Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Вы знаете, что науки - это те пути к решениям, что мы находим для проблем, с которыми сталкиваемся в окружающем нас мире. Тайны звезд... мы раскрывали с помощью астрономии. В общем, для решения проблемы изыскиваются принципы, которые ее объясняют. Главное в любой науке, таким образом, - принципы, на которых она основывается. Все науки вместе образуют причудливое архитектурное сооружение — они стоят, опираясь одна на другую, а на каждую следующую нанизываются остальные. Экономика организуется правом; наука права опирается на мораль и так далее.

Старый режим уходит корнями в средневековье: и тогда существовали науки, но все они опирались на теологию или религию. От силы и строгости последних зависели сила и строгость всей организации старого порядка.

Не могу останавливаться на описании того, что есть религия: это был свод самых общих принципов, объясняющих Вселенную, и основных принципов морали. Бог был создателем и моральным законодателем, но обладал и общественным авторитетом: «Всегда, когда вы будете вместе, вы найдете меня среди себя». Божественный авторитет был последней опорой социальной организации в те времена, когда люди жили с религиозной убежденностью. Религия в течение долгих веков источала из себя духовную власть: Бог был великим со-циализатором, строителем общества. Люди объединялись, причащались (к Богу) и вступали в общество, укрепляясь в своей вере. Они были сыновьями Бога и подданными Короля, его наместника на земле. Свиток прав и обязанностей, которые-то и составляли ткань общественных связей, покоился на исполинском и окруженном тайной столпе, установленном Господом.

Религиозная убежденность — это убежденность наивная, стыдливая, сентиментальная. Когда Сен-Симон постигал мир, он обнаружил, что религиозности уже не существовало, а общество начинало распадаться, разобщаться. Но новая форма убежденности уже завоевывала пространство, это оыла убежденность рассудочная, основанная на здравом смысле, убежденность научная... Она-то и формировала культуру, которая и была для Сен-Симона новой духовной властью, которая призвана организовать людей. Но раз нам слово дух кажется отдающим мифологией, то будем называть это, если угодно, идеальной властью. Культура - это вовсе не расплывчатое понятие: культура — это основанное на науке взрашивание в каждом человеке умения понимать, умение чувствовать, а также прививание нравственных принципов. Поэтому для того, чтобы культура воистину стала духовной властью, необходимо перестроить общество, в котором все люди приобщались оы к культуре, а учреждения — трансформировались бы таким образом, чтобы все смогли стать культурными.

Один насмешливый французский поэт писал: когда есть чем платить за жилье, можно подумать и о добродетели. И поэтому первое, чего нужно добиваться, так это более справедливого экономического устройства общества.

Человек является человеком постольку, поскольку он способен приобщаться к науке, к добродетели, к культуре. Это величайший смысл социализма, указанный Сен-Симоном; это неисчерпаемое содержание демократической идеи: надо сделать так, чтобы предоставить всем людям условия, в которых они могли оы стать полностью людьми. Человек не тот, кто лучше питается; человек тот, кто думает и ведет себя в соответствии со строгой нравственностью. Пища, одежда, все экономическое - не более чем средство для культуры.

...Культура всеохватывающа - это действительно современная духовная власть. Благодаря тому, что люди образованные, владеющие знаниями, убедились в том, что участие всех в культуре является долгом, они прямо или косвенно поддерживали социалистические партии.

Право на целостный продукт труда, которое отстаивает ваша партия, не более чем средство для завоеваний другого права: права на целостную человеческую культуру... Но необходимо, чтобы наряду с минимальным рабочим днем вы с такой же энергией отстаивали право на образование для всех. Социализм Маркса, как видите, лишь средство

для завоевания культурного социализма. Социализация орудий производства — средство для социализации науки, добродетель. Культура идет на смену мифологической идее Бога в его социализаторской (то есть формирующей и связывающей общество воедино) функции.

Неразрывная связь между культурой и социализмом такова, что сила последнего зависит от культуры каждого народа... Мы будем вместе участвовать в кампании, но не только путем отрицания... Не сеяние вражды, раскола, распада, а строительство общей жизни, общества, человеческого братства, создание истинно дружеских уз между людьми...

А другой главной чертой социализма является то, что это общество, общность, дружба возможны лишь только в том случае, если мы станем работниками: нет более прочной общности, чем общность труда...

Социализм — это нечто большее, чем просто экономическая необходимость, социализм - это справедливость. А что такое справедливость, если не основанное на знании человеколюбие, превосходящее сентиментальное милосердие Евангелия?..

Постарайтесь увидеть при этом и другую важную задачу социализма: сделать добродетель понятием светским, привнести ее в мирскую жизнь...

Обобществление культуры, соединение в сообщество всех тружеников, возрождение морали — вот что означает для меня социализм...

Нет, социализм не может удовлетвориться только тем, чтобы ругать священников, бичевать их архаические обряды и собружение монументов невежеству, подсчитывать миллионы песет, которые ежегодно оседают у отцов-иезуитов, моих бывших учителей. Если дело социализма свести только к этому, то не миновать ему печали от столь неблагодарного труда. Вспомним геркулеса, чистящего Авгиевы конюшни; наверное, ему приходилось зажимать себе нос... Разве можно свести новое возрождение социализма лишь к полицейским мерам и злословию?.. Мы возвращаем на землю новую идейность,.. более плодотворную, полную энергии; мы исповедуем и практикуем веру в подлинно современные добродетели, в ней есть жизненная сила...

...Мы несем другую духовность - научную концепцию природы и политики, более точное и правильное понимание морали, эстетически более глубокие чувства. Мы несем Испании справедливость и целеустремленность, новую религию, причастность к высшим ценностям — мы несем культуру.

"Новое время" № 37, 1990 г.

 <<<     ΛΛΛ   

Антисоциалисты

сайт копирайтеров Евгений