Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Note121
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 25–28; 47–51 и др.

Note122
См. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 8–9, 27, 94, 136–137 и др.

Note123
Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 18–19.

Note124
Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. С. 29–31. 43?44.

Note125
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 28. 45. 66, 78. 98.

Note126
Там же. С. 334.

Note127
Маркс К, Энгельс Ф. Соч.: 2?е изд. Т. 3. С. 36–37.

Note128
Там же. Т. 21. С. 370–371.

Note129
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений С. 625.

Note130
Там же. С 635.

Note131
Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991.

Note133
Мономах В. Поучение//Златоструй. Древняя Русь. X–XII вв. М., 1990. С. 165.

Note134
Памятники литературы Древней Руси. М., 1984. С. 441.

Note135
Ильин И.А. О русской идее // Русская идея. М., 1992. С 443

Note136
См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1 С. 52–53.

Note137
Крижанич Ю. Политика. М., 1965. С. 381.

2. Русская философия XVIII в.

Второй крупный период развития русской философии начинается с XVIII в. Исторически и логически он совпадает с переходом от Руси Московской к Руси Петровской. Два важных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени, – процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого, и секуляризации общественной жизни.
Раскол русской церкви положил начало разрушению идеала «Святой Руси». В XVIII в., когда Московское государство становится Российской империей, старый идеал замещается идеалом «великой. Руси», который и утверждается в национальном сознании. Этому способствовала и отмена Петром I патриаршества и установление для церкви синодального правления. Церковь попала под власть царя и в зависимость от государственной власти.
В это время Россия многое перенимает из западноевропейской культуры, которая развивалась под знаменем эпохи Просвещения. Огромное значение для развития всей духовной культуры России имело основание в 1755 г. Московского университета. С этого времени философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми пропагандистами научного знания и философии Нового времени на Руси были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир и др. Но наиболее видными представителями философского знания этого периода являются М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) свое место в истории русской философии определил прежде всего тем, что заложил основы материалистической традиции. Он создал теорию «корпускулярной философии», основанной на атомистическом учении. В качестве вывода этой философии он формулирует знаменитый закон сохранения материи и движения. Согласно этому закону, в основе мироздания лежат мельчайшие частицы, которые Ломоносов вслед за Лейбницем назвал монадами. Однако в отличие от последнего Ломоносов говорит не о духовных, а о материальных монадах и материальных атомах. Понятие материи он определяет следующим образом: «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность»  138. Надо сказать, что эта дефиниция материи известна еще со времен Аристотеля. Так же, как и последний, Ломоносов говорит, что «тела состоят из материи и формы»  139, но при этом он утверждает зависимость формы от материи, а не наоборот, как это делал Аристотель. То есть Ломоносов выступает с материалистических позиций, но, как и все материалисты своего времени, он понимал материю только в качестве вещества.
Однако материализм Ломоносова не следует понимать упрощенно. Его философия носит секуляризованный, антиклерикальный характер. Это бесспорно. Ломоносов довольно резко критикует и церковь, и невежество попов. Но вместе с тем он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и в принципе не отвергает Бога-творца. «У многих глубоко укоренилось убеждение, – писал он, – что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя»  140. Налицо, таким образом, позиция классического деизма.
Близка к этой характерной для XVIII в. деистической позиции была и философия Александра Николаевича Радищева (1749–1802). Он, как и Ломоносов, был хорошо знаком с западной философией, в том числе и с французским материализмом. После выхода его знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, Радищев становится первым русским, философом, провозгласившим идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли. В своей социальной философии он опирался на идеи естественного права, что давало превосходную возможность показать весь ужас существующей социальной реальности. Отсюда проистекает и тот пафос гуманизма и свободы, которым проникнута его философия и его стремление к установлению «естественного» общественного устройства.
Радищев был убежден в объективном характере природы. «Бытие вещей, – пишет он, – независимо от силы познания о них и существует само по себе»  141. Человек же, хотя и является самым совершенным продуктом этой природы, но «взоры свои отвращает от тления, устремляет за пределы дней своих, и паки надежда возникает в изнемогающем сердце»  142. Другими словами, чтобы обрести надежду и жизненный смысл, человек все-таки стремится обратить свои помыслы «за пределы дней своих», т.е. в потусторонний мир.


Note138
Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1950. С. 98.

Note139
Там же. С. 92.

Note140
Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. С. 93.

Note141
Радищев А.Н. Избранные философские и общественно?политические произведения. М., 1952. С. 315.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Человек
Основавший в неаполе академию для опытного изучения природы
Познание человека развития
Человеческое познание

сайт копирайтеров Евгений