Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На что же открывается перспектива с ценностью в качестве центра перспективы? Что это такое, с чем каждый раз считаются? Что по существу намечено этим расчетом? Ницше говорит: “Точка зрения „ценности" есть точка зрения условий сохранения и возрастания”. Поскольку рассчитывают на что-то, каждый раз надо считаться с чем-то таким, от чего зависит сохранение и возрастание, что способствует или мешает сохранению, что приносит или исключает возрастание,— с чем-то таким, чем то и другое обусловлено. После всего до сих пор сказанного мы вправе предполагать, что под сохранением и возрастанием подразумеваются сохранение и возрастание власти. Власть есть “нечто”, как бы “вещь”, о которой идет дело, вещь, чье сохранение и возрастание обусловлено условиями.

“Ценности” суть условия, с которыми должна считаться власть как таковая. Расчет на возрастание власти, на овладение каждый раз очередной ступенью власти есть существо воли к власти. “Ценности” суть в первую очередь условия возрастания, усматриваемые волей к власти. Воля к власти как самопреодоление никогда не есть состояние покоя.Воля к власти в метафизике Ницше есть более наполненное имя для захватанного и пустого титула “становление”. Потому Ницше говорит: “Точка зрения „ценности" есть точка зрения условий сохранения и возрастания”... “внутри становления”. Однако в сущностном определении ценности как условия остается еще неопределенным, что обусловливается ценностями, какую вещь они делают “вещью”, если слово “вещь” мы применим здесь в совершенно широком смысле “нечто”, не заставляющем нас думать об осязаемых вещах и предметах. Но что обусловлено ценностями, есть воля к власти. Конечно; только воля к власти в качестве основной характеристики “действительного” не проста по своему существу, как о том говорит уже ее имя. Ницше не случайно говорит, что “ценность” есть включенное в расчет “условие сохранения и возрастания”. В действительном дело идет с равной необходимостью о сохранении и возрастании; ибо для того, чтобы воля к власти в качестве преодоления могла превзойти какую-то ступень, эта ступень должна быть не только достигнута, она должна быть инкорпорирована, даже властно фиксирована, иначе преодоление не могло бы быть преодолением. О возрастании может “думать” только то, что в себе уже имеет какой-то прочный состав и статус. Ступень должна сначала стать прочной, чтобы над ней могло быть что-то надстроено.

Поэтому для действительного с чертами воли к власти нужны те ценности, которые обеспечивают ему состояние в своем постоянстве. Но с равной необходимостью нужны такие условия, которые предоставляют ей самопревосхождеиие, превышение действительного (живого),— нужны ценности как условия возрастания.

Воля к власти должна соответственно по своему внутреннейшему существу постоянно и в первую очередь полагать ценности сохранения и ценности возрастания. Она должна быть осмотрительной в обоих этих взаимосоотнесенных аспектах и, осматриваясь таким образом, размечать точки рассмотрения: полагать ценности. К полаганию ценностей относится это высматривание точек зрения. Высматривание, просматривание, присущее воле к власти, есть то, что Ницше называет ее “перспективным” характером. Воля к власти есть тем самым в себе: разметка возрастания власти; предусмотрение есть принадлежащая к воле к власти траектория обзора и просмотра: перспектива. Поэтому во фрагменте № 12 (заключительный раздел), служащем для нас путеводной нитью, Ницше говорит: “Все эти ценности суть, в психологическом пересчете, результаты определенных перспектив...” Мы можем также сказать: все эти ценности суть в качестве ценностей определенные точки зрения определенных зрительных линий какой-то определенной воли к власти. Поскольку, однако, какое угодно действительное оказывается действительным благодаря основной черте воли к власти, к каждому отдельному сущему принадлежит та или другая “перспектива”. Сущее как таковое перспективно. То, что называется действительностью, определяется из своего перспективного характера. Только в постоянной оглядке на него можно в метафизике Ницше помыслить действительно “сущее”.

Этим перспективным характером сущего Ницше хочет сказать только то, что после Лейбница образует потаенную основную черту метафизики.

По Лейбницу всякое сущее определено через perceptio и appetites, через представляющий порыв, который прорывается к тому, чтобы каждый раз представить целое сущего, “репрезентировать” и в этой repraesentatio и в качестве нее впервые только и быть. У этого представления всегда есть то, что Лейбниц называет point de vue — точкой зрения. Так и Ницше тоже говорит: “перспективизм” (перспективное восприятие сущего) есть то, “в силу чего этот силовой центр — а не только человек — от себя конструирует, т. е. по своей силе мерит, ощупывает, формирует весь остальной мир” (№ 636; 1888. Ср. XIV, 13; 1884/85: “Захоти человек наружу из мира перспектив, он погибнет”). Но Лейбниц еще не мыслит эти точки зрения как ценности. Ценностное мышление еще не столь сущностно и выраженно, чтобы ценности могли быть помыслены как точки зрения перспектив.

Действительное, определенное в своей действительности через волю к власти, каждый раз оказывается переплетением перспектив и полаганий ценности, образованием “сложного рода”; это, однако, потому, что существо самой воли к власти сложно. Сложное единство ее существа надо иметь перед глазами.

Если существо власти есть воля к возрастанию власти и если поэтому власть властвует как преобладание, то к ней принадлежит, во-первых, то, что преодолевается на каждой ступени власти, и, во-вторых, то, откуда исходит преодоление. Преодолеваемое может быть таковым только потому, что оказывает сопротивление и является постоянным и прочным, держащимся и поддерживающим себя. Преодолевающее, напротив, нуждается в способности выйти в более высокие ступени власти, требует возможности восхождения. К существу преодоления принадлежит необходимое переплетение сохранения и повышения. Существо власти само есть нечто переплетенное. Так определяемое действительное постоянно и вместе непостоянно. Его постоянство потому всегда относительно. Недаром Ницше говорит: “Точка зрения „ценности" есть точка зрения условий сохранения и возрастания в отношении сложных образований с относительной продолжительностью жизни внутри становления”. В этих образованиях сосредоточиваются порождения воли к власти, чье существо состоит в умении господствовать и повелевать. Поэтому Ницше именует такие образования также коротко “образованиями господства” или “господствующими центрами” (№ 715): “„Ценность" есть по существу точка зрения для прибыли или убыли этих господствующих центров”.

В этом определении выражено то, что ценности как условия подъема и поддержания всегда соотнесены со “становлением” в смысле роста и упадка власти. Ценности ни с какой стороны не есть прежде всего нечто “в себе сущее”, при случае потом соотносимое с волей к власти. Они суть то, что они суть, а именно условия, только в качестве обусловливающих, а значит самою волей к власти поставленных опор для нее же самой. Так они задают меру для оценки количества власти того или иного образования господства и для направления его прибыли или убыли. Когда Ницше в № 12 (заключительная часть) говорит, что ценности суть “результаты определенных перспектив полезности для поддержания и наращивания человеческих образований господства”, то польза и полезность понимаются тут в единственном отношении к власти. “Ценность” есть по существу полезная ценность; но “польза” должна здесь быть приравнена к условию поддержания власти, т. е. тем самым всегда уже и возрастания власти. Ценности по своему существу суть условия и потому никогда не нечто безусловное.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Истолкование сущего определяются человеком как собственно субъектом
В которой царит идея ценности
Близок благодаря собственной метафизике ницше
Новое полагание ценностейраздел в гласитположим ценности нигилизма
Утверждая именно свою сущность

сайт копирайтеров Евгений