Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Когда вы будете вспоминать обо всей той крови, которая пролилась благодаря вашему духовному попустительству, когда вы будете вспоминать об этих массовых избиениях ваших же ближайших братьев-интеллигентов, не будете ли вы слышать вокруг себя: «Каин, Каин, что сделал ты с братом своим»?

Июль 1918 г.

ОБ АВТОРЕ

[1] Иосиф Алексеевич Покровский (1868—1920) — правовед. В 1896—1904 читал лекции по римскому праву в Университете св. Владимира в Киеве. С I904 профессор римского и гражданского права Петербургского университета, редактор журнала «Вестник права». С 1906 профессор юридического факультета Высших женских курсов. В 1911 уволен «за отказ читать лекции под охраной полиции во время студенческих волнений» (Саактпетербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы. Л., 1973. С. 158). Сотрудничал в «Юридическом вестнике», «Журнале министерства юстиции», преподавал в Дерптском и Московском университетах. В 1917 сотрудник «Русской свободы».

Соч.: Пpaвo и факт в римском праве. Киев, 1898—1902. Ч. 1—2. Гражданский суд и закон. Киев, 1905. О праве на существование. Спб.; М., 1911 (совместно с П.И.Новгородцевым). История римского права. Спб., 1913 (5 переизд. 1915—1924). «Прагматизм» и «релятивизм» в правосудии. Пг., 1916. Основные проблемы гражданского права. Пг., 1917. Государство и человечество. М., 1919.

ПРИМЕЧАНИЯ

[2] Курс русской истории. Т. II. С. 83 – 84. [См.: Ключевский В. О. Сочинения в 9 томах. М„ 1988. Т. 2. С. 65—66.]

[3] La vie du droit et l'impuissance des lois. 1908, p. 219.

[4] война всех против всех (лат.). Формула, данная Т. Гоббсом в «Левиафане» для характеристики естественного состояния человеческого рода («Левиафан». Гл. 13).

Божиим попущением за бесчисленные наши всенароднаго множества грехи над Московским Государьством на всей Великой Российской земли учинилась неудобь сказаема напасть.

Из грамоты патриарха Гермогена

Того всего взыщет Бог на вас, что вы споим развратьем с нами не в соединеньи, да и окрестный все Государства назовут вас предатели своей вере и отечеству; но и паче всего, каков вам дати ответ на втором пришествии перед праведным Судиею?

Из грамоты ярославцев вологжанам (1612 г.)

I

Русская революция оказалась национальным банкротством и мировым позором — таков непререкаемый морально-политический итог пережитых нами с февраля 1917 года событий.

Разыскание причин той поразительной катастрофы, которая именуется русской революцией и которая в отличие от внутренних кризисов, пережитых другими народами, означает величайшее во всех отношениях падение нашего народа, имеет первостепенное значение для всего его будущего. Конечно, судьбы народов движутся и решаются не рассуждениями. Они определяются стремлениями, в основе которых лежат чувства и страсти. Но всякие такие стремления выливаются в идеи, в них формулируются. Явиться могучей движущей и творческой силой исторического процесса страсть может, только заострившись до идеи, а идея должна, в свою очередь, воплотиться в страсть[i]. Для того, чтобы создать такую идею-страсть, которая призвана покорить себе наши чувства и волю, заразить нас до восторга и самозабвения,— мы должны сперва измерить всю глубину того падения, в котором мы оказались, мы должны прочувствовать и продумать наше унижение сполна и до конца. Это—важная очистительная работа самопознания. Отрицательного самопознания, смешанного из раздумья, покаяния и негодования, недостаточно, однако, для возрождения нации. Необходимы ясные положительные идеи и превращение этих идей в могучие творческие страсти.

Я хочу наметить, как я понимаю те реальные психологические условия, которые привели нас к национальному банкротству и мировому позору, и затем развить, какие идеи-страсти могут и должны своим огнем очистить нас и спасти Россию.

II

Обычное ходячее объяснение той катастрофы, которая именуется и впредь будет, вероятно, именоваться русской революцией (хотя, в известном смысле, право ее на этот все-таки морально значительный титул довольно сомнительно), прежде всего заключается в ссылке на невежество и некультурность народа. Однако это объяснение не может нисколько удовлетворить ни политика, который как действенный и ответственный участник событии обсуждает их реальный смысл, ни историка, который объективно анализирует их и сопоставляет с прошлым своего и чужих народов. Русский народ был гораздо более невежественным и некультурным в эпоху Стеньки Разина и Емельки Пугачева, чем теперь; он был тогда во всем своем составе, так сказать, сплошь менее культурен, чем в наше время. С другой стороны, вряд ли современный русский народ в массе своей менее культурен, чем были народы французский и английский в эпоху их подл-инных и подлинно-великих революций. У нас как-то очень легко забывают, что «культурность» народных масс там, где она налицо и поскольку она действительно наблюдается, есть приобретение почти исключительно XIX в. и что для XVII и XVIII в. о культурности этих масс даже у самых передовых народов Запада речи быть не может.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ничего нет нового в самых крайних проявлениях русской социальной революции
К революции как к процессу политической метаморфозы присоединяются два производных
В смысле личной культуры
От нее наша интеллигенция ничему
Генерал

сайт копирайтеров Евгений