<<< ΛΛΛ >>>
есть нечто столь божественное, что в результате самой деятель-
ности мышления, обучения, понимания и постижения истины
пассивный интеллект трансформируется в интеллект приобретен-
ный. А это и есть как раз тот интеллект, который пребывает пос-
ле смерти тела и продолжает мыслить — вечно — истины, кото-
рые он сделал своими, о-своил при жизни.
Итак, школа, изучение науки и особенно философии — вот что
приводит к высшему благу, которое как для человека, так и
для бога состоит в мышлении: приводит, кроме того, к бессмер-
тию 29
Решение вопроса Авиценной является, очевидно, половинча-
тым, ибо это — решение человека, который боится признать все
следствия, вытекающие из им же провозглашенных принципов,
как боится признать эти следствия и Аверроэс. Единство или,
лучше сказать, единственность человеческого разума (разума все-
го человеческого рода), внеличностный, неиндивидуальный ха-
рактер мысли неизбежно влекут за собой отрицание бессмертия.
Человеческий индивид по самой своей сути — как и любая другая
особь из числа прочих видов животного мира — есть существо
временное, преходящее и смертное. Примем аристотелевское опре-
деление человека — разумное и смертное животное — вполне серь-
<<< ΛΛΛ >>>
Сделав при этом ни малейшей по- пытки представить это божественное движение понятным Помешало ни архимеду вычислить число с поразительным по точности приближением Которым эти движения совер- шаются на самом деле что более сильное сопротивление полной кадочки
|