Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Кузнецов В., Кузнецова И., Миронов В., Момджян К. Философия: Учебник

ВВЕДЕНИЕ, ИЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ.............................................. 7

Раздел 1 ИСТОКИ, СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА 1
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ................................11
§ 1. Миф, мудрость и начало философии. От мифа к логосу.......................................................11
§ 2. Основные направления и проблемы античной философии................................................................18
§ 3. Средневековая философия...............................................28
§ 4. Философия эпохи Возрождения и периода научной революции. От Веры к Человеку, разуму и гармонии............45
§ 5. Понятие классической философии. Разум и просвещение..............................................................50
§ 6. Особенности развития русской философии...................57

ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ .............63
§ 1. Кризис "классической философии" и современная философия......................................................63
§ 2. Сциентистские направления в современной философии.................................................................67
§ 3. Антисциентистские интерпретации сущности философии...............................................................77
§ 4. Между объективизмом и субъективизмом: герменевтические направления современной философии ...86
§ 5. Проблема текста: постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм..........................................99
§ 6. Дискуссии о рациональности: нерациональность рациональности и рациональность нерациональности.......106

ГЛАВА 3
СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ .................................120
§ 1. Философия как стремление к мудрости. Проблемное поле философии.....................120
§ 2. Предметные уровни, дисциплины и метод философии...............................................................124
§ 3. Философия как герменевтическая деятельность.........133

Раздел 2
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ

ГЛАВА 1
ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ПРЕДЕЛЬНЫМИ ОСНОВАНИЯМИ БЫТИЯ................ 152
§ 1. Метафизика и онтология. Место онтологии в структуре философского знания ............................152
§ 2. Исторические судьбы философской онтологии ............154
§ 3. Модели мира...................................................................165
§ 4. Кризис онтологии и ее современные интерпретации 168

ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ............................................................... 174
§ 1. Движение и развитие .....................................................174
§ 2. Пространство и время. Пространственно-временные уровни бытия............188
§ 3. Системность бытия..........................................................203

Раздел 3
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ

ГЛАВА 1
СОЗНАНИЕ..................................................................................215
§ 1. Основные свойства сознания ........................................215
§ 2. Сознание, логика и действительность...........................219
§ 3. Сознание и бессознательное в мыслительной деятельности .....................222

ГЛАВА 2
ЧТО ПОЗНАЕТ ЧЕЛОВЕК?.............................................................227
§ 1. Эмпирическая модель теории познания........................230
§ 2. Рационалистическая концепция теории познания........235
§ 3. Эмпиризм или рационализм?........................................239
§ 4. Теория познания Иммануила Канта...............................240
§ 5. Синтетическая модель теории познания.......................250

ГЛАВА 3
УЧЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ.....................................................................256
§ 1. Классическая концепция истины....................................256
§ 2. Понятие объективной, абсолютной и относительной истины.................260

Раздел 4
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

ГЛАВА 1
СОЦИУМ, ИЛИ "СОЦИАЛЬНОСТЬ ВООБЩЕ"......................263
§ 1. Понятие социального ......................................................263
§ 2. Антропоморфизм и его альтернатива............................268
§ 3. Субстанция социального.................................................270
§ 4. Деятельность как целесообразный адаптивный процесс ................. 277
§ 5. Информационная специфика социального действия ... 285
§ 6. Орудийная специфика деятельности.............................291

ГЛАВА 2
КАК И ПОЧЕМУ ДЕЙСТВУЮТ ЛЮДИ?............................................297
§ 1. Субъект и объект деятельности.....................................297
§ 2. Сознание как фактор социального поведения...............299
§ 3. "Идеализм" и "Материализм" в трактовке деятельности ............301
§ 4. Потребности и интересы социального субъекта..........304

ГЛАВА 3
ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО? ..............................................312
§ 1. Коллективность как условие общественной жизни........312
§ 2. Номинализм и реализм в трактовке общества.............313
§ 3. Является ли общество интегративным субъектом?......320
§ 4. Общество как реальная группа людей...........................325
§ 5. Общество как самодостаточная социальная группа.....329

ГЛАВА 4
"АНАТОМИЯ" ОБЩЕСТВА..................................................338
§ 1. Принципы "социальной статики"...................................338
§ 2. Деятельностный подход к "социальной анатомии".......342
§ 3. Элементы общественной жизни.....................................347
§ 4. Типы совместной деятельности людей..........................357
§ 5. Компоненты общественной жизни..................................367

ГЛАВА 5
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВА..................................381
§ 1. Философские принципы "социальной физиологии" ....381
§ 2. Еще раз о полемике материализма и идеализма.........385
§ 3. Иерархия потребностей - альтернативные подходы ...397
§ 4. Субординация общественных отношений......................405

Раздел 5
ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

ГЛАВА 1
ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА.................................422

ГЛАВА 2
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ............................................................427
§ 1. Эволюция эстетических идей.......................................427
§ 2. Эстетические категории..................................................428
§ 3. Эстетическая деятельность. Творчество........................430
§ 4. Разнообразие форм художественного творчества........432

ГЛАВА 3
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ..........................................................445
§ 1. Развитие этических представлений...............................445
§ 2. Современные этические концепции...............................452

ГЛАВА 4
РЕЛИГИЯ И РАЗНООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ..............462
§ 1. Предпосылки возникновения религии в человеческой культуре..........462
§ 2. Национально-государственные религии........................465
§ 3. Мировые религии............................................................467

ГЛАВА 5
ФИЛОСОФИЯ И УЧЕНИЕ О ПРАВЕ................................................477
§ 1. Происхождение права.....................................................478
§ 2. Философские концепции права......................................481
§ 3. Природа права.................................................................507


УДК 101 (075.8)
ББК 87я73
К 89

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.

ISBN 5-86225-919-8

Авторский коллектив:Кузнецов В.Г. - введение (совместно с В.В. Мироновым и К.Х. Момджяном); раздел 1, гл. 1, § 2, 3, 6 (совместно с В.В. Мироновым), гл. 2, § 4; раздел 3; раздел 5, гл. 4 (совместно с В.В. Мироновым), гл. 5;
Кузнецова И. Д. - раздел 5, гл. 1-3;
Миронов В.В. - введение (совместно с В.Г. Кузнецовым и К.Х. Момджяном); раздел 1, гл. 1, § 1, 4, 5, § 2, 3, 6 (совместно с В.Г. Кузнецовым), гл. 2, § 1, 2, 3, 5, 6, гл. 3; раздел 2; раздел 5, гл. 4 (совместно с В.Г. Кузнецовым);
Момджян К.Х. - введение (совместно с В.Г. Кузнецовым и В.В. Мироновым); раздел 4.

В учебнике рассматриваются предмет и метод философской науки, философия как мировоззренческая система, прослеживается эволюция ее основных течений. Важное место отводится человеку в системе философского знания. Особое внимание уделяется проблемам общества и культуры как объектам философского анализа, а также основополагающим ценностям жизни людей.
Для студентов высших учебных заведений.

Слово "философия" происходит от греческих "phileo" (люблю) и "sophia" (мудрость) и означает любовь к мудрости. Уже сама этимология данного понятия раскрывает специфику философского постижения бытия - это всегда некий незавершенный мыслительный процесс, процесс стремления к истине, которая в абсолютном смысле недостижима. Это связано с интегративной сущностью философии, которая стремится интерпретировать мир как нечто целостное [1].

Древнейшей формой восприятия мира в его целостности, нерасчлененности выступает миф. Для первобытного сознания характерным является не противопоставление самого себя природе, а скорее отождествление с нею, осознание собственной включенности в нее. Как справедливо отмечает В.В. Соколов, для первобытного человека характерно "огромное преобладание коллективного над индивидуальным. В эту эпоху почти еще нетронутой природы субъект минимален, а объект максимален" [2].

Важнейшие структурные компоненты мировоззрения - "Мы", "Оно" и "Я" - связаны при этом таким образом, что "Я" (осознаваемая индивидуальность), с одной стороны, сильно зависит от "Мы" (осознаваемая коллективность), а "Я" и "Мы" вместе неотторжимы от "Оно" (как осознаваемой внешней природы). Человек этого периода еще не ставит вопросы природе, он непроизвольно

11

воспринимает ее и тем самым, конечно, познает. Результатами такого познания-восприятия выступают не понятия, а образы, совокупности которых складываются в мифологические системы. В них "мир, видимый первобытным человеком, заново создается его субъективным сознанием как второе самостоятельное объективное бытие, которое отныне начинает противоречиво жить рядом с реальной, не замечаемой сознанием действительностью" [3].

Мифологические представления могли быть только образами. А ""образ", как бы мы ни мудрили, есть зрительный "внешний вид", зрительная "наружная" сторона предмета. Пространственные, ограниченные внешней зрительной данностью, однократные и неподвижные представления... при всей их суммарности не содержали ни доли обобщения. Мифотворческий образ - производное именно мифотворческого мышления со всеми законами мифотворческого восприятия пространства, времени и причины, с его слитностью субъекта и объекта" [4]. Поэтому метафоры мифа, хотя и носят очень конкретный характер, выступают бескачественными образованиями. "Отсутствие качественных признаков вытекает из отсутствия понятийной мысли, способной отвлекать признаки и строить "качество" предмета. Нужно осознать, что никакой эпитет, никакое описательное имя, семантически относящееся к эпохе мифотворчества, не выражают никаких качественных признаков, ни дурных, ни хороших" [5]. Как процесс познания-восприятия миф, имеющий дело с особой сознательно сконструированной реальностью, обладает собственной внутренней логикой, не менее жесткой в следовании заданным правилам, чем современная формальная логика. "Логика мифа" определялась характером мышления: оно, как мы уже сказали, было не абстрактным, а конкретным, не расчленяло, а, напротив, стремилось буквально все объединить в целостном представлении.

Как форма целостного, синтетичного восприятия мира миф является формой сознания, адекватной первобытной эпохе, а следовательно, он не только объясняет мир, но и выполняет регулятивно-прагматические функции. Он поучает, так как "основан на истине, воспринимаемой как непреложный закон и священное слово, неверие в которое равно богохульству" [6], его предписания не требуют дополнительного обоснования.

Философия, хотя и строится на принципах доказательности и обоснования, преодолевая тем самым миф, тем не менее сохраняет с ним изначальное родство. Именно этим объясняется поэтичность античной философии, которая, как абстрактное мышление, вырастает из мышления образного. В философию переходит установка на целостное понимание мира. Она, как и миф, признает некие абсолютные истины, что придает философским принципам черты категоричности, свойственные мифологическим представлениям, а философ всегда, кроме профессиональных, выполняет и пропо-

12

веднические функции. В философии сохраняется также установка на сознательное конструирование особых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться действительностью. Кроме того, родство с мифом проявляется в диалогичности античной философии. Первобытный человек буквальным образом слышал мир, а пророчествующие олицетворяли собой вещающий Логос. "Логос говорит деревьями, землей, птицами, животными, водой, людьми, вещами" [7]. Соответственно, античный философ, претендующий на то, что он понимает смысл мира, должен уметь вслушиваться и говорить, т.е. вещать, пророчествовать. Философия, следовательно, - это жанр общения, диалог, диалог человека с другим человеком или с Космосом. А любой диалог - это еще и борьба мнений, представлений, пониманий [8]. Для античной философии это абсолютно естественная вещь. Диалог (как, собственно говоря, и все в античности) был сопряжен с ритмом: мысли можно было и танцевать, и выкрикивать, и изображать в поэтическом диалоге. Ритмичность обеспечивает узнавание-предугадывание ответа [9].

Итак, миф как первая историческая форма целостного понимания мира на уровне первобытного сознания был одним из важнейших источников философского знания. Подвергшись определенной рациональной интерпретации, ряд особенностей мифологического сознания перешел в философию. В первую очередь - поэтическое, образное восприятие мира, которое очень важно для любого человека при его стремлении к целостному ощущению бытия. В то же время в противовес мифу с его неразделенностью субъектно-объектных отношений философия с самого начала выступает как форма максимально рационального постижения бытия [10].

 ΛΛΛ     >>>   

Важнейшей задачей философии становится изучение контекста на основе ряда принципов
Отличительным приемом киноискусства является монтаж кадров
54иммануил кант родоначальник немецкого идеализма осуществляет своеобразный переворот в философии
Процесс реализации замысла является для художника одновременно
Философия в связи с этим понимается как средство формирования устойчивого к невзгодам жизни характера
Кузанский Н. Малые произведения гг. средневековой философии

сайт копирайтеров Евгений