Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Канке В. Философия: Учебное пособие

ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ»
Два примера философствования
Научность Философии
Эстетичность, чувственностъ Философии
Практичность, или моральность Философии
Философия как реализация полноты жизни человека
Функции (ЗНАЧИМОСТЬ) Философии
Назначение Философии
Основные выводы
PАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ
1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.1. АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ
Где возникла философия и почему?
Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет
Первая головоломка античной Философии: МНОГОЕ И ЕДИНОЕ
Единое — это материальная субстанция
Единое - это числа. Пифагор
Многое не существует. Сюрпризы элеатов
Единое — это атомы и пустота
Подведение итогов. Натурфилософия
1.2. ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ СОКРАТА, ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ
Философия Сократа
Философия АРИСТОТЕЛЯ
1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ОТКРЫВАЕТ новую эпоху
Кинизм (цинизм)
Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение
Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом
Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
Неоплатонизм
Судьба античной философии
Основные черты античной философии
2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ
Основные библейские идеи философского значения
Сущность Бога
Можно ли доказать существование бога?
Да или нет? Верующий или атеист?
3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
3.1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Два центра: Бог и человек
Основные идеи Возрожденческой Философии
3.2. ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XYIII ВВ.)
Рене Декарт - основатель Философии нового времени
Спор об идеях. ДЖОН ЛОКК
Галилей и Ньютон — гении механики
Как получают идеализации?
Выработка нового юридического мировоззрения
Новации И. Канта
3.3. ФИЛОСОФИЯ ОТ ГЕГЕЛЯ ДО НИЦШЕ (XIX в.) ГЕГЕЛЬ ПРОТИВ КАНТА
Ницше: последний всплеск Философии Нового Времени
Основные выводы
4. ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ
4.1. О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
4.2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Какую проблему стремится решить феноменология?
Феноменологический метод
Основные положения феноменологии
4.3. ГЕРМЕНЕВТИКА происхождение термина «герменевтика»
Как мы понимаем?
Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст?
Основные положения герменевтики
4.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Почему возникла аналитическая философия?
Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур
Ранний Витгенштейн: «логико-философский трактат»
Философия естественного языка: поздний Витгенштейн
Основные положения аналитической философии
4.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ
Программа Постмодернистов
Деррида: метод деконструкции
Лиотар: этика и эстетика возвышенного
Основные положения постмодернизма
4.6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ
Основные положения диалектического и исторического материализма
Основные черты русской философии
В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте»
Философия Н.А. Бердяева: ЧЕЛОВЕК — ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО
А.ф. Лосев: « мне надо с греческого переводить...»
4.7. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
О Философии Запада и Востока
Индийская Философия
Основные выводы
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ
5. ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
Два способа анализа философских проблем. меняем курс!
Что изучает философия? Мир философии
Выбор начала систематического философствования
6. УЧЕНИЕ О БЫТИИ
6.1. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВИДЫ БЫТИЯ
6.2. ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ
6.3. ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ
Основные выводы
7. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ
7.1. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
Обзор: Философия о человеке
Человек - СУЩЕСТВО бессознательное
В поисках целостного учения о человеке
основные выводы
7.2. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
Что такое общество? Индивид и общество
Социальные действия и их смысл
Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней
7.3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Что выло, что будет?
Критика концепции линейного развития общества
Единство и многообразие истории
Запад и Восток. Кто мы? Кем будем?
Основные выводы
8. ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ
8.1. УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ
Что такое ценность? Почему только в xx веке появилось учение о ценностях?
Как измеряют ценности?
Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель
Будьте терпимыми друг к другу!
8.2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА
Что такое КРАСОТА?
Обзор: как искали красоту
8.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ
Что такое практика?
Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?
В чем состоит ценность практики? Наши дни
Что такое добро? Как его измерить?
Справедливость или Свобода? Лучше Ответственность!
Обзор: этика ответственности
Основные выводы
9. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ
9.1. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ ДВА ТЕРМИНА
Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики
Чувственное познание и различные философии
Рациональное познание
Обзор: как искали понятие
Единство чувственного и рационального познания
Память и Воображение
Интуиция
Творчество. Таланты и Гении
Строение психики: Бессознательное, Сознательное, Надсознательное
Три концепции истины
Шкала Истинности
Обзор: как искали истину
Вчувствование. Объяснение. Понимание
9.2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Что такое наука?
Эмпирический уровень научного познания
Теоретический вровень научного исследования
Методы научного познания
идеалы науки. этика ученого
Обзор: Философия и наука
Религия и наука
Основные выводы
10. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
ЯЗЫК — СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ
ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ
ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Обзор: современное философское понимание языка
Практическое и Коммуникативное назначение языка
Основные выводы
11. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
О становлении философии техники
Обзор: интерпретации природы техники
Техника и Этика
О пользе моральных кодексов
12. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
Что такое природа?
Обзор: исторические формы отношения человека к природе
Синергетика - наука о сложном
Как все было? Был Большой взрыв
Уровни организации природы
Пространство и Время
Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика

Приложение 1. Курс Философии в таблицах
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
Таблица 2. Античная философия
Таблица 3. Средневековая философия
Таблица 4. Философия Нового времени
Таблица 5. Философия XX века
Таблица 6. Философия о человеке
Таблица 7. Философия об обществе
Таблица 8. Три главные ценности
Таблица 9. Философия о красоте
Таблица 10. Философия о добре
Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Таблица 13. Три современные концепции истины
Таблица 14. Что такое истина?
Таблица 15. Уровни научного исследования
Таблица 16. Три теоретических метода
Таблица 17. Философия языка
Таблица 18. Философия техники
Таблица 19. Философия природы
Таблица 20. Второй (неприродный) пол
Таблица 21. Две интерпретации образования

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Годы жизни выдающихся философов (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ)
Античность до н.э.
Возрождение и Новое время
Новейшее время

ПРЕДИСЛОВИЕ

Повседневное общение со студентами показывает: молодое поколение интеллектуалов нуждается в новой учебной литературе по философии. Она должна отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, развивать присущую каждому мыслящему человеку способность суждения — научного, профессионального и просто житейского — способность, столь необходимую в быстро меняющемся и все более многообразном мире.
Стержневая идея настоящей книги — представить историю и основные разделы философии в удобной для обозрения компактной форме. Последовательно придерживаясь требований государственного образовательного стандарта и программ преподавания философии в высших и средних специальных учебных заведениях, автор стремился максимально четко выделить научный каркас современного философского знания и сквозные темы философствования, на которых во многом строятся образование, наука, культура и техника, экономика и общественная жизнь на пороге XXI века.
Не заменяя сосредоточенной учебной работы, не подменяя более капитальных учебников и философских трудов, настоящее пособие благодаря систематическому и сжатому изложению поможет студентам составить целостное представление о философии, в краткие сроки обновить изученное при подготовке к занятиям, избежать предэкзаменационных стрессов.
3


Учебное пособие
Москва • «Логос» • 2001
УДК 1(091) ББК 87.3 К19
Канке В.А.
К19      Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.: ил. ISBN 5-94010-011-2
Освещается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, учение о бытии, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи. Содержание и структура учебного пособия соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, а также программам философии для средних и высших профессиональных учебных заведений. Изложение материала ориентировано на подготовку к лекциям, семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.
ББК 87.3
ISBN 5-94010-011-2
© Канке В.А., 2000 © «Логос». Оформление, 2001

Учебное издание
Канке Виктор Андреевич Философия
Учебное пособие
Редактор Е.В.Комарова
Обложка Е.Молчанова, С.Носова
Компьютерная верстка П.Ю.Аборина
Подписано в печать 07.07.2000. Формат 70x100/32
Печать офсетная. Гарнитура Школьная
Печ. л. 8,5. Тираж 5000
Заказ № 658
Изд. лиц. ИД № 01670 от 24.04.2000
Издательско-книготорговый дом «Логос» 105318, Москва, Измайловское ш., 4
Отпечатано с готовых диапозитивов
во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати»
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2: 953 000
По вопросам приобретения литературы обращаться по адресу:
105318, Москва, Измайловское ш., 4 Тел./факс: (095) 369-5819, 369-5668, 369-7727

Источник: http://yanko.lib.ru

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является в первую очередь созданием гения древних греков (VII-VI вв. до н.э.). Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов, но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних китайцев и индийцев, во многих отношениях также стоявших у истоков философии. Тут уж ничего не поделаешь, в хоккей лучше всего играют в России и Канаде, а две с половиной тысячи лет назад лучше всех философствовали древние греки. Именно в древнегреческом мире философия являлась самостоятельным культурным образованием, существовавшим наряду с искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая. Именно в Греции появились профессиональные философы, прославившие себя в веках.
Часто задаются таким вопросом: почему философия расцвела пышным цветом именно в Древней Греции? Вспоминают, что в эпоху рабства, да еще в благодатном среднеземноморском климате часть греков имела
16
достаточно времени для глубоких размышлений. Греки достигли, а жили они в городах-государствах, определенных политических свобод, которые также благоприятствовали развитию философии. Эти доводы надо иметь в виду. Вместе с тем следует учитывать, что философия — это результат творчества. Но всякое творчество является среди прочего и случайным явлением, неожиданным изобретением, догадкой. Сами древние греки очень удивлялись философии. Великий Аристотель не без оснований утверждал: «Философия начинается с удивления».
Что же вызывало удивление в первую очередь? Систематическое рациональное мышление на основе идей. Философия дополнила мифы и религиозные представления развитым рациональным мышлением. Именно это было в диковинку.

Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет

На поставленный вопрос ответить совсем не просто. Ведь можно рассуждать как о крупных, так и о мелких этапах развития философии. В первую очередь нас интересуют именно крупные, особенно значимые этапы развития философии. Таких этапов всего четыре, а именно:
античная философия — VI в. до н.э.- Ш н.э.;
средневековая философия — IV—XIV вв.;
нововременная философия — XV-XIX вв.;
новейшая (современная) философия — XX в.
В каждую из четырех выделенных нами эпох существовала особенная философия, сохранявшая тесную пре-
17
емственность с предыдущей философией, но и довольно резко отличающаяся от нее. Итак, первой нас встречает античная философия.

Первая головоломка античной Философии: МНОГОЕ И ЕДИНОЕ

Вся история развития философии складывается из поиска ответов на актуальные, значимые и довольно сложные вопросы. Речь идет о вопросах, которые требуют разрешения. Такие вопросы греки называли проблемами. Философия имеет проблемный характер, это всегда творческий поиск.
Первой особо значимой проблемой, которую изобрели древнегреческие философы, была проблема многого и единого. В мире людей существует огромное разнообразие явлений, с чем только не приходится иметь дело человеку, сколько неожиданностей, а порой и опасностей встречается ему на каждом шагу. Неужели человеку надо непрестанно прилагать всю совокупность усилий, чтобы «справиться» всего с одним явлением? Как хорошо было бы, если бы человек мог совладать с самыми
различными явлениями, понимая их единообразно. Так родилась гениальная философская идея: многое надо увидеть (греки именно так и выражались, увидеть) как одно. Одно, объединяющее в себе многое, называли единым. Изобразим это графически.
Но как увидеть единое? Многое находится прямо перед нашими глазами, оно видится глазами, слы-
18

шится ушами. Как же обстоит дело с единым? Его тоже можно увидеть глазами? Трудный вопрос, на который нельзя ответить с помощью лихой кавалерийской атаки. Ничего не остается, как приступить к тщательной осаде проблемы многого и единого.

Единое — это материальная субстанция

Первым философом часто называют Фалеса из города Милета. Фалес разрешил головоломку многого и единого следующим образом: он заявил, что началом всего является вода. Мир удивителен, он одушевлен и полон божеств, но началом всего существующего является вода. Ученик Фалеса Анаксимен считал началом всего воздух. Гераклит признал первоначалом огонь. Анаксимандр считал, что все произошло из беспредельного вещества, которое он назвал апейроном. Эм-педокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю.
Все указанные философы использовали один и тот же способ понимания многого: они считали, что в основе мира находится материальная субстанция. Субстанция есть то, что не нуждается для своего объяснения в другом.
Читатель вправе спросить: разве действительно можно все объяснить исходя из одной (или нескольких) материальных, т.е. вещественных, субстанций? Конечно же, нельзя. Но первые философы были правы в другом: имея дело со многим, полезно искать общее. Если на этом пути удастся добиться успеха, то человек получит ключ, которым он откроет тайны сразу же многих мириадов явлений. Неплохо!
19

Единое - это числа. Пифагор

Первая атака на проблему многого и единого оказалась несколько грубоватой, возможно успех достигается более изящными средствами. Видимо, Пифагор думал именно так. Он не отказался от четырех субстанций — огня, воды, земли и воздуха, но стремился найти их первоосновы, каковыми он считал числа. Начало всего единица, двойка, тройка, четверка; им соответствуют по порядку точка, линия (два конца), плоскость (три вершины треугольника), объем (четыре вершины пирамиды). Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют четыре основы — огонь, воду, землю и воздух; превращение последних приводят к миру живого и человека. Пифагор везде как первичную рассматривает числовую сторону дела. А это означает, что все надо соизмерять, в том числе свои усилия. Один из афоризмов Пифагора гласил: «Весы не переступать», т.е. не переступать равенства и справедливости. Дружба есть равенство, у друзей все должно быть общим. Говорят, что ученики Пифагора считали свое имущество общим.
Автор немного увлекся следствиями из основного тезиса Пифагора. Возвратимся непосредственно к его анализу. В какой степени прав Пифагор? В очень большой. Пифагора должны глубоко чтить математики (что, кстати, насколько нам известно, они и делают). Действительно, именно математики показали всю силу теории чисел и числовых методов. Отдавая должное математике, мы все-таки вряд ли согласимся с Пифагором, что все можно свести к числу. Числа позволяют нам понять количественную сторону дела, но не качественную. Допустим, у меня зубная боль. Используя
20
числа или их своеобразные словесные заместители типа «сильно», «не очень», «немножко», «противно», я могу сообщить врачу значимую для него информацию («Ой, как сильно болит зуб!»), но отсюда не следует, что зубная боль есть число; зубная боль, как и всякая боль, есть чувство.
Если бы Пифагор был прав, то философия была бы математикой. Но в такой подмене нет необходимости. Математика не может заменить философию, философия не может заменить математику.
Нам вновь не удалось раз и навсегда разрешить проблему многого и единого. Тем не менее в понимании этой проблемы мы сделали существенный шаг вперед. Это ясно из того, что числа позволяют нам описывать самые различные по качеству явления, используя единообразный подход.

Многое не существует. Сюрпризы элеатов

В то время как все вроде бы самые мудрые философы считали, что со многим дело ясное, оно существует, и все свое внимание обращали на единое, нашлись философы, среди них мудрейшие — Парменид и Зенон (оба из города Элеи), которые очевидное сделали неочевидным и, как говорится, перевернули все «с ног на голову». Они не только утверждали, но и доказывали, что многое вообще не существует. Мнение о реальности многого, говорили они своим оппонентам, является облаком чувств. Нельзя слепо доверять чувствам: прямая палка на границе вода/воздух кажется изломанной, но она на является таковой. Мнения надо обосновывать, учили элеаты.
21
Неужели действительно можно доказать, что многое не существует? Элеаты рассуждали таким образом.
1. Вопреки чувствам и впечатлениям нельзя помыслить множественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма (а это сумма нулей) никак не даст конечную вещь. Если же вещи конечны, то между двумя вещами всегда есть третья вещь; снова мы переходим к противоречию, ибо конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно. Выходит, что, возможно, непротиворечивым утверждением будет такое: в мире нет множественности, нет отдельных вещей, он один и един, целокупен. Мы пришли к неожиданному высказыванию. Греки называли такое высказывание парадоксом, буквально: пара (отклонение) от доксы (мнения).
2. Если нет отдельных вещей, то нет и движения, ибо движение выступает как изменение положения вещей. Опять же, говорят элеаты, в данном случае Зенок, давайте логично непротиворечиво рассуждать. Разве действительно стрела может лететь? Может быть, чувства обманывают нас в очередной раз?
Чтобы пролететь определенное расстояние, стреле надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пролететь, надо пролететь четверть расстояния, и далее — одну восьмую пути, и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть в соседнюю, ибо ее, по логике рассуждений, нет. Получаем снова парадокс: стрела не летит.
Рассуждения элеатов произвели на греческих философов неизгладимое впечатление. Они сознавали, что попали в безвыходное положение. Рассуждения элеатов они расценивали как апории (а, т.е. нет, и по-
22
ра — щели). Если верить чувствам и практическим данным, то выходит, что стрела летит. Если же верить уму, то она вроде бы покоится на месте, весь мир покоится. Для ищущих впечатлительных греков такое положение дел было невыносимым. И выход из ситуации нашелся.

Единое — это атомы и пустота

Лучшие греческие философы заметили, что элеаты в своих рассуждениях делят рассматриваемую реальность до бесконечности. Например, рассуждая о множественности, элеаты считают, что между двумя вещами есть третья, меньшая и так далее, вплоть до бесконечно малых вещей. В рассуждениях стрела не сдвигается с места, ибо перед ней поставили бесконечный ряд уменьшающихся по направлению к нулю отрезков. Левкипп и Демокрит нашли радикальный выход: они стали утверждать, что существуют неделимые фрагменты (атомы) вещества, пространства и времени. Атомы вещества с эпохи древних греков и до наших дней называют просто атомами, атомы пространства называются амерами, а атомы времени хрононами. Кроме атомов вещества есть еще и пустота. Итак, любая вещь состоит из атомов и пустоты. В этом, мол, и состоит тайна соотношения единого и многого, вещей много, но все они построены из атомов и пустоты.
Каждая вещь состоит из определенного, не бесконечного числа атомов и промежутков пустоты. Неправомерно считать, что между атомами и пустотой находится еще нечто. Всякая вещь имеет конечные размеры. Стрела действительно движется, ибо движение есть, по оп-
23
ределению, прохождение определенного числа атомов пространства (амер) за определенное число атомов времени—хрононов.
Представления, развитые атомистами, позволили объяснить множество явлений природы, не случайно они вошли в золотой фонд физики, а также биологии (после открытия гена). На философском же фронте уже во времена атомистов разразился нешуточный кризис. «Подвела» теорема Пифагора.
В прямоугольном треугольнике с единичными катетами длина гипотенузы равна 2 и выражается нерациональным числом. По определению длина каждой из сторон треугольника должна определяться числом атомов. Но в нашем примере на гипотенузе лежит 1,414 атома. Это противоречит кон-

цепции атомизма, а противоречия в философии недопустимы. Кризис!
Конечно, можно отказаться от атомизма, но тогда что делать с парадоксами и апориями элеатов?! Сюда добавляется еще одна трудность: неясно, как подступиться с атомистическими воззрениями к духовному миру человека. Из каких атомов состоят мысли? Неясно.

Подведение итогов. Натурфилософия

Мы рассмотрели четыре способа атаки на проблему многого и единого. Каковы результаты? Впечатляющие, но не во всем исчерпывающие.
Содержимое таблицы показывает, что первые философы намного успешнее объясняли явления природы,
24


Проблема

Предлагаемое решение

Что удалось объяснить?

Что не удалось объяснить?

 ΛΛΛ     >>>   

Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства
Представляется весьма верным утверждение американского философа н
Познание начинается с чувств
Знание общего выше технического знания
Интерпретаций общества
Камю Альбер. Записные книжки. Март декабрь философии

сайт копирайтеров Евгений