Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Рассел Б. История западной философии

Предисловие редактора..................................................................8
Предисловие...................................................................................16
Введение.........................................................................................19

Книга первая
ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ

Часть первая
ДОСОКРАТИКИ
Глава I. Возникновение греческой цивилизации.........................33
Глава II. Милетская школа.............................................................56
Глава III. Пифагор..........................................................................62
Глава IV. Гераклит..........................................................................73
Глава V. Парменид.........................................................................84
Глава VI. Эмпедокл........................................................................90
Глава VII. Афины в отношении к культуре...................................96
Глава VIII. Анаксагор....................................................................100
Глава IX. Атомисты......................................................................103
Глава X. Протагор.........................................................................114

Часть вторая
СОКРАТ, ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ
Глава XI. Сократ...........................................................................123
Глава XII. Влияние Спарты..........................................................137
Глава XIII. Источники взглядов Платона....................................149
Глава XIV. Утопия Платона..........................................................153
Глава XV. Теория идей.................................................................166
Глава XVI. Теория бессмертия Платона....................................181
Глава XVII. Космогония Платона.................................................193
Глава XVIII. Знание и восприятие у Платона.............................200
Глава XIX. Метафизика Аристотеля...........................................212
Глава XX. Этика Аристотеля.......................................................227
Глава XXI. Политика Аристотеля................................................241
Глава XXII. Логика Аристотеля....................................................253
Глава XXIII. Физика Аристотеля..................................................262
Глава XXIV. Ранняя греческая математика и астрономия........268

Часть третья
ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ ПОСЛЕ АРИСТОТЕЛЯ
Глава XXV. Эллинистический мир..............................................279
Глава XXVI. Киники и скептики....................................................291
Глава XXVII. Эпикурейцы............................................................303
Глава XXVIII. Стоицизм................................................................315
Глава XXIX. Римская империя и ее отношение к культуре......336
Глава XXX. Плотин.......................................................................351

Книга вторая
КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Введение.......................................................................................369

Часть первая
ОТЦЫ ЦЕРКВИ
Глава I. Религиозное развитие евреев.......................................377
Глава II. Христианство в первые четыре столетия...................394
Глава III. Три доктора церкви......................................................406
Глава IV. Философия и теология св. Августина.........................427
Глава V. V и VI столетия..............................................................443
Глава VI. Св. Бенедикт и Григорий Великий..............................453

Часть вторая
СХОЛАСТЫ
Глава VII. Папство в века мрака.................................................467
Глава VIII. Иоанн Скот.................................................................481
Глава IX. Церковная реформа XI столетия................................489
Глава X. Мусульманская культура и философия......................503
Глава XI. XII столетие..................................................................514
Глава XII. XIII столетие................................................................529
Глава XIII. Св. Фома Аквинский...................................................542
Глава XIV. Францисканские схоласты........................................556
Глава XV. Упадок папства............................................................571

Книга третья
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Часть первая
ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО ЮМА
Глава I. Общая характеристика..................................................587
Глава II. Итальянское Возрождение...........................................592
Глава III. Макиавелли...................................................................602
Глава IV. Эразм и Мор.................................................................612
Глава V. Реформация и контрреформация...............................624
Глава VI. Развитие науки.............................................................628
Глава VII. Фрэнсис Бэкон.............................................................645
Глава VIII. «Левиафан» Гоббса...................................................650
Глава IX. Декарт...........................................................................663
Глава X. Спиноза..........................................................................676
Глава XI. Лейбниц........................................................................690
Глава XII. Философский либерализм.........................................707
Глава XIII. Теория познания Локка..............................................716
Глава XIV. Политическая философия Локка.............................731
Глава XV. Влияние Локка.............................................................757
Глава XVI. Беркли........................................................................764
Глава XVII. Юм.............................................................................778

Часть вторая
ОТ РУССО ДО НАШИХ ДНЕЙ
Глава XVIII. Движение романтизма............................................795
Глава XIX. Руссо...........................................................................805
Глава XX. Кант..............................................................................823
Глава XXI. Течения мысли в XIX столетии.................................842
Глава XXII. Гегель.........................................................................854
Глава XXIII. Байрон......................................................................872
Глава XXIV. Шопенгауэр..............................................................879
Глава XXV. Ницше........................................................................887
Глава XXVI. Утилитаристы..........................................................901
Глава XXVII. Карл Маркс..............................................................911
Глава XXVIII. Бергсон...................................................................921
Глава XXIX. Уильям Джеймс.......................................................933
Глава XXX. Джон Дьюи................................................................942
Глава XXXI. Философия логического анализа..........................953

ISBN 5-94087-006-6
ISBN 5-7615-0501-0

«История западной философии» Бертрана Рассела хорошо известна не только специалистам, но и широкому кругу читателей как одно из самых удачных изложений истории философии. Ее автор — крупный математик, выдающийся философ и общественный деятель XX века, лауреат Нобелевской премии в области литературы. При подготовке текста уточнен перевод с английского языка, восстановлены все пропущенные места, в том числе глава о Карле Марксе.
Рекомендуется философам, историкам, всем интересующимся историей философии.

Bertrand Russell
HISTORY OF WESTERN PHILOSOHY
and its Connection with Political and Social Circumstances from the Earliest Times to the Present Day

LONDON
GEORGE ALLEN & UNWIN LTD
RUSKIN HOUSE
MUSEUM STREET
1946

 

Бертран Рассел
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней
Издание 3-е, исправленное
Научный редактор издания профессор В. В. Целищев

СИБИРСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
НОВОСИБИРСК 2001

УДК 10(09)
ББК 87.3
Р24

Подготовка текста и научная редакция профессора В. В. Целищева

Номер страницы предшествует странице – (прим. сканировщика)
библиотека Гумер - Рассел Б. Фанатизм и терпимость

Рассел Б. Фанатизм и терпимость

Интервью 1959 г.

ВУДРО УАЙЭТТ.
Каково Ваше определение фанатизма, лорд Рассел?
ЛОРД РАССЕЛ
Я склонен думать, что фанатик — это человек, считающий какой-либо вопрос настолько важным, что он перевешивает все остальное вообще. Например, я полагаю, что всем приличным людям не нравится жестокость по отношению к собакам, но если бы вы думали, что жестокость по отношению к собакам настолько ужасающа, что никакая другая жестокость не идет с ней в сравнение, тогда вы были бы фанатиком.

Как Вы считаете, часто ли в истории человечества случалось так, что большие группы людей оказывались охвачены фанатизмом?
Да, так происходило в большинство периодов в большинстве частей света. Это одна из болезней сознания, которой подвержено общество.

Какие случаи Вы бы назвали худшими?
Итак, думаю, можно упомянуть различные случаи. Возьмем антисемитизм. Это один из ужасных примеров, худшее проявление, настолько ужасное, что тяжело даже думать об этом. Я знаю, что неправильно так говорить, по крайней мере не считается правильным так говорить, но антисемитизм пришел вместе с христианством, прежде его проявления были очень невелики. В тот момент, когда римское правительство приняло христианство, оно стало антисемитским. Почему так произошло?
Потому что считалось, что евреи убили Христа, и это стало оправданием ненависти к евреям. Я не сомневаюсь, что существовали экономические мотивы, но это было оправданием.

Как Вы думаете, почему большое число людей охвачено фанатизмом?
Частично это происходит оттого, что фанатизм дает вам удобное чувство взаимодействия. У группы фанатиков, когда они собираются вместе, возникает уютное чувство, что они все друзья. Они восхищаются одними и теми же вещами. Вы можете это увидеть в любой политической партии. В каждой политической партии всегда существует группа фанатиков, и они чувствуют себя друг с другом очень хорошо, и, когда это распространяется и соединяется со склонностью ненавидеть какую-нибудь другую группу, вы получаете хорошо развитый фанатизм.

Но может ли фанатизм временами быть источником хороших действий?
Он служит движущей силой для действий вообще, но я не могу вспомнить ни одного примера в истории, когда бы он был источником для добрых дел. Полагаю, фанатизм всегда служил для плохих целей, потому что он пристрастен, потому что он почти неизбежно включает в себя какую-либо разновидность ненависти. Вы ненавидите людей, которые не разделяют ваш фанатизм. Это почти неизбежно.

Но если он вызван экономическими соображениями, скажем, как крестовые походы, тогда фанатизм исчезает и возможно не приносит вреда?
Не знаю... Я... Я не думаю, что крестовые походы принесли пользу. Крестовые походы, конечно, внутри себя имели два различных течения: фанатическое и экономическое. Экономическое течение было действительно очень сильным, но оно не стало бы работать без фанатизма. Грубо говоря, фанатизм обеспечивал войска, а экономические мотивы — генералов.

Какую роль Вы отвели бы колдовству в фанатизме?
О, колдовство играло ужасную роль, особенно... примерно с 1450 до 1600 года. Довольно страшную роль. Существовала книга под названием «Молот ведьм», написанная видным духовным лицом и вдохновившая сумасшедшую охоту на ведьм. Прочтя эту книгу, женщины начинали считать себя ведьмами. Я думаю, вполне вероятно, что Жанна д'Арк полагала, что она была ведьма. Конечно, огромное число женщин, которых обвиняли в колдовстве, верили, что они были ведьмами, и жестокость получила чрезвычайно широкое распространение. Сейчас, прочтя работы сэра Томаса Брауна, вы бы сказали, что он кажется очень гуманным и культурным человеком, но он в действительности принимал участие в судах над ведьмами на стороне обвинения и говорил, что отрицание существования колдовства — это форма атеизма, потому что в конце концов Библия говорит: ты не должен позволять ведьме жить. Поэтому, если вы не думаете, что сжигать подозреваемых в колдовстве людей правильно, вы, должно быть, не верите в Библию и, следовательно, вы атеист.

 ΛΛΛ     >>>   

За пределами германии философия лейбница имела мало влияния
В понятие обо мне навечно включить понятие об этом путешествии
Восприятие источником нашего познания не забудем
Лежит в основе платоновской концепции справедливости
Себялюбием но такое счастье глупость
Бертран Рассел. Свободомыслие и официальная пропаганда

сайт копирайтеров Евгений