Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ВОЗРОЖДЕНИЕ (философия) — совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени. Собственно “В.” называют этап в развитии культуры Зап. и Центральной Европы (14—16 вв.), хотя, как показали исследования, аналогичные процессы, специфически выраженные и протекавшие в разное время, имели место и в культурах стран Востока. Наиболее общая отличительная черта В. ф.— утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания, рассматриваемых, в отличие от средневековой философии (Схоластика), как самодовлеющие сущности, а не через призму потустороннего божественного абсолюта (надмировой божественной личности). Отсюда присущий ей (и культуре В. в целом) светский и гуманистический (Гуманизм) характер и большой удельный вес в ней космологических и натурфилософских (Натурфилософия) концепций. Противоречивое влияние на формирование В. ф. оказали как антично-средневековое философское наследие, так и развитие науки, связанное прежде всего с открытием Коперника, великими географическими открытиями, проникновением в естествознание количественно-математических методов. Для мировоззренческих представлений В. характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял пантеизм, приобретший различные оттенки и опиравшийся на различные философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил неоплатонизм (Платоновская академия во Флоренции — М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола). Видный представитель неоплатонизма, соединенного с идеями нем. мистики, Николай Кузанский, развивший учение о совпадении в едином начале бога как абсолютного максимума с абсолютным минимумом. пришел к выводу о бесконечности Вселенной. Натуралистический характер (отождествление единого с природой) указанные воззрения приобрели у Бруно. Натуралистические тенденции пантеизма проявились и в учениях Телезчо, Дж. Кардано, Патрици. Гуманизм В. ф. выразился в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и волн от сковывающих их пут — таков пафос гуманистической этики В. В нем заключался и индивидуалистический оттенок: призыв к наибольшей полноте жизненных • ощущений, ограниченной лишь соображениям пользы и чувством самосохранения (К. Раймонди, Лоренцо Валла). подчинение моральных принципов достижению цели (“Государь” Макиавелли). Однако это был индивидуализм, делающий первые шаги и далекий от узости и ограниченности, к-рые он приобретает в буржуазную эпоху. Об этом свидетельствуют и свойственное мн.гуманистам представление о разумности человеческой деятельности, и идеи врожденной склонности человека к добру (Кардано), и упования на идеальное, разумное общественное устройство (в формировавшихся в этот период социально-утопических представлениях — Мор. Мюнцер, Кампанелла), и элементы трагизма, присущие жизнеутверждающей в целом культуре В. Противоречивая, наполненная большими социальными изменениями переходная эпоха отразилась и в социально-политических концепциях. Для них характерны: утверждение независимости государственно-политических и др. форм общественной жизни от санкции церкви, поиски способов выражения в них народной воли и суверенитета (Макиавелли, Ж. Воден, Э. Ла Боэси, А. Моджевский). В многомерности и многоплановости идей В.— истоки мн. философских представлений, получивших развитие в последующие эпохи.

ВОЙНА — общественно-политическое явление, смысл к-рого заключается в продолжении политики насильственными средствами (см.: Ленин В. И. Т. 26. С. 224). Специфическое содержание В.— вооруженная борьба антагонистических сил внутри страны и между странами. Гл. средство ее ведения— вооруженные силы; применяются также экономические, дипломатические, идеологические и др. средства борьбы. В.— явление историческое. С разделением об-ва на антагонистические классы и образованием государства вооруженное насилие превращается в средство обеспечения экономического и политического господства эксплуататоров. В. становится непосредственным продуктом и постоянным спутником функционирования эксплуататорского об-ва. По социальному характеру сбывают войны справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные, войны, передовых классов и войны отсталых классов, войны, служащие закреплению классового гнета, и войны, служащие к его свержению...” (там же. Т. 38. С. 337). Конкретная оценка В. предполагает выявление ее социально-политического содержания (какие классы ее ведут), общественно-исторической роли и морально-правовой характеристики. По своим масштабам В. может быть мировой или локальной. С появлением ядерного оружия и возможности его применения В. перестает быть средством рациональной политики. В такой В. не может быть победителей, и поэтому проиграет все человечество. Ядерная В. ведет к уничтожению самих основ существования цивилизации. Возникает качественно новый момент в истории В.: наступает их предел, граница, поскольку применение ядерного и др. видов совр. оружия абсурдно и преступно. Исключение самой возможности такой В. становится общечеловеческой задачей. Важнейшим способом предотвращения В. является создание надежного политического механизма ее блокирования. прекращение гонки вооружений и всеобщее ядерное разоружение. Сформулированная Лениным цель — “положить конец войне” (Т. 42. С. 99) — находит последовательное выражение в политике Советского государства, его программе борьбы за мир и разоружение. Уже сейчас существует мощный потенциал предотвращения опасности В., позволяющий приблизить реализацию мечты человечества о вечном мире. Философия призвана внести существенный вклад в разработку и утверждение нового политического мышления как важнейшей предпосылки решения проблемы исключения В. из жизни об-ва в совр. условиях.

ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694—1778)—фр. писатель, философ, историк, один из вождей фр. Просвещения. Мировоззрение В. противоречиво. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, “первого двигателя” (Деизм). Движение природы, по В., происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а, скорее, свойственный самой природе принцип действия. Фактически В. склоняется к отождествлению бога (“великого геометра”) и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая представления о душе как особого рода субстанции. Сознание, по В.,— свойство материи, присущее только живым телам, хотя для доказательства этого правильного положения приводится теологический аргумент: способностью мыслить наделил материю "бог. В противовес теологической метафизике 17 в. В. выдвигал требование научного исследования природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он считал источником знаний наблюдение и опыт, пропагандировал сенсуализм Локка. Задача науки — изучение объективной причинности. Однако В. допускал наличие “конечных причин” и полагал, что опыт говорит нам о вероятности существования “высшего разума” и “архитектора” вселенной. Социально-политические взгляды В. имеют ярко выраженную антифеодальную направленность. Он боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, требовал введения пропорциональных имуществу налогов, свободы слова и т. д. Но критику частной собственности решительно отвергал, полагая неизбежным деление об-ва на богатых и бедных. Разумное государственное устройство, по В.,— конституционная монархия во главе с просвещенным монархом. В конце жизни В. склонялся к убеждению, что лучшим типом государства является республика. В исторических соч. критиковал библейско-христианскую т. зр. на развитие об-ва, дал набросок картины истории человечества. В основе “философии истории” (термин введен В.) лежит идея прогрессивного развития об-ва независимо от воли божества. Но ход истории В. объяснял изменением идей, т. е- идеалистически. Огромное значение в деятельности В. имела его борьба против клерикализма и религиозного фанатизма. Гл. мишень сатиры В.— христианство и католическая церковь, к-рую он считал осн. врагом прогресса. Тем не менее В. не приемлет атеизма. Отрицая бога, воплощенного в конкретном образе (Христа, Будды и т. д.), он полагал, что идея карающего бога должна жить в народе. Соч.: “Философские письма” (1733), “Трактат о метафизике” (1734), “Основы философии Ньютона” (1738), “Опыт о нравах и духе народов...” (1756).

ВОЛЬФ Христиан (1679—1754) — нем. философ-идеалист, просветитель, систематизатор и популяризатор философии Лейбница, проф. ун-та в Галле. Игнорируя диалектические элементы лейбницевского учения, В. развивал метафизический телеологизм, по к-рому всеобщая связь, гармония бытия объясняется целями, установленными богом. В. был также своеобразным адептом схоластики. В основу построения своей системы он положил метод рационалистической дедукции, с помощью к-рого пытался вывести все истины философии из формально-логического закона противоречия. Во взглядах на об-во он отстаивал т. зр. просвещенного абсолютизма. Осн. соч.— “Логика, или Разумные мысли о силах человеческого рассудка” (1712)..

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. volutas — воля) — философская, мировоззренческая позиция, суть к-рой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия. Термин “В.” введен Ф. Теннисом в 1883. Хотя идеи В. восходят к далекому прошлому, в концептуальной форме он проявляется в средневековой философии, в частности у Августина, считавшего, что именно воля лежит в основе всех др. духовных процессов. Примат воли перед разумом подчеркивали Дунс Скот и Окнам. В философии нового времени о самостоятельности воли писал Кант; отдавая приоритет практическому разуму перед теоретическим. Хотя существование свободной воли теоретически нельзя ни доказать, ни опровергнуть, ее, согласно Канту, необходимо постулировать как основу нравственного закона. У представителей нем. классической философии (Фихте, Шеллинга, Гегеля) В. имеет рационалистическую окраску, т. е. лежащая в основе нравственной и духовной жизни личности воля рассматривается как имеющая разумную природу. В противоположность этому в философии Шопенгауэра содержится иррационалисти-ческая версия В. Сознательная воля оказывается у него вторичной по отношению к слепой, неразумной, бесцельно действующей “мировой воле”. Критика кантовской “вещи в себе” трансформировалась у Шопенгауэра в утверждение “воли к жизни” в качестве безусловного первоначала мира и движущей силы развития. Сходных взглядов на главенство мировой воли в жизни придерживался Э. Гартман. Наиболее развитой формы В. достиг у Ницше, к-рый сделал утверждение абсолютного активизма воли (“воли к власти”) высшим принципом своей философии. Термин “В.” используется также для обозначения социально-политической практики, осуществляемой не в соответствии с объективными закономерностями исторического процесса, а в зависимости от субъективных, часто произвольных решений политических лидеров.

ВОЛЯ — сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий. Идеализм рассматривает В. как независимое от внешних воздействий и обстоятельств и не связанное с объективной необходимостью свойство, а действия и поступки человека — как проявления идеалистически понимаемой “свободной” В. В действительности источником волевой деятельности человека является объективный мир, предметно-практическая деятельность человека, направленная на преобразование мира и основывающаяся на объективных законах природы. Отраженный через призму внутренних условий субъекта (потребности, интересы, желания, знание и т. д.), объективный мир создает для него возможность ставить различные цели, принимать решения, поступать так или иначе. Свободна не В., к-рая выбирает, исходя лишь из желаний субъекта (волюнтаризм. экзистенциализм),, а В., к-рая выбирает правильно, в соответствии с объективной необходимостью. По словам Энгельса, свобода В. означает не что иное, как способность принимать решения со знанием дела. Наиболее ясно волевой характер действия или поступка проявляется в тех случаях, когда человеку для достижения цели приходится преодолевать внешние или внутренние препятствия. Начальным звеном волевого действия являются постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать. выбор наиболее целесообразных способов осуществления действия. Решающим для характеристики данного действия как волевого является исполнение решения. Сила В., хотя в известной мере и детерминирована генетически, не дана человеку исключительно от природы. Умение и способность принимать правильные решения и выполнять их, доводить начатое дело до конца являются результатом опыта, знаний, воспитания и самовоспитания. В философии Шопенгауэра и его последователей В.— слепое, неразумное, бесцельное первоначало мира, аналог кантовской “веши в себе”.

ВООБРАЖЕНИЕ—способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. В. возникает в трудовой деятельности человека, к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и плодотворной. Психология классифицирует В. по степени преднамеренности (В. произвольное и непроизвольное), активности (В. воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (В. конкретное и абстрактное) , по видам творческой деятельности (В. научное, изобретательское, художественное, религиозное и т. д.). По словам В. И. Ленина, “в самом простом обобщении, в элементарнейшей обшей идее (“стол” вообще) есть известный кусочек фантазии” (Т. 29. С. 330). В. ученого помогает познанмю мира, создавая гипотезы, модельные представления, идеи экспериментов. Велика роль В. в процессе художественного творчества. Здесь оно служит не только средством обобщения, но и силой, вызывающей к жизни эстетически значимые образы искусства, в к-рых воплощается художественное отражение действительности. В отличие от грез “праздношатающейся фантазии” (Белинский), уводящих человека от реальности, В., связанное с потребностями об-ва, представляет собой “качество величайшей ценности” (Ленин), помогая познанию жизни и ее преобразованию.

ВОПРОС — высказывание, фиксирующее неизвестные и подлежащие выяснению элементы к.-л. ситуации, задачи. В естественном языке выражается вопросительным предложением или словосочетанием. В. имеет сложную структуру, в нем налицо как проблематическая, так и ассерторическая сторона. Последняя характеризует предмет В., выделяет нечто, существование чего подразумевается в нем и признаки чего пока неизвестны, а также очерчивает класс возможных значений неизвестного. Эта сторона В. иногда выступает на первый план и приобретает самостоятельное значение (риторические, подсказывающие, провокационные В.). С т. зр. значений истинности В. разделяются на осмысленные (удовлетворяющие синтаксическим, семантическим и прагматическим критериям осмысленности), в той или иной мере правильно поставленные, и бессмысленные. Осмысленность, точность В.— важные стороны правильного, четкого мышления.

БОРОВСКИЙ Вацлав Вацлавович (1871—1923) — марксистский публицист, революционер. После Октябрьской революции находился на дипломатической работе. В трудах В. большое место занимала пропаганда и популяризация марксистских идей, борьба против их извращения. Биографические работы о Марксе (“Письмо из Берлина”, 1908; “Карл Маркс”, 1917. и др.) содержат изложение философских, экономических и политических взглядов основоположников марксизма. В трудах “Коммунистический манифест” и его судьба в России” (1907), “К истории марксизма в России” (1908) изложена история распространения марксистского учения в России, дан обстоятельный разбор переводов “Манифеста” на рус. язык. Ряд статей В. посвящен вопросу о стихийности и сознательности в рабочем движении, отношению партии к профсоюзам, аграрному вопросу и истории революционного движения в России, критическому разбору неокантианской, махистской и религиозно-мистической идеологии (“Мятущиеся и мечущиеся”, 1906; “Был ли Герцен социалистом”, 1920, и др.). В.— один из первых марксистских литературных критиков, раскрывал роль революционных идеалов в искусстве, классовую суть социального пессимизма и декадентства (“О буржуазности модернистов”, 1908; “Базаров и Санин”, 1909, и др.).

ВОСПРИЯТИЕ — чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Субстратом В. являются ощущения, образующие непрерывный комплекс в пространстве и во времени (в случае со зрительными и осязательными В.) или только во времени (когда В. образуется посредством изменения качества или интенсивности ощущений). Классификация В. совпадает с классификацией ощущений. Наиболее развитой и важной для процесса познания является система зрительных В., далее идут осязательные, слуховые и т. п. Кажущееся “вынесение В. вовне” объясняется тем, что В. является внутренней уменьшенной моделью как внешних предметов, так и видимой части нашего тела, между к-рымм сохраняются масштабные отношения. Всякий раз, когда, напр., мы касаемся рукой к.-л. предмета, образ нашей руки “касается” образа предмета. Манипулирование предметами, во многом обусловленное их структурой, способствует формированию отчетливого образа. У взрослого человека двигательные компоненты формирования В. сведены до минимума (движение глаз). В процессе познания В. выполняют следующие функции: 1) отражают отдельные отношения, присущие предметам и процессам-внешнего мира; 2) позволяют выделить целостный предмет из окружающего фона, отображая по законам подобия и перспективы его форму, величину, фактуру поверхности, положение в пространстве (зрительные и осязательные В.); 3) могут служить признаком других, ненаблюдаемых свойств предмета, если связь между В. и этими свойствами заранее известна; 4) могут выступить в качестве моделей для других, ненаблюдаемых предметов, аналогичных воспринимаемому в к.-л. отношениях; 5) являются основой для формирования сложных представлений.

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ—cм. Абстрактное и конкретное.

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО — осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении В. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п. реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость В. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер В. и п. В том, что В. и п. неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, В. же — последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении — от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь В. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью В. и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18—19 вв., говоря об объективности В. и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения. В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до 20 в. отождествляли П. с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а В.— протекающим равномерно. Совр. физика отбросила старые представления о П. как пустом вместилище тел и о В. как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности (Относительности теория) Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что В. и fl. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр. теории В. и п. большую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса, Я. Бойаи. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о В. и п. как внеопытных формах чувственного восприятия. Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел. обусловленность физико-химических свойств материи пространственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о В. и п. используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное-представление об объективно-реальном В. и п.

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ — понятия и положения, к-рые согласно представлениям идеализма присущи человеческому мышлению изначально и не зависят от опыта. К В. и. относили аксиомы математики "и логики, исходные философские принципы. Родоначальником учения о В. и. был Платон. По мнению одних философов, В. и. даны от бога (Декарт); др. считали их склонностями или задатками ума, развитию к-рых способствует чувственный опыт (Лейбниц). В рационалистических теориях интеллектуальной интуиции (Непосредственное анание) признавалось, что нек-рые положения не изначально присущи нашему уму, а постигаются в умственном акте усмотрения истин. Несмотря на различие указанных теорий, в них признается существование такого содержания знания, к-рое не зависит от опыта и предшествует ему. Кант отверг врожденность подобного знания и тем не менее не преодолел концепции В. и., создав учение об априорных формах чувственности и рассудка, с помощью к-рых упорядочивается содержание нашего опыта. Теории В. и. имели своей гносеологической основой неисторический, недиалектический подход к вопросу о происхождении общих понятий и принципов, о соотношении непосредственного и опосредствованного, чувственного и рационального элементов в познании, индивидуального и общественно-исторического опыта.

ВСЕЛЕННАЯ — в традиционном понимании — материальный мир, вся совокупность материальных объектов, качественно различных форм материи. В настоящее время такое понимание вытесняется уточненным: В.— объект космологии, та часть материального мира, к-рая на данном уровне познания доступна астрономическому (наблюдательному и теоретическому) исследованию. Вплоть до 18 в. объектом космологии была солнечная система (о природе звезд и расстояниях до них фактически ничего не было известно), до 20-х гг. 20 в.— звездная В., т. е. Галактика, в совр. условиях — Метагалактика.

ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ— наиболее общая закономерность существования мира, представляющая собой результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений. Она выражает внутреннее структурное единство.всех элементов и свойств в каждой целостной системе, а также бесконечно разнообразные связи и отношения данной системы с др. окружающими ее системами или явлениями. Универсальное взаимодействие тел обусловливает само существование конкретных материальных объектов и все их специфические особенности. Через В. с. я. проявляется единство материального мира, детерминированность (обусловленность) любого явления другими материальными процессами. Благодаря В. с. я. мир представляет собой не хаотическое нагромождение предметов, а закономерный процесс движения и развития материи. В каждом объективном законе выражается определенный порядок связей и отношений между явлениями. В. с. я. имеет бесконечно разнообразные проявления. Связи между предметами и явлениями могут быть непосредственными и косвенными, постоянными и временными, существенными и несущественными, случайными и необходимыми, функциональными (Функциональная зависимость) и т. д. Проявлением В. с. я. выступают причинные отношения, зависимость настоящего каждой системы от ее прошлого, от влияния окружения — близкого и далекого, связь между свойствами каждого тела и различными законами его изменения, обратная связь во всех саморегулирующихся системах. По мере восходящего развития материи и перехода ко все более высокоорганизованным формам усложняются также и формы взаимосвязей тел, появляются качественно новые виды движения. Эта закономерность имеет место и в развитии об-ва, где с прогрессом в способе производства и развитием цивилизации усложняются связи между отдельными людьми и целыми государствами, становятся все более многообразными политические, экономические, идеологические и др. отношения. Но В. с. я. нельзя понимать упрощенно — как постоянную связь и взаимодействие любой частицы во вселенной с любой др., сколь угодно удаленной в пространстве и времени. Такие мгновенные и бесконечные по протяженности связи невозможны, т. к. они исключаются конечностью скорости распространения материальных взаимодействий, ограниченностью времени существования каждого конкретного объекта, постоянными превращениями одних форм материи и движения в др. Поэтому, наряду с постоянной связью каждого объекта с ближним и далеким окружением в системах, существует также и относительная автономность и независимость чрезвычайно разделенных в пространстве и времени тел, особенно если их существование относится к различным историческим временам и они физически не могут взаимодействовать между собой. Познание объективного мира возможно лишь на основе всестороннего, системного исследования любых объектов, выделения всех существенных связей и отношений, а также законов данных связей. Прогресс познания реализуется в движении мысли от отражения менее глубоких и менее общих связей к установлению более глубоких и постоянных связей и отношений между явлениями ч процессами.

ВСЕОБЩЕЕ — см. Единичное, особенное и всеобщее.

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА — историческая перспектива и в то же время ценностный принцип, противостоящий дегуманизирующим тенденциям, имевшим место в истории человечества, и получивший свое выражение в коммунистическом идеале.-Этот принцип ориентирует на безусловные ценности добра, красоты, совершенствования человека, ведущие к претворению каждым своего универсального созидательного призвания. Согласно концепции нового мышления, эти ценности имеют первенство над всеми более частными нормами и интересами и заключают в себе критерии степени гума-нистичности любого типа социальности. Для архаических и классово-антагонистических об-в характерно принесение индивидов в жертву интересам рода. Разделение труда вместе с процессами овещнения (Овеществление) и отчуждения вели к дегуманизации, “расщеплению” человека, низведению его до составной части социальной машины, превращали в “частичного человека” (Маркс). Этой ущербности, односторонности коммунистический идеал противопоставляет не просто многосторонность, но такую целостность, благодаря к-рой человек может быть подлинным субъектом и к-рая включает расцвет всех сил души и духовного мира личности. Целостность развития индивида включает в себя гармоничность троякого рода: внутриличностного мира; между личностью и другими в коллективе, социальной группе, об-ве; между человеком и природной реальностью. Гл.— первенство высших ценностей, соединение верности им с подвижностью и динамизмом, готовностью брать на себя решение новых, все более сложных задач, возникающих в ходе развития об-ва.

ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА - см. Первичные и вторичные качества.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (лат. vulgaris — простой, обыкновенный) — философское течение середины 19 в., упрощавшее и огрублявшее осн. принципы материализма. В условиях бурного развития естествознания В. м. являлся выражением позитивистской реакции метафизического, естественнонаучного материализма на идеалистическую (прежде всего нем. классическую) диалектику. Представители этого течения (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Мо-лешотт) активно популяризировали естественнонаучные теории, противопоставляя их, как они говорили, философскому “шарлатанству”, надеясь решить и философские проблемы в конкретных исследованиях естествознания. С их т. зр., и сознание, и общественные явления представляют собой следствие физиологических процессов, зависят от состава пищи, от климата и т. д. Считая именно физиологические процессы ответственными за психическое, вульгарные материалисты отождествляли психическое и соматическое (телесное), определяя мысль в качестве секреции мозга. Вульгарно-материалистическая тенденция в различных формах неоднократно проявлялась и в дальнейшем, особенно в нек-рых “философских” истолкованиях фактов естествознания, в частности физиологии, а в последнее время — и кибернетики. Содержание психических процессов и в этих случаях рассматривается как результат пространственного взаимодействия организма с внешними объектами. В. м. проявлялся в стремлении открыть (раскодировать) в следах этого взаимодействия природу человеческой психики. Человек же живет не только в пространстве, но и в историческом времени: его жизнедеятельность и его способность ее осознать (сознание) возникают и осуществляются в исторически развивающихся формах деятельностного общения, содержание к-рых есть одновременно и содержание его сознания.

ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ-упрощенное истолкование общественных явлений, одностороннее преувеличение отдельных факторов общественного развития: техники, форм организации производства, экономики, политики, идеологии. В трактовке человека В. с. проявляется в игнорировании значения его биологической природы. В узком смысле слова — это упрощенное понимание классовой обусловленности идеологии. В. с. в философии (Богданов, В. Шулятиков), в литературной критике и эстетике (В. Переверзев, В. Фриче) проявлялся в отрицании относительной самостоятельности идеологии и в выведении всех идеологических форм непосредственно из способа производства. Разновидностью В. с. в языкознании было учение о языке как классовом и надстроечном явлении. Ленин назвал В. с. безмерным опошлением материализма, карикатурой на материализм в истории.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Деятельность человека является отражением объективной реальности на основе деятельности по
Предметы класса б составляют в

сайт копирайтеров Евгений