Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Статья эта впервые была напечатана в V томе "Энциклопедии", вышедшем в
1755 г. Отдельным изданием опубликована под названием "Гражданин, или
Политическая экономия" в Женеве Дювиларом без согласия Руссо (см. письмо
Руссо к Верну от 22.10 1758 г.). Некоторые поправки и дополнения были
внесены по рукописи в посмертное издание сочинений 1782 г., осуществленное
Дюпейру и Мульту.
В этом издании перевод сделан со сводного текста, изданного Воганом
после сверки всех пяти печатных изданий статьи.
Большая часть рукописи хранится в городской библиотеке Невшателя
(Швейцария).
Статья дважды переводилась на русский язык - А. М. Лужковым в 1777 г. и
В. Медведевым в 1787 г.

1. ...управление домом. - Понятие "экономия", встречающееся у
Ксенофонта, было рассмотрено Аристотелем, понимавшим под "ойкос" не просто
дом, а хозяйство в более широком смысле, нежели домашнее Взгляды именно
этого античного мыслителя оказали значительное влияние на Руссо. Мы имеем, в
частности, в виду тот факт, что Аристотель под экономией понимал
совокупность непосредственно полезных вещей, т. е. потребительских
стоимостей, имеющую, по природе своей, естественные количественные границы,
в отличие от "хрематистики" - накопления богатства в виде денег, предела не
имеющего, к которому он, в общем, относился отрицательно.

2. ...политической экономией. - Или еще Руссо ее именует "публичной"
(publique) и гражданской (civile).

3. См. "Новую Элоизу", где мы находим довольно детальное изображение
принципов ведения домашнего хозяйства. О домашних слугах и поденщиках
говорит часть IV (письмо Х - Избр. соч., т. II, стр. 377 и сл.), об
обязанностях хозяев, об их образе жизни, об управлении своим состоянием -
часть V (письмо II, стр. 456-485), о воспитании детей - тоже часть V (письмо
III, стр. 485-512).

4. Если бы между Государством... - Этот и последующие четыре абзаца
повторяются с незначительными отклонениями в тексте первого наброска
"Общественного договора" (кн. I, гл. V). Косвенное свидетельство того, что
Руссо включил в эту статью отрывок из уже существовавшего первого наброска
"Общественного договора".

5. ...самою природой. - Фактически Руссо уже тут близок к точке зрения,
выраженной в "Общественном договоре" (кн. I, гл. II), где говорится, что
"самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья".

6. ...тогда как богатство казны. - В первом наброске "Общественного
договора" это место выглядит иначе, "богатство государя, далекое от того,
чтобы добавлять нечто к благополучию частных лиц, почти всегда стоит им
покоя и изобилия". Воган полагает, что этот текст является первоначальным.

7. ...затем из благодарности... - В "Рассуждении о причинах
неравенства" и в "Общественном договоре" отрицается вытекающая из
признательности детей их обязанность повиноваться отцу после достижения
самостоятельности. То, что в данной статье автор придерживается иной,
общепринятой точки зрения, может рассматриваться как свидетельство ее более
раннего происхождения.

8. ...о рабстве... - Руссо упомянул его, возможно, лишь потому, что
Аристотель в той части "Политики" (см. прим. 1), где он рассматривает
экономию "домашнюю", рассматривает отношения между хозяином и его рабами
(гл. IV-VII).

9. ...очень немного хороших магистратов. - В изданиях 1758 и 1772 гг.
эта фраза заканчивается так: "но сомнительно, что за то время, сколько стоит
мир, человеческая мудрость создала десять человек, способных править себе
подобными". Окончательный текст появился лишь в издании 1782 г..

10. Роберт Филмер (1604-1688) - английский политический деятель и
политический писатель, автор ряда книг, в том числе и "Патриарх, или
Естественная власть Монархов" (1680).

11. ...два выдающихся человека... - Это подвергшие книгу Филмера
критике, Альджернон Сидней и Джон Локк, первый в своих "Рассуждениях о
правлении", второй - в трактате "О государственном правлении" (кн. II).

12. См. Аристотель. Политика, кн. I, гл. II.

13. ...власть исполнительная... - В оригинале "executrice", а не
"executive", как в первом наброске "Общественного договора" и в его
окончательном тексте (кн. III, гл. I).

14. Да будет мне позволено... - В черновой рукописи этой фразе
предшествует следующая: "Если бы я намеревался точно определить, в чем
состоит политическая экономия, я нашел бы, что ее задачи сводятся к трем
главным, руководить осуществлением законов, поддерживать гражданскую свободу
и заботиться о нуждах государства. Но чтобы уразуметь связь этих трех целей,
необходимо обратиться к принципу, их объединяющему". Таким образом, Руссо
еще не различает отчетливо собственно предмета политической экономии,
сливающейся у него не только с экономической, но и со всей внутренней
политикой данного государства.

15. ...дают этой машине... - Легкость, с которой Руссо переходит от
сравнения общества с живым организмом к сравнению его с машиной, во многом
объясняется тем, что эти слова во французском языке его времени звучали
почти как синонимы, что объясняется их употреблением в латинском языке, где
под машиной понималось всякое соединение частей и органов, образующих некое
целое, одушевленное или нет. (см. G. Gayrou. Le francais classique. 6 ed.
Paris, 1948, р. 530)

16. ...в здоровом состоянии. - Этот абзац весьма близок к "Введению" к
"Левиафану" Гоббса, где государство сравнивается с "искусственным
человеком".

17. ...чтобы, заслужить свой скудный обед... - Это замечание вызвано
словами Гоббса о роли гражданского закона ("О гражданине", гл. VI, 16).

18. ...в статье "Право"... - Речь идет о статье Дидро "Естественное
право" ("Droit naturel") в V томе "Энциклопедии". Великий принцип, о котором
идет здесь речь, - несомненно идея главенства общей воли, но значение слов
Руссо, называющего свою статью лишь развитием принципа, взятого им у Дидро,
до сих пор остается неясным.

19. ...мир - как один большой город... - Вероятно, здесь имеется в виду
она из концепций философии стоиков, которые, согласно сообщению Цицерона
("De Finibus bonorum et malrum", III, 64), видели в мире, управляемом
Провидением, общий "большой" город богов и людей.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Состоит
Как возрастают потребности государства столько сколько
Руссо Ж. О политической экономии философии 5 времена

сайт копирайтеров Евгений