Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Смирнов И., Титов В. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................... 4

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ............................................................................................................... 9

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА ............ 9

1. Философские идеи в Древней Индии ............................................................... 10

2. Философская мысль в Древнем Китае ............................................................. 12

3. Философия в Древней Греции .......................................................................... 15

4. Древнерусская философия ................................................................................. 27

ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ. .................................................................. 30

1. Формирование религиозных и философских представлений ........................ 30

2. Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья ...... 32

3. Религия и философия в эпоху Возрождения .................................................... 34

4. Усиление философии в Новое время ................................................................ 36

5. Религия и философия в истории Российского государства ........................... 40

ГЛАВА III. БЫТИЕ И ФОРМЫ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ .................................... 41

1. Историко-философская трактовка сущности бытия ....................................... 41

2. Бытие как материальная реальность и единство мира ................................... 44

3. Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия ............................ 46

ГЛАВА IV. ПОЗНАНИЕ .............................................................................................. 50

1. Субъект и объект познания ................................................................................ 51

2. Формы познания ................................................................................................. 52

3. Средства и методы познания ............................................................................. 55

4. Научное познание и информатика .................................................................... 59

5. Знание и язык ...................................................................................................... 61

6. Логическое и историческое ............................................................................... 63

7. Истина и ее критерии ......................................................................................... 63

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ............................................................................................................. 66

ГЛАВА V. ПРИРОДА ................................................................................................. 66

1. Природа как проявление бытия ......................................................................... 66

2. Природа как среда обитания ............................................................................. 68

3. Человек как часть природы ............................................................................... 71

4. От биосферы – к ноосфере ................................................................................. 74

5. Экология и глобальные проблемы современности ........................................ 75

ГЛАВА VI. ЖИЗНЬ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА .................... 78

1. Жизнь – специфическое природное явление ................................................... 78

2. Два взгляда на происхождение жизни и ее развитие ...................................... 79

3. Естественнонаучные представления о жизни и ее эволюции ....................... 84

4. Философия и биология ....................................................................................... 85

5. Биология и социальная жизнь ........................................................................... 88

ГЛАВА VII. СОЗНАНИЕ ............................................................................................ 95

1. Дух и сознание .................................................................................................... 95

2. Биологические и социальные предпосылки сознания .................................... 98

3. Самосознание ...................................................................................................... 99

ГЛАВА VIII. НАУКА ................................................................................................ 103

1. Социальная функция науки ............................................................................. 103

2. Практические потребности – главный источник становления и развития науки ................. 106

3. Научное знание и религиозная вера ............................................................... 107

4. Наука и этика .................................................................................................... 109

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ............................................................................................................. 110

ГЛАВА IX. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ .................................................................. 111

1. О некоторых концепциях общественного развития ...................................... 111

2. Цивилизационный подход к истории ............................................................. 113

3. Гегелевская концепция общественного развития ......................................... 115

4. Марксистская концепция общественного развития ...................................... 118

5. Русские мыслители о ходе исторического процесса .................................... 122

ГЛАВА X. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СУЩНОСТЬ .......................................................... 125

1. Идеи о происхождении человека .................................................................... 125

2. Что такое человек? ........................................................................................... 127

3. Биологическое и социальное в человеке и их единство ............................... 130

4. Человек, индивид, личность ............................................................................ 132

ГЛАВА XI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА И ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ ..... 134

1. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности ........ 135

2. Марксистский анализ социально-классовой структуры общества .............. 136

3. М. Вебер о социальной структуре общества .................................................. 140

4. Этнические общности людей .......................................................................... 141

ГЛАВА XII. ФИЛОСОФИЯ, ИДЕОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА ................................... 144

1. Методологическая функция философии для идеологии и политики ......... 144

2. Идеология и ее роль в общественной жизни ................................................. 146

3. Политика и ее роль в жизни общества ........................................................... 149

ГЛАВА XIII. СОЦИАЛЬНО ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ XVIII–XX ВВ. ........ 152

1. Становление русской философии в XVIII–XX вв. ......................................... 152

2. Характерные черты русской философии ....................................................... 153

3. Философия послепетровской эпохи ............................................................... 155

4. Славянофилы и западники ............................................................................... 159

5. Народничество и распространение марксизма в России ............................. 166

6. Религиозно-философский Ренессанс ............................................................. 170

7. О призвании человека ...................................................................................... 176

8. Человек и история ............................................................................................ 180

9. Русская философия в эмиграции ..................................................................... 181

ГЛАВА XIV. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ XX ВЕКА .................. 186

1. Общая характеристика философии в XX веке ............................................... 186

2. Неопозитивизм .................................................................................................. 187

3. Философия науки .............................................................................................. 189

4. Философская антропология ............................................................................. 190

5. Экзистенциализм .............................................................................................. 192

6. Персонализм ...................................................................................................... 194

7. Прагматизм ........................................................................................................ 195

8. Русский космизм ............................................................................................... 196

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................................... 197


Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

И. Н. Смирнов, В. Ф. Титов

ФИЛОСОФИЯ

Издание 2-е,
исправленное и дополненное

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Москва
1998

ББК 87.3
Ф56

Рецензенты:
Кафедра философии Российской Академии наук
М. А. Маслин, доктор философских наук, профессор
М. В. Романенко, доктор философских наук, профессор

Издание осуществлено при содействии Совета попечителей Российской экономической ака-демии им. Г. В. Плеханова

Смирнов И. Н., Титов В. Ф.
Ф56 Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений.
Издание второе, исправленное и дополненное.– М.: 1998.– 288 с.
ISBN 5-7307-01596

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями “Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования”. Дается изложение современного взгляда на предмет и функцию философии в ее историческом становлении и развитии.
Авторы – И. Н. Смирнов, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии РЭА им. Г. В. Плеханова, В. Ф. Титов, доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

ББК 87.3
© Смирнов И. Н., Титов В. Ф., 1998
ISBN 5-7307-01596

Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир – живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя – следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым-четвертым тысячелетиями до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствии того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению, только косвенные. Письменных свидетельств деятельности мыслителей этих цивилизаций до нас не дошло.

Известные нам наиболее древнейшие сочинения, в которых формулируются философские идеи, появились во втором тысячелетии до нашей эры в древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции.

Как правило, это были литературные памятники, в которых в мифологической форме высказывались наивные идеи об окружающем человека мире и делались робкие попытки его осмысления. Древнейшие человеческие цивилизации, по сути, не имели прочных связей и не оказывали взаимного влияния, что предполагает их изолированность друг от друга, а следовательно, в философском плане они развивались вполне самостоятельно. Известные в наше время источники свидетельствуют, что наибольшего успеха философия достигла в Древней Греции, и именно греческая культура оказала в последующем преобладающее воздействие на развитие человеческого общества. В немалой степени этому способствовали дошедшие до нас в немалом количестве сочинения древнегреческих мыслителей, поставленные в них проблемы, и высокий уровень их философского анализа.

Понятие философия в буквальном смысле означает любовь к мудрости. Оно возникло в Древней Греции много десятилетий спустя после появления философствующих людей. Кстати, подобное характерно для любой формы человеческой деятельности. Сначала зарождается явление, какое-то время уходит на его развитие и становление и лишь затем для его обозначения находится адекватное понятие. Традиционно принято считать, по крайней мере в отечественной историко-философской литературе, что понятие философия впервые использовал Пифагор. Другие античные авторы полагают, что приоритет принадлежит Гераклиту. Но в любом случае философами считались люди, занимавшиеся проблемами окружающего их мира, его постижением, уяснением места и роли в нем человека. Большие трудности представляет вопрос об определении предмета философии. Эта проблема, возникнув на заре существования философии, вызывает споры и в настоящее время. Одни авторы рассматривали философию как любовь к мудрости, как науку о мудрости, другие же как “стремление к постижению многих вещей” (Гераклит).

Исторически предмет философии изменялся, что обусловливалось общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, в том числе философских знаний. В настоящее время философия – это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

1. Философские идеи в Древней Индии

Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение. “Веды” представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. Написаны они приблизительно во втором тысячелетии до н. э. на санскрите.

В “Ведах” впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, то есть толкования окружающего человека мира, по своему содержанию и не могли быть другими.

Философскими произведениями, соответствующими нашим представлениям о характере постановки проблем, да и форме изложения материала и их решения, являются “Упанишады”, что буквально означает сидеть у ног учителя и получать наставления. Они появились приблизительно в IX–VI веках до нашей эры и по форме представляли, как правило, диалог мудреца со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности известно около сотни Упанишад. Религиозно-мифологическое толкование окружающей среды в наиболее знаменитых “Упанишадах” перерастает в определенной мере в дифференцированное осмысление явлений мира. Так, появляются идеи о существовании различных видов знаний, в частности, логики (риторики), грамматики, астрономии, науки чисел и военной науки. Зарождаются идеи и о философии как своеобразной области знаний. И хотя полностью избавиться от религиозно-мифологического толкования мира авторам “Упанишад” не удалось, можно считать “Упанишады” и, в частности, такие из них, как “Брихадараньяка”, “Чхандогья”, “Айтарея”, “Ища”, “Кена”, “Катха” самыми ранними из известных философских произведений.

В “Упанишадах”, в первую очередь в упомянутых выше сочинениях, сделана попытка постановки и обсуждения таких существенных философских проблем, как выяснение первоосновы природы и человека, сущности человека, его места и роли в окружающей его среде, познавательных способностей, нормы поведения и роли в этом человеческой психики. Разумеется, толкование и объяснение всех этих проблем очень противоречиво, а порой встречаются суждения, исключающие друг друга.

Главенствующая роль в объяснении первопричины и первоосновы явлений мира, то есть среды обитания отводится духовному началу, которое обозначается понятием “брахман” или же “атман”. Однако в других случаях таковыми являются пища (анна) или же определенный вещественный элемент – бухта, в качестве которого чаще всего выступает вода или же совокупность таких элементов, как вода, воздух, земля и огонь.

 ΛΛΛ     >>>   

Выступая фактором формирования его сознания
Руководство общественными отношениями начинает формироваться по мере появления более развитых форм
Особое влияние на творчество хомякова оказали идеи шеллинга
Момента религия начала постепенно сдавать свои доминирующие позиции практически во всех сферах духовной жизни
Развитие
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии философа

сайт копирайтеров Евгений