Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

и включить в него деятельность поэта или ученого. Ничто не мешает обобщить понятие продукта и рассматривать всякое преобразование первичной материи (пусть даже эта материя будет идеологией) как производство. Сам Маркс был склонен к тому, чтобы исключить торговлю и сферу обслуживания из производительной деятельности (этой позиции придерживаются в СССР при подсчете национального дохода). Но что бы ни думали об этом обобщении (на мой взгляд, оно искусно, но бессмысленно), оно видоизменяет формулировку проблем, но ни одну из них не решает. Вместо того чтобы ставить вопрос о соотношении теории и практики, ставят вопрос о соотношении теоретической (или научной) и экономической или политической практики.

Производство предполагает три элемента: первичную материю, преобразующий труд и продукт. Все производства имеют соответственную структуру в том смысле, что все они исходят из первичной материи (материальной или идеальной) и завершаются получением продукта (товара или знания). Между этими двумя моментами появляется "практика в узком смысле слова, т. е. сам момент преобразующего труда, который в специфических условиях приводит в действие людей, средства производства и определенный технический метод использования этих средств" *. Альтюссеровская схема явно применима как

* fbid., р. 167.

220

к экономическому производству, так и к производству научному или художественному. Может быть, термин "производство" предпочтительнее термина "творчество" даже в отношении деятельности ученого или мастера. Ни тот ни другой не творят ex nihilo 4. И тот и другой преобразуют первичную материю, т. е. обыденное знание или предыдущее состояние научного познания в первом случае, личный или социальный опыт - во втором в новое знание или произведение. Но соответствие структур облегчает маскировку, свойственную теологу.

После этого признания множественности производств, или практик, было бы вполне естественно ожидать исследования, направленного на строгое и исчерпывающее разделение этих специфических деятельностей *. Но Альтюссер ограничивается перечислением некоторых из производств: научного (теоретического), экономического, политического, художественного и идеологического. Вначале он интересуется соотношением экономической, политической и научной практик, а затем - соотношением практики идеологической и научной. В первом случае для него важно выявить плюрализм "практических практик", необходимый для того, чтобы согласовать классический марксизм с ходом истории. Во втором же случае речь идет о том, чтобы восстановить старое марксистское различение идеологии и науки

* Жюльен Френд заявил, что имеется шесть сущностей: экономика, право, политика, наука, искусство и религия.

221

различение, внутренне присущее самому марксизму.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Диалектика одинокого индивида превратилась в собственно историческую диалектику
Что является объектом исторического познания способы производства
Арон Р. Мнимый марксизм политологии и философии 11 стоимости
Будет ли постреволюционное общество хуже
Существует множество производств

сайт копирайтеров Евгений