Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

160 Или - плод, также сознательного, отказа от разума и свободы выбора, -которые все более рискованны и дискомфортны.

161 Уже после завершения этой работы я прочитал только что опубликованныйфрагмент ранней (начало 20-х годов) книги М.М.Бахтина "К философии поступка"в ежегоднике "Философия и социология науки и техники" (М., 1986). Было бы очень продуктивным продумать единство и вместе с тем - решительное отличиенаших воззрений. Сейчас это сделать, не нарушая органики данной книги,невозможно. Но нет худа без добра. Думаю, что такое сопоставление будет существенно для самостоятельного читательского понимания моих идей.

162 Все мистические, иррационалистические построения этой эпохи - от Б„медо Шеллинга, от Шопенгауера до Ницше - были заряжены пафосом вне- (если неанти-) научности, ниспровергали идеал теоретизирования, то есть оставалисьот него зависимыми.

163 Детальнее - см. вторую часть этой книги.

164 "Идея есть истина в себе и для себя, абсолютное единство понятия иобъективности... Идея есть истина, ибо истина состоит в соответствии объективности понятию... Вещи в мире обладают своим существованием единственно лишь через понятие..." (Гегель. Соч. М., 1929. Т. 1. С. 320 - 322).

165 "Наука о ней (об идее. - В.Б.) есть по существу своему система,потому что истинное, как конкретное, есть развертывающееся внутри себяединство, остающееся во всем процессе этого развертывания таковым, т.е.целостность, и лишь посредством различения и определения ее различий можетсуществовать их необходимость и свобода целого" (Гегель. Соч. Т. 1. С. 32). "Абсолютная идея есть для себя, потому что в ней нет ни перехода, ни предпосылок... Она есть чистая форма понятия, которая созерцает свое содержание как самое себя... Это содержание есть система логического. В качестве формы на долю идеи ничего не остается, кроме метода этого содержания, - определенного знания достоинства ее моментов". "...Истинным содержанием идеи является... вся система, развитие которой мы проследили доселе". "...Абсолютная форма, в которую возвратились все определения..." (Там же. С. 340 - 341).

166 Согласно Гегелю, необходима идея единой (одной) философии. Отрицать это "значило бы утверждать возможность не различных форм одной и той жеидеи, а существенно различных и тем не менее одинаково истинных философий.Подобное представление, каким бы утешительным оно ни казалось, незаслуживает серьезного внимания. Есть лишь один разум, поэтому и философиятолько одна и лишь одной быть может. И так же как не может быть разных разумов, не может быть оснований возводить между разумом и его самопознаниемстену, благодаря которой самопознание могло бы получать существенноеразличие в явлении (могло бы изменить свое определение. - В.Б.); ибо разум, рассматриваемый абсолютно, и поскольку он становится объектом самого себя в самопознании, то есть становится философией, опять же един, потому непременно тождествен" (Работы разных лет. М., 1970. Т. 1. С. 269 - 270).

167 В своем сопоставлении я исхожу из предположения, что основные идеилогики Гегеля и - философской логики культуры (логики начала логики)известны, определены, и их возможно соотносить как некие наличные "системы",запечатленные в неких (известных читателю) произведениях. Вывод и обоснование тех или иных положений не входят здесь в мою задачу. Однако если с "Наукой логики" Гегеля дело обстоит действительно так и мы всегда можемсвериться с развернутым и цельным печатным текстом (текстами), то гораздо труднее с "логикой культуры". Ряд произведений не напечатан, многие книгиеще только в проекте или реализованы в устных докладах и тезисах. Однакобуду соблюдать правила мной самим предлагаемой игры. Тем более что в первых двух частях данной книги исходные предположения такой философской логики культуры уже сформулированы. Соотнесение логик будет проведено так, как если бы многие формулируемые здесь идеи философской логики культуры (к примеру, идея диалога многих разумов, определение разума античности как разума "эйдетического" и т.д, и т.п.) были уже известны и могли быть "в готовом виде" соотнесены с положениями гегелевской логики. В свое оправдание скажу только, что, во-первых, сам схематизм сопоставления оживит и "дедогматизирует" многие утверждения диалогической логики, а во-вторых,обратное "обращение" предлагаемых тезисов (от "третьего" - к "первому" - см.ниже) все же позволит, хоть и очень пунктирно, наметить живую логикуобоснования.

168 "Понятие в своем процессе остается у самого себя и... через негоничего не полагается нового по содержанию, а лишь происходит изменениеформы. Эту природу понятия, это обнаружение себя в своем процессе какразвитие самого себя имеют также в виду и тогда, когда говорят о врожденных... идеях... Движение понятия... нечто подобное игре: полагаемое этим движением другое на самом деле не есть другое..." (Гегель, Соч. Т. 1.С. 266).

169 "...Философия составляет своеобразный способ мышления, такой способ мышления, благодаря которому оно становится познанием, и познаниемпосредством понятий..." (Гегель. Соч. Т. 1. С. 18).

 <<<     ΛΛΛ   

Теоретизирования
Проблема одна воспроизвести в мышлении
Из осознанной логики мышления
Обратимся снова к некоторым размышлениям
Библер В. От наукоучения к логике культуры философии 4 культуры

сайт копирайтеров Евгений