Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Лукьянов А., Пушкарёва М. Немецкая классическая философия религии. Учебное пособие для философских факультетов университетов

Предисловие 3

Пояснения к программе лекционного курса «Немецкая классическая философия религии 8

Краткая программа лекционного курса 9

Предполагаемые вопросы «круглого стола» 10

Экзаменационные вопросы 12

Глава 1. Предмет философии религии 13
1.1. Этимология слова «философия религии».
1.2. Содержательный аспект понятия философии религии.
1.3. Некоторые наиболее важные философские системы, в которых исследуются сущность и генезис религий.
1.4. Проблема происхождения религии

Глава 2. Основные черты немецкой классической философии религии 42
2.1. Понятие «немецкая классическая философия».
2.2. Немецкая классическая философия религии (опыт общей характеристики)

Глава 3. Философия религии И. Канта 56
3.1. Кант и идея философии религии.
3.2. Развитие науки о религии в сочинениях Канта (общая картина).
3.3. Отношение религии к морали как основной вопрос кантовской философии религии.
3.4. Об отношении «откровения» к «чистой религии разума».
3.5. Распространение кантовской философии и её «предфихтевская» критика

Глава 4. Идея Абсолютного «Я» и полемика вокруг фихтевского учения о религии 77
4.1. Сочинение И.Г. Фихте «Опыт критики всяческого откровения» (1792).
4.2. Характер обвинений в атеизме.
4.3. Парадоксы духовного в жизни Фихте и в его учении о религии.
4.4. Идея философии религии.
4.5. Фихте и Шеллинг: проблема дальнейшего развития философии религии. Вопрос об Абсолютном «Я»

Глава 5. Философия религии Гегеля 105
5.1. Гегелевское дистанцирование от теологии.
5.2. «Лекции по философии религии».
5.3. Гегелевская постановка проблемы бытия Бога

Глава 6. «Новый» Шеллинг и его попытка примирить иррационализм с рационализмом 142
6.1. Смерть Каролины и «Штутгартские беседы».
6.2. «Мировые эпохи» и содержащаяся в них идея панентеизма.
6.3. Исторические обстоятельства приглашения Шеллинга в Берлин. Работа над новой философской системой.
6.4. Берлин. Лекции по философии откровения (общий взгляд).
6.5. Учение Шеллинга о потенциях и попытка его творческой реконструкции.
6.6. Проблема создания «религии свободного философского понимания»

Глава 7. От классической философии религии к «философии, находящейся на службе истории» 173
7.1. Критика религии как отличительная черта младогегельянской философии религии.
7.2. Драматический 1843 год.
7.3. Глобальная концепция сущности религии. «Новая философия» как «новая религия».
7.4. Проблема перехода от классического самосознания философа к философскому праксису

Вместо заключения. О вере, достоинстве и любви человека 208
Краткие комментарии 213
Библиография 216
Литература на иностранных языках 226

Лукьянов А.В., Пушкарёва М.А. Немецкая классическая философия религии: Учебное пособие /Изд-е БашГУ. – Уфа, 2002. – 230 с. ISBN

В учебном пособии рассматриваются содержание и основные черты немецкой классической философии религии в её связи с проблемами Абсолюта, любви, достоинства и свободы человека. Исследуются философско-методологические, культурно-мировоззренческие и социокультурные предпосылки учений о религии Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Обсуждаются возможности и перспективы перехода от классического самосознания философа к философскому праксису. В данном отношении анализируются классические философские представления о религии Маркса.
Пособие рассчитано на специалистов, работающих в области истории философии, на студентов философских факультетов, проявляющих интерес к философии религии.

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Орешников И.М. (Уфа);
кандидат философских наук, доцент Суркова Н.А. (Стерлитамак);
кафедра философии БГПУ

ISBN
© А.В. Лукьянов, 2002
М.А. Пушкарёва, 2002
© Башкирский государственный университет, 2002

Что такое философия религии? Как она возникла и в чём состоит её актуальность? Где можно найти ответы на данные вопросы? Вероятно, в трудах выдающихся мыслителей и философов прошлого и настоящего. Требуется известного рода храбрость, чтобы можно было отнести себя к искателям мудрости, тем более, если речь идёт о высших и предельных вопросах бытия и познания. Культура не в состоянии нормально развиваться, если отсутствует критическое самосознание . Но именно эту функцию в ней как раз выполняет философия, в данном случае философия религии , представленная поколениями выдающихся умов, в том числе и людьми верующими.

Человеческая мысль неутомимо трудится, находится в непрерывной работе. Одно поколение уходит, другое приходит, чтобы затем снова исчезнуть. Но человек всё же ждёт, что произойдёт нечто новое, причём, то, чего ещё никогда не было. С одной стороны, он ограничивается «крышей» своего дома, запирается орбитами планет и циклами «млечного пути», а с другой – спрашивает – а что дальше? Но человек, лишь однажды побывавший в «раю» мысли, уже не желает отсюда уйти. Ведь мысль обнимает целый мир, выходя за пределы зримого мира. Однако из опасения нарушить «комфортное мыслительное состояние люди часто избегают вникать в суть дела или произносить вслух то, что моральные и духовные устои, на которых хотя бы только в силу привычки держался мир, давно подорваны прогрессирующей наукой» (См.: Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т. 1. – СПб.: Наука, 2000. – С. 37).

Если философия религии есть наука , то она должна каждый раз демонстрировать шаткость былой веры и, поднимаясь на вершину мысли, забывать о предписаниях, которые для неё суть то же, что тесная клетка для орла. Философия религии призвана, таким образом, осознать тот факт, что содержательная сторона религии раскрывается лишь путём дальнейшего углубления познания.

Сегодня настало время именно для такого развития. Человечество, накопив богатый исторический опыт, должно существенно раздвинуть свои представления об Абсолюте и Абсолютном. Если этого не произойдёт, то наша эпоха испытает не только потрясения, но и исчезнет та формостроительная, жизненная энергия, которая её до сих пор поддерживала. Поэтому необходимо найти новые источники духовного бытия, выйти на новые слои «духа», что предполагает углублённый мировоззренческий поиск.

1.1. Этимология слова «философия религии»

Прежде всего необходимо напомнить, что говорит Гегель в своём введении в «Философию религии». В религии «мы отрешаемся от всего временного ( der Zeitlichkeit ); что религия – это та сфера нашего сознания, в которой решены все загадки мироздания, устранены все противоречия глубокой мысли, стихает вся боль чувства; что она есть сфера вечной истины, вечного покоя, вечного мира» (Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т.: Т. 1. – М.: Мысль, 1976. – С. 205). Гегель исходит, как видим, из той мысли, что в исследовании религии мы можем опереться на общее, как бы присущее всем представление о религии, которое им изображается вневременным. «Все народы, – пишет он, – знают, что именно религиозное сознание есть та сфера, где они обладают истиной, и в религии они всегда видели своё достоинство и праздник своей жизни» (Там же. – С. 206). В религии народы пытались обрести красоту, реализовать свою способность любить. Однако развивая чувство красоты, человек не только достигает единения с универсумом (последний – не обязательно Бог. Это – вся бесконечная Вселенная). Красота восстанавливает человека против приспособляемости к миру и в этом смысле она есть вечный протест против нравственного и физического уродства мира. Красота – это мощная панацея от духовного распыления человечества и поэтому в своей сущности она есть «религия» (слово, восходящее к латинскому глаголу « religare » – связывать) или «всеобщая взаимосвязь» сущностных сил человечества.

Всё, чего достигла философия, связано с поиском предельного духовного свершения, которое в свою очередь представляет собой продукт величайшего усилия мысли. В этом смысле философия религии есть действительная ????? или мудрость . Если философию религии истолковать исключительно как стремление к искусству * связывать разрозненные силы человечества в одно единое целое, то возникает следующий вопрос – не является ли сумасбродством это стремление достигнуть высшего единства, если самой цели при этом никогда нельзя достичь? Данному заблуждению – считать философию религии одним только данным стремлением – во многом способствовало то обстоятельство, что феномены, с которыми она имеет дело, суть феномены, где «стихает вся боль чувства» и что, следовательно, мы имеем дело с фактами высшего порядка.

Но даже эти высшие феномены суть всё же не более чем феномены. Философия религии же должна трансцендировать или выйти за пределы феноменов; в противном случае она и в самом деле будет оставаться лишь подготовкой к науке, а не действительной наукой или мудростью.

Итак, философия религии есть наука, ориентирующаяся на разум и исторический кругозор. Она изучает религии в их сущности, что предполагает охват их начала, середины и конца. Человеку это знать необходимо по нескольким причинам. Одна из них состоит в том, что, являясь плодом развития многих наук, философия религии способствует более глубокому проникновению в природу человеческого сознания. Другая, не менее важная причина, упирается в человеческую культуру, «ядром» которой выступает нравственность . При этом истинно нравственный человек никогда не станет фанатиком, безоговорочно отстаивающим взгляды только одной какой-то школы. Для выработки своего миропонимания он всегда обратится к истории.

1.2. Содержательный аспект понятия философии религии

Чтобы дать определение указанного понятия, необходимо сначала подвести предмет определения под его род, а потом указать специфические черты определяемого предмета. Но при этом надо учесть ещё следующее: объект мысли часто не совпадает с самим знанием, в котором оказывается зафиксированным результат мыслительного движения, выстраиваемого по поводу данного объекта. В своей «Критике чистого разума» И. Кант достаточно хорошо показал, что структура объекта, запечатлеваемая в знании, зависит от способа мышления, которое «созидает» этот объект. Здесь проявилась именно та сторона кантовской философии, которая нашла своё наиболее яркое выражение в трансцендентальном идеализме И.Г. Фихте.

Разумеется, что учёный, погружающийся в изучение определённого объекта (в данном случае религии), должен вне всякого сомнения держать под контролем и свой способ мышления. Ведь от последнего во многом зависит то, насколько адекватным объекту будет полученное знание.

На первый взгляд может показаться, что дать определение достаточно просто. Но на самом деле это далеко не так. Трудности, причём весьма значительные, подстерегают нас уже при установлении рода для определяемого предмета. Так, в нашем случае, можно констатировать, что «философия религии» – это определённый раздел «практической философии», т.е. речь здесь идёт о «практике», о деятельности того, кто действует. Вместе с тем в религии человек ставит себя в определённое отношение к Богу, т.е. поднимается в сферу, которая самодостаточна, безусловна и сложна.

Кроме того, теоретическая философия обусловливает правильное руководство деятельностью. С другой стороны, практическая деятельность, правильно руководимая, есть важнейшая предпосылка творчества. Таким образом, можно сказать, что «философия религии», как важнейшая часть «практической философии», имеет отношение к «первой философии», если употребить термин Аристотеля, т.е. к науке, которая имеет своим предметом сущее вообще, сущее как таковое. Последнее шире природы, которая, согласно Аристотелю, есть лишь один из родов сущего.

Однако «первая» и «вторая» философии соотносятся между собой диалектическим образом. С одной стороны, «первая» как бы включается во «вторую», а с другой – она призвана идти впереди «физики», этой практической и достаточно понятной науки, под которой Аристотель подразумевал общее учение о природе (См. об этом подробнее: Гареева Э.А. Понятие «популярной философии»: гносеологический аспект. – Дисс. на соиск. учёной степени канд. филос. наук. – Уфа, 2001. – §1, гл. 1).

Но трудности в установлении рода для определяемого предмета, в нашем случае – «философии религии» – всё же от этого не исчезают. Ведь «философия религии» имеет отношение не только к «творчеству», т.е. к предмету наук практических. По большому счёту, она и есть сама «первая философия» или, по крайней мере, весьма приближена к ней.

Данная позиция задаётся главным образом тем способом мышления, который имеет, как известно, давнюю традицию и именуется как философский идеализм . В рамках этой традиции чрезвычайно важно ориентироваться на изучение отношения философии религии к принципам эпохи, к её «духу», затем на доказательство бытия Бога.

Но это и есть, в принципе, то, что Аристотель понимал под «первой философией» или теологией. Владеть этой наукой пристало скорее Богу, чем человеку, поскольку её предметом являются «божественные предметы». Однако Бог, согласно Аристотелю, есть лишь «одно из начал» (Цит. по кн.: Аристотель. Метафизика. – М.-Л., 1934. – С 22). Поэтому философия всё же шире теологии. Она исследует вообще «начала и причины [всего] сущего … поскольку оно [берётся] как сущее» (Там же. – С. 107). Аристотель называет эти причины «высшими», а начала – «первыми» (См.: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. – М.: Высш. школа, 1981. – С. 285).

 ΛΛΛ     >>>   

Крупнейший немецкий философ
Философии религий
Осмыслить данное учение в терминах философии религии
Ввергающий человека в безумие
Предпочли заниматься чисто теоретической разработкой проблем религии
Библиотека Философия Лосев А.Ф. Средневековая диалектика

сайт копирайтеров Евгений