей психологические функции. Иногда безосновательно полагают, будто мы сознательно наблюдаем именно те природные активности, которые доминируют вокруг нас. Верно же прямо противоположное. Животное сознание не так-то просто отличает свою зависимость от конкретных

360

телесных функций. Такое отличение обычно свидетельствует о болезни. Когда мы следим за функционированием своих внутренностей, то тут что-то не так. Мы принимаем как нечто очевидное бесконечную сложность нашего тела.

Первый принцип эпистемологии гласит о том, что меняющиеся аспекты наших отношений к природе являются главным объектом сознательного наблюдения. Но это лишь точка зрения здравого смысла. В связи с ними должно быть что-то предпринято. Органические процессы происходят по-своему: наше сердце бьется, наши легкие поглощают воздух, наша кровь циркулирует, а желудок переваривает. Требуется развитое мышление, чтобы фиксировать внимание на таких основополагающих операциях.

Высокоорганизованные животные развили внешние способы взаимоотношения с природой типа чувства зрения, слуха, запаха и вкуса. Такие способы изменяются в зависимости от их качественного характера. Например, нам стоит только закрыть глаза, и визуальный опыт исчезает. Можно закрыть уши, и мы ничего не услышим.

Тот опыт, на котором основывается точная наука, является полностью внешним. Слепому и глухому дано все изначальное величие человеческой жизни. Они лишены только ее палок для ходьбы. Конечно, светофор на шоссе полезен для достижения наших современных целей. Но были же великие цивилизации без автомобилей и светофоров.

Хотя любой из перечисленных видов чувственного опыта сам по себе несуществен для существования организма, все вместе они существенно важны для развития высших форм животной жизни. Человечество, а также животные с аналогичными возможностями отличаются способностью введения нового. Это требует концептуальной способности воображения и практической способности действия. Роль чувственного опыта сводится к тому факту, что он управляем.

Эволюция животных подчеркнула внешние аспекты из связи с природой, и, таким образом, они обрели доступную власть над миром. Тот центральный организм, каковым является человеческая душа, в основном имеет дело с повседневными фактами человеческого существования. Ему не так-то просто размышлять об телесных основных функциях. Вместо того чтобы фиксировать внимание на

361

переваривании телом растительной пищи, он ловит солнечные лучи, падающие на листву. Он питается поэзией. Люди—это дети Вселенной со своими глупыми предприятиями и иррациональными надеждами. Дерево крепко озабочено своим выживанием. С небольшими отличиями тем же озабочена и устрица. Этим же путем цель выживания модифицируется в человеческую цель выживания ради разнообразного и достойного существования.

Ошибкой философии является исключительная концентрация внимания на управляемых взаимоотношениях, доходящая до недооценки основополагающих необходимостей природы. Так, мыслители отвергают наш внутренний неотчетливый опыт в пользу простой игры отдельных ощущений, соединенной с выдумкой относительно изначальной реальности. Я же отстаиваю мнение, что весь опыт состоит из наших взаимоотношений со всеми остальными вещами и из образования новых взаимоотношений, конституирующих будущие вещи. Настоящее получает в свое распоряжение прошлое и строит будущее. Но есть определенные степени постоянства и принудительной устойчивости.

На протяжении многих поколений пытались объяснить наши изначальные интуиции как всего лишь интерпретирующие чувственные впечатления. И в самом деле, истоки такой школы мышления можно проследить назад вплоть до Эпикура. Она может апеллировать и к некоторым фразам Платона. Я же хочу сказать вам, что это основание для философского понимания аналогично попытке разъяснять содержание социологии современной цивилизации как полностью основанное на дорожных сигналах. Движение машин, конечно, обусловлено этими сигналами. Но сигналы как таковые еще не являются поводом для движения. Этот вывод настолько подтверждается здравым смыслом, что нет необходимости в какой-либо иллюстрации.

Именно наши непосредственные, достаточно смутные интуиции, являющиеся, тем не менее, базисом рациональности, отвергались господствующей эпистемологией прошлого века. Интерес и значимость являются главными мотивами наших усилий для точного распознавания чувственных данных. Дорожные сигналы ведь результат самого движения.

Значимость вызывает интерес. Интерес же ведет к распознаванию. Таким путем интерес усиливается, и оба

362

фактора—интерес и распознавание—стимулируют друг друга. Наконец, постепенно и скачкообразно развивается создание, ставшее еще одним стимулом.

4. Доминирующей темой этой лекции является выражение. И поэтому мы сейчас перейдем к выдающемуся примеру того, как человечество преобразовало свои управляемые связи с миром в способы выражения. Язык символизирует триумф человеческой гениальности, превосходя даже достижения современной технологии. Он говорит о широком распространении интеллекта на протяжении многих тысячелетий. Интересно, что из двух альтернатив—видимой и звучащей—звуковая раньше превратилась в посредника. Мог, разумеется, быть язык жестов следы которого имеются. Но ведь недостатком жестикуляции оказывается невозможность делать во время нее что-либо еще. Достоинство звука в том, что во время его произнесения Паши конечности свободны.

Но есть и более глубокая причина нашей постоянной склонности к производству звуков. Руки ведь представляют менее необходимые части тела, поскольку мы без них можем обойтись. Они не затрагивают внутренность телесного существования. В то же время при производстве звука подключаются легкие и горло. Так что при говорении, когда происходит рассеивание внешних, контролируемых нами выражений, затрагивается также внутренность нашего органического существования. Таким образом, производимый голосом звук оказывается естественным символом имеющегося у нас глубокого переживания органического существования.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Бы математики уже
На человечество направляло силу своего систематического мышления
Она воспроизводит в этой временной последовательности пространственные части своей собственной жизни
Когда в нашем курсе лекций мы подойдем к современности
Наша задача в развертывании такого общего понятия

сайт копирайтеров Евгений