Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   


Делез Жиль
Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму.
Критическая философия Канта: учение о способностях.
Бергсонизм.
Спиноза.
Пер. с франц. — М.: ПЕР СЭ, 2001.

ISBN 5-9292-0036-Х

В предлагаемой вниманию читателей книге представлены три историко-философских произведения крупнейшего философа XX века — Жиля Делеза (1925 — 1995). Делез снискал себе славу виртуозного интерпретатора и деконструктора текстов, составляющих «золотой фонд» мировой философии. Но такие интерпретации интересны не только своей оригинальностью и самобытностью. Они помогают глубже проникнуть в весьма непростой понятийный аппарат философствования самого Делеза, а также полнее ощутить то, что Лиотар в свое время назвал «состоянием постмодерна».
Книга рассчитана на философов, культурологов, преподавателей вузов, студентов и аспирантов, специализирующихся в области общественных наук, а также всех интересующихся современной философской мыслью.

Gilles Deleuze
Empirisme et subjectivite: Essai sur la nature humaine selon Hume
La philosophie critique de Kant: Doctrines des acultes
Le Bergsonisme Spinoza

Presses Universitaires de France, 1953
Presses Universitaires de France, 1963
Presses Universitaires de France, 1966
Presses Universitaires de France, 1970

Жиль Делез
Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму
Критическая философия Канта: учение о способностях
Бергсонизм
Спиноза

УДК 1(031)
ББК 87.3(0)
Д 29

Федеральная программа книгоиздания России

Перевод с французского и послесловие: Я.И. Свирский
Научный редактор: В.И. Аршинов

© «ПЕР СЭ», оригинал-макет, оформление, 2001
© Свирский Я.И., перевод и послесловие, 2001

Длительность, Память, Жизненный порыв — таковы главные вехи философии Бергсона. Цель предлагаемой книги в том, чтобы, во-первых, установить связь между этими тремя понятиями [notions] и, во-вторых, представить то концептуальное развитие, какое они в себе несут.

Интуиция — метод Бергсонизма. Интуиция — это ни чувство, ни вдохновение, ни неупорядоченная симпатия, а вполне развитый метод, причем один из наиболее полно развитых методов в философии. Он имеет свои строгие правила, задающие то, что Бергсон называет «точностью» в философии. По правде говоря, Бергсон сам подчеркивает данное обстоятельство: интуиция — как он методологически понимает ее — уже предполагает длительность. «Размышления относительно длительности, как мне кажется, стали решающими. Шаг за шагом они вынуждали меня возводить интуицию до уровня философского метода. Впрочем, использование самого слова интуиция заставляло меня долго колебаться». [1] Он пишет Гефдингу: «Теория интуиции, которую вы предпочитаете теории длительности, прояснилась для меня лишь значительно позже». [2]

1 La Pensee et le mouvant, 1941, (далее РМ), 25.
2 Письмо Гефдингу, 1916 (Cf. Ecrits et Paroles, Vol.3, p. 456).

 

Но и у интуиции, и у длительности множество смыслов. Конечно же интуиция вторична по отношению к длительности и памяти. И действительно, пока эти понятия [notions] сами по себе обозначают живую реальность и живой опыт, у нас нет никакой возможности постичь [соnnаotre] их (с той точностью, какая присуща науке). Как ни странно, можно сказать, что длительность оставалась бы чис-

 

229

 ΛΛΛ     >>>   

Творческое искусство два источника
С определенной точки зрения возможное противоположность реального различия возможного
Мы раскрываем различия по природе между двумя актуальными тенденциями
Воспоминание
Ложность должна применяться к самим проблемам
Делез Ж. Критическая философия Канта учение о способностях философии

сайт копирайтеров Евгений