Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

ДОЛГ — одна из осн. категории этики, отражающая особое моральное отношение. Нравственное требование, распространяющееся на всех людей (Норма моральная), принимает форму Д., когда оно превращается в личную задачу определенного индивида применительно к его положению в к.-л. конкретной ситуации. Личность выступает здесь как активный субъект морали, к-рый сам осознает и своей деятельностью осуществляет моральные требования. В истории немарксистской этики источник Д. усматривали в воле или разуме бога (Неотомизм, Неопротестантизм), априорном моральном законе (Кант, Интуитивизм), во внеистори-ческой природе человека или в законах естественного мира (Натурализм). Основание Д. часто видели в особом авторитете — боге, “коллективных представлениях”, моральном законе индивида и т. п. (Апробативная этика). Марксистская этика видит конечный источник Д. в законах истории, проявляющихся в виде потребностей и задач об-ва и классов. Авторитет об-ва (коллектива, отдельного лица) не является конечным основанием Д., а сам имеет объективные основания. Поэтому человек должен не просто исполнять кем-то сформулированные или стихийно установленные требования, а понять их социальное происхождение и последствия для своих личных и совместных действий. Таково одно из непременных требований коммунистической морали, благодаря к-рому человек поднимается до сознательного (а значит, и лично мотивированного и обоснованного) служения интересам всего человечества и творчества истории.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП (дополнительный способ описания, или метод дополнительности) — методологический принцип, выдвинутый Бором в связи с интерпретацией квантовой механики. В обобщенном виде требования Д. п. как метода научного исследования можно сформулировать так: для воспроизведения целостности явления на определенном, “промежуточном” этапе его познания необходимо применять взаимоисключающие и взаимоограничивающие друг друга, “дополнительные” классы понятий, к-рые могут использоваться обособленно в зависимости от особых (экспериментальных и др.) условий, но только взятые вместе исчерпывают всю поддающуюся определению и передаче информацию. Посредством Д. п. Бор стремился разрешить один из “парадоксов” квантовой механики, к-рая показала недостаточность старых классических понятий и в то же время на ранних этапах не могла обойтись без них. Д. п. позволил выявить необходимость учета двойственной, корпускулярно-волновой природы микроявлений, связи того или иного их определения с конкретными экспериментальными условиями. С помощью Д. п. устанавливалась эквивалентность (равнозначность) двух классов понятий, описывающих противоречивые ситуации. Т. обр. в методологической концепции Бора нашли отражение элементы диалектического мышления. В работах ряда сторонников т. наз. копенгагенской школы П. Иордана, Ф. Франка и др., разделявших крайне позитивистские взгляды, Д. п. использовался для защиты идеалистических и метафизических воззрений. Необходимость применения “дополнительных” понятий выводилась не из объективной природы микрообъектов и их познания, а из особенностей познавательного процесса, объяснялась лишь спецификой наблюдения. С позиций материалистической диалектики в последние годы успешно осуществляются попытки научной интерпретации Д. п.

ДОСОКРАТИКИ — условное название группы деятелей начального периода древнегреч. философии (7 — начало 4 в. до н. э.). Условным это название является потому, что мн. из виднейших Д. действовали после жизни Сократа. Неусловным в этом названии является только то, что Д. еще не ставили вопроса о цели и назначении отдельного человека, об отношении мышления к бытию, об имманентной диалектике мышления и ограничивались лишь учением о природе, космосе, о чувственно-наглядной и объективной реальности. Все эти вопросы решались именно с т. зр. чувственного космоса, состоящего из вечного круговорота стихий. К числу Д. относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Диоген из Апол-лонии (5—4 вв. до н. э.), Ксенофан, Пифагор, Парменид и его ученики из Элеи, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит. Осн. предмет философствования у Д.— космос — мыслился состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Для всей натурфилософии Д. характерна диалектика стихий, к-рая особенно ярко выражена у Демокрита и Гераклита. Чувственные стихии были пронизаны организующим, но по сути материальным принципом (логос у Гераклита, любовь и вражда у Эмпедокла, вечно подвижные атомы у атомистов и т. д.). Классики марксизма-ленинизма высоко ценили стихийный материализм Д., основанный на борьбе с мифологией, из к-рой исключался антропоморфизм, хотя все еще оставалась нетронутой идея живой материи (Гилозоизм).

ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ЗАКОН — общий логический принцип, согласно к-рому положение считается истинным только в том случае, если для него может быть сформулировано достаточное основание. Достаточное основание есть положение (или совокупность положений), к-рое является заведомо истинным и из к-рого логически вытекает обосновываемое положение. Истинность основания может быть или доказана опытным путем, на практике, или выведена из истинности др. положений. Д. о. з. характеризует.одну из существенных черт логически правильного мышления — доказательность. Д. о. з. был впервые сформулирован Лейбницем, хотя он подразумевался и ранее во многих системах логики (напр., у Левкиппа, Аристотеля). По своему характеру Д. о. з. является весьма общим методологическим принципом.

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821—81)—рус. писатель-реалист и мыслитель. Уже в первом романе “Бедные люди” (1846) выступил как гуманист, осн. черта воззрений к-рого — “боль о человеке” (Добролюбов). Высокую оценку “Бедным людям” (“первая попытка у нас социального романа”) дал Белинский, под влиянием идей к-рого Д. тогда находился. В 1847 Д. вошел в кружок петрашевцев, примкнул к радикальному его крылу, возглавляемому Н. Спешневым. В 1849 был арестован, приговорен к расстрелу, замененному четырехлетней каторгой. В Сибири взгляды Д. изменились, усилилась антиномичность его мировоззрения: он пришел к отрицанию революционных методов борьбы с социальным неравенством, к мысли о противоположных судьбах России и Запада, о связи в сознании народа идеи самодержавия и религии и т. п. Однако он сохранил верность гуманистическим идеалам братства народов, социальной гармонии, основанной на совершенстве и счастье каждого отдельного человека. Эти взгляды Д. нашли одностороннее выражение в т. наз. почвенничестве — близкой славянофильству (и с чертами западничества) концепции, к-рую он, вернувшись в Петербург (1859), развивает вместе с М. Достоевским, Н. Страховым и А. Григорьевым. Социализму и революции Д. противопоставляет мирное объединение высших слоев об-ва с “почвой” — рус. народом. Последний, с т. зр. Д., благодаря сохранившемуся в нем христианскому идеалу “всеприми-римости” и “Бесчеловечности”, способен усваивать результаты европейской цивилизации, избегая вражды сословий, свойственной зап. об-вам. Во всеобщей реализации подобного идеала Д. видел историческую миссию рус. народа. Консерватизм и утопизм такого плана устранения социальных антагонизмов очевидны. В своих художественных произв. Д. подвергает критике “эгоизм, цинизм, рабство, разъединение, продажничество”, присущие буржуазной цивилизации, мучительно переживает “этическую разруху” (Луначарский), царящую в пореформенной России. В его творчестве доминирует проблематика, связанная с духовно-нравственными исканиями личности (смысл жизни, свобода и ответственность, человек и бог, добро и зло, влечение и долг, рассудок и мораль и др.). Видя в человеке не “ветошку”, не “штифтик”, не объект манипуляции (говоря языком социологии), а личность, обладающую свободной'волей и ответственную за совершенные деяния, Д. требует в любой жизненной ситуации руководствоваться высоким и суровым этическим принципом: “быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях не уныть и не пасть”. Он отвергает просветительский взгляд на человека как на существо, целиком детерминированное обстоятельствами, поступающее всегда (если ему известны его подлинные интересы) по велению рассудка. По мнению Д., свобода личности, связанная со всей ее структурой, не только источник добра, но и зла, “подполья человека”. Беспредельная свобода или индивидуалистический бунт против сложившихся отношений приводят к деспотизму, разъединению людей, к моральному краху личности, даже к смерти. Путь к гармонизации и совершенному об-ву, по Д., лежит через смирение и страдание, помогающие человеку изжить нравственный кризис и свободно выбрать идеал единения во Христе, идеал бого-человечества (иначе восторжествует правило “все дозволено” и об-во будет ввергнуто в хаос). Д. хотел верить в осуществимость своего религиозного идеала, но реальность подводила его к др. выводам, порождая в его сознании неразрешимые противоречия (“дитя неверия и сомнения до гробовой крышки”,— говорил он о себе). Антиномизм миросозерцания Д. выражен в подходе как к религиозным, так и к социально-этическим, историческим и эстетическим проблемам, но определяющей для него была гуманистическая установка. Устами своего героя он говорил, что не хочет и не может верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Гуманизмом, ненавистью к социальному и духовному угнетению личности творчество Д. помогает борьбе человечества за идеалы справедливости и добра. Ставшее этапом в истории реализма, оно оказало значительное влияние на мировую литературу, на взгляды мн. философов. У совр. буржуазных идеологов (особенно в экзистенциализме, персонализме и фрейдизме) его воззрения получили крайне искаженное истолкование. Помимо романов (“Преступление и наказание”, 1866; “Идиот”, 1868; “Бесы”, 1871 — 72; “Подросток”, 1875; “Братья Карамазовы”, 1879—80) большое значение для уяснения взглядов Д. имеют его письма и “Дневник писателя”.

ДОСТОИНСТВО — понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и об-ва к индивиду. Сознание собственного Д. является формой самоконтроля личности, на к-рой основывается требовательность индивида к себе; в этом отношении требования, идущие от об-ва, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего Д.). Т. обр., Д. наряду с совестью— один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед об-вом. Д. личности регулирует также отношение к ней со стороны окружающих и об-ва в целом, заключая в себе требования уважения личности, признания ее прав и т. д. В обоих случаях Д. выступает как важная сторона социальной и моральной свободы личности. Идеалистическая этика ищет источник Д. в некой внесоциальной (божественной, природной, “собственно человеческой”) сущности личности и противопоставляет Д. индивида законам, требованиям и правам об-ва. Марксистская этика рассматривает Д. как социально обусловленное и историческое отношение, к-рое впервые возникает в период разложения первобытнообщинного строя вместе с возникновением личности, но в классовом об-ве проявляется противоречиво. Нравственные представления о Д. личности прямо коррелируют с развитием правосознания, гражданской зрелостью об-ва, реальной обеспеченностью прав человека.

ДРАМАТИЗМ (от греч. drama — действие) — эстетическая категория, отражающая и обобщающая противоречия и конфликты человеческой жизни, взаимоотношения человека с окружающей его общественной и природной средой. Реалистическое искусство, правдиво воспроизводя действительность во всей ее сложности и противоречивости, глубоко проникает в Д. жизни, в судьбы и переживания людей. Наиболее полным и концентрированным проявлением Д. является драматический конфликт как специфически эстетическая форма выражения жизненных противоречий, форма воспроизведения в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, идей, стремлений, страстей. В искусстве драматический конфликт отличается глубиной и значительностью идейного и социального содержания, остротой и напряженностью и выражается в совершенной художественной форме, что обеспечивает эстетическое воздействие произв. на человека.

ДУАЛИЗМ (лат. duo — два) — философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом Д. часто является попытка примирения материализма и идеализма. В конечном счете дуалистический отрыв сознания от материи приводит к идеализму. Д. в наибольшей степени характерен для философии Декарта и Канта. Д. служит философской основой теории психофизического параллелизма.

ДУНС СКОТ Иоанн (1265/66-1308) — видный представитель оппозиционной схоластики 13—14 вв., “тонкий доктор” (doctor subtilis), основоположник новой францисканской школы (августинианская школа, для к-рой характерно свободное отношение к авторитету Л вгусгына, использование идей Аристотеля). Научно-философское мировоззрение Д. С. сложилось под сильным влиянием оксфордской школы, менее заметное воздействие оказала на него парижская теологическая школа. Д. С. выступил с резкой критикой го-мизма. В отличие от Фомы Аквинского стремился отделить философию, понимаемую как теоретическое знание, постигающее внешний мир на основе разума и опыта посредством науки, от теологии, которую считал практической дисциплиной,призванной содействовать спасению души, т. е. имеющей прежде всего моральный характер; разум от веры (доказывал невозможность рационалистического обоснования теологических идей творения из ничего, троичности бога, бытия бога, бессмертия души, загробной жизни, к-рые являются объектами веры). Одно из центральных положений учения Д. С.— свобода воли и зависимость разума от воли как у бога, так и у человека; бог, в понимании Д. С.,— это абсолютная свобода. В средневековом споре о природе универсалий придерживался скорее номинализма: реальны единичные индивидуальные телесные вещи; для их характеристики, чтобы подчеркнуть примат единичного, вводит понятие haecceitas (“этость”) в смысле индивидуального отличия. В философии Д. С. прослеживается материалистическая тенденция; по словам Маркса, философ “заставлял самое теологию проповедовать материализм” (Т. 2. С. 142). Основой познания Д. С. считает чувственную интуицию, на основе к-рой интеллект создает индивидуальный образ вещи, в процессе абстракции образуется общее понятие. В основе подлинно научного знания, по Д. С., лежит математика.

ДУХ (лат. spiritus — буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) — в широком смысле слова понятие, к-рое тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием мышления. Представители различных течений философии выделяют субъективный Д. (субъект, личность, индивид), абсолютизация к-рого ведет к субъективному идеализму, и объективный Д. (сознание, оторванное от человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы), признание первичности к-рого ведет к объективному идеализму. Античная философия рассматривала Д. как условие и результат высших форм деятельности (напр., для Аристотеля это мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако Д. понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (Плотин). Такая т. зр. внешне близка религиозной идеологии, согласно к-рой Д.— бог, сверхъестественная сущность, могущая быть лишь предметом веры. Представители нем. классического идеализма подчеркивали активность Д., рассматривая его прежде всего с т. зр. деятельности самосознания. Так, Гегель понимал Д. как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме, как единство практической и теоретической деятельности: бытие Д. есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание. Д., по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистическая философия рассматривает Д. как вторичное по отношению к природе. Для античных материалистов Д. есть наиболее разумная часть души, разлитая по всему телу. Материалисты 17—18 вв. (Гоббс, Локк. Ла-метри) понимали Д. лишь как комбинацию ощущений или общее чувство, в целом — как разновидность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и связывает его с процессом и результатами человеческой деятельности, с духовным производством. Духовное есть особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей; по словам Энгельса, мыслящий дух — “высший цвет” материи (Т. 20. С. 363). Духовная жизнь об-ва —общественное сознание — выступает как отражение общественного бытия. В то же время она активно воздействует на общественное бытие, на практическую деятельность человечества.

ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО -понятие, введенное Марксом для характеристики производства идей, знаний, представлений, художественных ценностей. Является составной частью общественного производства, представляющего единство материального и Д. п.; зависит в конечном счете от материального производства, определяется его базисными отношениями. Поэтому Д. п. носит исторический характер, представляя собой духовную деятельность, облеченную в определенные общественные формы. Творческая деятельность в сфере Д. п. органически связана с преемственностью,поскольку, лишь воспринимая наследие и заново оценивая его, люди обретают способность творить сами. Произведения культуры, запечатленные в материале, языке, должны быть возрождены новыми поколениями, включены в их деятельность. Это означает, что люди не только производят определенные идеи, представления, но и воспроизводят их, тем самым неся ответственность за их судьбы, за их смысл. Выделяют две формы Д. п.: функционально заданную и универсально-преемственную. В первой индивид действует только как носитель некой функции; поле его культурной деятельности при определенных социальных условиях искажено и сужено готовыми, заранее заданными предпосылками. Во втором случае индивид включается в развитие в качестве “всеобщей производительной силы”, он осуществляет, согласно Марксу, “свободное духовное производство данной общественной формации” (Т. 26. Ч. 1. С. 280). Именно эта универсально-преемственная форма и будет преобладать при коммунизме. Конечный смысл всякого Д. п. в том, чтобы максимально развился личностный духовный мир каждого человека, что невозможно без непосредственной его работы над собой, “выработки в человека” (Достоевский).

ДУША — термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлениях первобытных людей Д. рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание и т. п.) В религии под Д. понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в “потустороннем” мире. В идеалистической философии Д. отождествляется с тем или иным элементом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля — низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная Д.). В дуалистических учениях Д. понимается как нечто изначальное и существующее наряду с телом (Декарт, Спенсер, Вундт, Джеме). В домарксовском материализме (Демокрит, метафизический материализм) Д. понималась как производное, вторичное, зависимое от тела, но при этом Д., психическая деятельность, сводилась к механическим или физико-химическим процессам. Нередко отдельные философы-материалисты допускали всеобщую одушевленность мира (Ги-лозоизм). В русле идеализма (неоплатонизм, Шеллинг, Соловьев) представления об одушевленной природе как организме выражались в идее “мировой души”. Научное объяснение человеческой психики дается в диалектическом материализме.

ДЬЮИ Джон (1859—1952)—амер. философ-идеалист, оказавший большое влияние на зап. философию, социологию, эстетику, педагогику США; основатель “чикагской школы” прагматизма. Начав с гегельянства и пройдя через эволюционистский позитивизм, Д. разработал новую версию прагматизма, названную им “инструментализмом”, или “гуманистическим натурализмом”. Согласно этой версии, идеи суть не формы отражения действительности, а лишь инструменты манипулирования с “сырым” опытом, исходя из задач данной “ситуации”. В своих социологических работах Д. выступает как поборник либерализма (“регулируемой свободы” и “равных возможностей”) и индивидуализма. Классовой борьбе и социалистической революции он противопоставляет сотрудничество классов и улучшение об-ва путем педагогических реформ. “Экспериментальный метод” педагогики Д. основан на воспитании индивидуальной инициативы и предприимчивости, понятых как постоянная черта “человеческой природы”. Соч.: “Школа и общество” (1899), “Демократия и воспитание” (1916), “Реконструкция в философии” (1920), “Логика, теория исследования” (1938), “Человеческие проблемы” (1946) и др.

ДЮРИНГ Евгений (1833—1921) — нем. проф. механики, философ и экономист. В философии — эклектик, сочетавший позитивизм, непоследовательный механистический и даже вульгарный материализм и откровенный идеализм; в области политической экономии и социологии — выразитель мелкобуржуазной идеологии. Выступил против учения Маркса и Энгельса в период, когда с.-д. партия Германии, возникшая на базе объединения двух существовавших ранее самостоятельных партий — лассальянцев и эйзенахцев, укрепляла свои ряды и когда вопросы теории приобрели особенно важное значение. Учитывая опасность, к-рую представляли собой произв. Д. для не окрепшего еще нем. рабочего движения, Энгельс выступил против Д. и подверг его взгляды уничтожающей критике в специально написанной книге “Анти-Дюринг”. Осн. соч.: “Курс философии” (1875), “Критическая история национальной экономии и социализма” (1875).

 <<<     ΛΛΛ   

Был последовательно материалистическим
Средством осуществления царства божия на земле религиозное воспитание человечества

сайт копирайтеров Евгений