Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пути осмысления постоянно изменяются, смотря по месту начала движения, смотря по отмеряемой доле пути, смотря по дальности открывающихся в пути перспектив на достойное вопрошания.

Хотя науки на своих путях и своими средствами, как раз никогда не могут проникнуть в существо науки, все-таки каждый исследователь и преподаватель, каждый человек, проходящий ту или иную науку, как мыслящее существо способен двигаться на разных уровнях осмысления и поддерживать его.

Однако даже там, где благодаря особой расположенности бытия была бы достигнута высшая ступень осмысления, ей пришлось бы довольствоваться лишь подготовкой готовности к вести, в которой нуждается наш сегодняшний человеческий род.

Ему требуется осмысление, но не для того, чтобы преодолеть случайное замешательство или переломить свое отвращение к мысли. Осмысление требуется ему как отзывчивость, которая среди ясности неотступных вопросов потонет в неисчерпаемости достойного вопрошания, в свете которого эта отзывчивость в урочный час утратит характер вопроса и станет простым сказом 20 .

ПРИМЕЧАНИЯ*

* Примечания без помет Перев. и Ред. принадлежат авторам. — Ред.

1 «Наука и осмысление» — доклад, прочитанный в первоначальной редакции 15 мая 1953 г. перед комитетом работников научной книготорговли и в окончательной редакции — перед узким кругом слушателей 4 августа 1953 г. в Мюнхене в порядке подготовки к чтениям «Искусства в техническую эпоху». Опубликован в бюллетене Вбrsеnblаtt fйr dеn Dеutsсhеn Вuсhhаndеl, Frаnkfuгt а. М., JVа 29, 13.05.1954, S. 203—211, а также в сб.: Неidеggеr М. Vоrtrаgе und Аufsаtzе. Рfullingеn, 1054, S. 45—70. — Перев.

2 Аристотель в начале «Метафизики» выводит науку и искусство из «природного стремления» человека к знанию. Хайдеггер, однако, ведет скрытый спор, возможно, с К.Ясперсом, который видит основу новоевропейских наук в «субъективном импульсе к универсальному знанию», см. «Современная техника» в данном сборнике. — Перев.

3 Т.е. невозможно противопоставить вещи, не имеющие того общего, на почве чего они расходятся. — Перев.

4 Аnwеsеn, «присутствие», «пребывание» — по Хайдеггеру, характер сущего в античном мировосприятии: в вещи видели ее осмысленный эйдос, дававший ей «право голоса» в человеческом мире. — Перев.

5 Мера действия для Аристотеля — не столько произведенная работа, «наработанный» продукт, сколько приближение того, над чем действуют, а также и самого деятеля к полноте осуществленности. В частности, «теория» есть высшее действие, поскольку в ней осуществляются высшие способности человека. «Энергия» у Аристотеля — завершенное воплощение «эйдоса», формы-сущности. Полноту «энергии» Аристотель называет также «энтелехией» (от выражения еntеlоs еkhеin, «находиться в завершенном состоянии», «достичь своей цели»).— Перев.

6 Уже на римской почве, по Хайдеггеру, человеческая деятельность перестала ориентироваться на эйдетическую полноту и ее мерой стало количество вложенного труда и объем произведенных изменений во внешнем мире. Цель действия перестала быть достижимой и отодвинулась в дурную бесконечность. — Перев.

7 «Боги» — Другое название эйдетической полноты («совершенства лика») вещей. Явленность «богов» знаменовала естественный предел обособленной индивидуальной активности. — Перев.

8 Платон, Аристотель понимают «начало» как недоказуемую истину, постигаемую интуитивным умом («Никомахова этика», VI 6, 1141а 7 и др.). О6 античном понимании «причины» см. «Вопрос о технике» Хайдеггера в данном сборнике (с. 47—49). Ср. также: «Время картины мира» Хайдеггера в данном сборнике (с. 103). и прим. 98. — Перев.

9 «Отрезок», особо выделенный участок, посвященный богам; священная роща, храмовая земля. — Перев.

10 «Слово соntешрlаri (созерцать) идет от аtшрlо, что означает место, которое можно видеть отовсюду или откуда можно видеть все стороны и которое древние называли «tеmрlum» (лат.).—Перев.

11 Тезис Хайдеггера направлен, возможно, против мнения Ясперса (см. его «Современная техника» — в данном сборнике) об отсутствии картины мира в современной науке. По Ясперсу, наука, претендуя на «открытость всему действительному и мыслимому, движется непредначертанными путями», которые «расходятся, вновь соединяются и не образуют цель». По Хайдеггеру, как раз прикладная наука и техническая практика определяются часто не целями, а случайными обстоятельствами, тогда как чистая наука, наоборот, неотступно и настойчиво преследует одну постоянную цель, обеспечение методического охвата действительности.— Дерев.

12 Неisеяbвrg W. Diе gеgеnwаrtigе GrundрrоЫеmе dеr Аtошрhуsik. — In: Неisеnbеrg W. Wаndlungеn in dеn Gгundlаgеn dеr Nаtuгwissеnsсhаft. Мйnсhеn, 1948, S. 98. — Перев.

13 Ниже в квадратных авторских скобках Хайдеггер кратко излагает мысль, развернутую в «Вопросе о технике» (см. данный сборник).— Перев.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Философия. Хайдеггер М. Наука и осмысление 5 явлений—
Рассматривает природу

сайт копирайтеров Евгений