Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (лит. псевд. Герхарда Герхардса) (1469— 1536) — нидерл. философ — гуманист, ученый, борец со схоластикой, идейный предшественник Реформации. Рассматривал возрождение античных наук и искусств как необходимое условие развития “истинного” христианства. Положил начало филологическому изучению евангельских книг, с позиций гуманизма критиковал как католичество, так и оформлявшийся в нач. 16 в. протестантизм. Высмеивание Э. Р. фанатизма и насилия, национальной ограниченности и религиозной розни, лицемерия и невежества феодалов и духовенства, ярко изображенных в его наиболее известной книге “Похвала Глупости” (1509), оказало большое влияние на гуманистическую традицию во всей Европе.

ЭРИСТИКА (греч. eristikos — спорящий) — искусство вести диспут, процветавшее особенно среди древнегреч. софистов. Э. возникла как средство отыскания истины путем спора; вскоре распалась на диалектику и софистику. Первая развивалась Сократом в его методе. Софистика же, стремясь только к победе над противником в споре, свела Э. к сумме приемов, при помощи к-рых можно было с одинаковым успехом доказать и опровергнуть любое утверждение. Уже Аристотель не делал различия между Э. и софистикой.

ЭРИУГЕИА Иоанн Скот (ок. 810— ок. 877) — средневековый философ, деятель Каролингского Ренессанса, по происхождению ирландец, образование получил в ирландском монастыре, позднее переехал во Францию, где жил при дворе короля Карла Лысого. В 858 Э. перевел с греч. языка на латынь Арео-пагитики и трактаты Максима Исповедника и Григория Нисского, а также написал комментарии к ним. Результатом занятий вост.-христианской философией явилось соч. “О разделении природы”. Исходное понятие — “природа” — Э. определяет как всецелость всего сущего и не-сущего и разделяет на 4 формы: 1) природа, несотворенная и творящая (бог); 2) природа,сотворенная и творящая (идеи, непосредственные причины единичных вещей); 3) природа, нетворящая и сотворенная (конечный мир и человек в его земном бытии); 4) природа, несотворенная и нетворящая (бог как цель мирового процесса). Вторая и третья природы — творение бога, к-рый все производит, во всем проявляется и все в себе заключает. Неоплатоническую по происхождению идею вне-временности процесса эманации (Неоплатонизм) Э. соединяет с христианским креационизмом в теории вечного творения, а точнее — вечного мышления богом мира (в соответствии с принципом тождества бытия и мышления). По сравнению с господствовавшим в средневековой философии миропониманием созданная Э. картина мира была значительно более динамичной и диалектичной. Учение о человеке занимает в системе Э. центральное положение: грехопадение человека приводит к образованию множества единичных вещей; в результате искупления человек и связанный с ним конечный мир обращаются в духовное бытие и возвращаются в идеи и в бога, выступающего как цель мирового процесса. В антропологии Э. осн. пунктом является учение о соотношении свободы воли человека и предопределения бога (где особый акцент был сделан на свободе воли человека, а божественное предопределение понималось как внеличностный мировой закон). В гносеологии Э. развивает учение Ареопагитик о непознаваемости бога, о двух путях богопознания; рассматривает самопознание человека как условие познания бога и мира; вводит принцип рациональности в методологию теоретического исследования (необходимость рационального обоснования всех истин, в т. ч. и истин веры). Э. стоит у истоков реализма средневекового. В целом система Э. осталась непонятой его современниками. В 1050 гл. труд Э. “О разделении природы” был осужден церковью, а в 1225 приговорен к сожжению. Лишь в 13 в. его мистико-пантеистические идеи были восприняты еретическими мыслителями (Амальриком Венским и его последователями), а позднее — Экхартом.

ЭСТЕТИКА (греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Э. зародилась около 2.5 тыс. лет назад, в эпоху рабовладельческого об-ва — в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила в античной Греции и в Древн- Риме. Материалистическую тенденцию проводили в своих трудах Демокрит, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар и др., утверждавшие объективную основу прекрасного, к-рую они находили в вещественных свойствах, связях, отношениях, закономерностях реальной действительности, вопреки идеалистическому учению Платона, согласно к-рому прекрасное есть абсолютная, вечная и неизменная, надчувствен-ная идея, а воспроизводимые искусством чувственные веши являются лишь отблеском этой идеи. В борьбе с мистическими учениями зап. средневековья о “божественной красоте” (Августин, Фома Ливанский) развивались гуманистические реалистические тенденции в трудах мыслителей, писателей, художников эпохи Возрождения (Ф. Петрарка, Л.-Б. Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Бруно, Монтень и др.). Преодолевая идеи аристократической Э., утверждают связь искусства с реальной жизнью теоретики Просвещения (Дидро, Руссо, Винкельман, Лессинг, Гер-дер), а также продолжатели их традиций Шиллер и Гёте. Кант выдвигает положение о полной “незаинтересованности” эстетического суждения. Противопоставив красоту пользе, совершенство художественной формы — идейному содержанию, он оказал влияние на развитие формалистической Э. В основу объяснения эстетической деятельности Гегель кладет принципы историзма и противоречия, что позволяет ему сопоставить эстетическую деятельность с противоречивым характером капиталистического производства, выявить значение труда для понимания сущности эстетического. Однако, будучи объективным идеалистом, Гегель определяет искусство как первую и несовершенную форму абсолютного духа. Фейербах пытался вывести красоту непосредственно из физических свойств предметов и явлений, а эстетические чувства и вкусы — из биологических закономерностей, из “природы” человека. Свое высшее развитие домарксовская Э. получила в трудах рус. революционных демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова (разработка закономерностей реалистического искусства, принципов идейности и народности искусства и т. д.). Проблематика и задачи марк-систско-ленинской Э. определяются гл. обр. тем, что ее специфический предмет — эстетическое освоение человеком мира — состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: 1) эстетического в объективной действительности; 2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание); 3) искусства (как своеобразного единства субъективно- и объективно-эстетического). Э. изучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех этих сторон в их диалектическом единстве. Осн. эстетические категории — прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое — раскрываются как своеобразное проявление эстетического освоения мира в каждой из областей общественного бытия, человеческой жизни — в производственно-трудовой и общественно-политической деятельности, в отношении к природе, в куль-.туре и быту и т. д. Субъективная сторона эстетического освоения — эстетические чувства, вкусы, оценки, пере-живания, идеи, идеалы рассматриваются марксистско-ленинской Э. как специфическая форма отражения и воплощения объективных жизненных процессов и отношений. Являясь, как и философия, мировоззренческой наукой, Э. ставит во главу угла своей проблематики решение вопроса об отношении эстетического сознания и искусства к общественному бытию, к человеческой жизни.

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos— последний и logos — учение, слово) — религ. учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. В основе Э. лежат древн. представления о наличии в природе скрытых действующих сил, борьбе доброго и злого начал, о загробном наказании грешников и награде праведникам. В развитой форме Э. присуща иудаизму, христианству, исламу. Эсхатологические настроения распространялись особенно широко во время социальных и политических кризисов (Иудея — 1 в. н. э., Германия — 15—16 вв., Англия — 16—17 вв., Россия—конец 17—начало 18 в. и т. д.). В настоящее время Э. стала одной из ведущих тем религиозной футурологии, к-рая избирательно ассимилирует идеи совр. зап. прогностики об ограниченности прогресса цивилизации, его исторических пределах, грядущих экологической и демографической катастрофах.

ЭТАТИЗМ (фр. etat — государство) — концепция совр. зап. политоло-гни, означающая активное вмешательство государства в экономическую н политическую жизнь страны, в отличие от концепций, исходивших из невмешательства государства в экономическую жизнь, присущих в осн. домонополистическому капитализму. Концепции Э. распространены также в развивающихся странах. Согласно этим концепциям, только государство может быть двигателем экономического развития, обеспечить модернизацию производства, преодолеть этническую раздробленность, трайбализм (идеологию племен) и сепаратистские тенденции, обеспечить единство нации и укрепить независимость страны.

ЭТИКА (греч. ethika, от ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения к-рой является мораль. Термин “Э.” был введен Аристотелем. Начиная с древности Э. было принято считать практической философией в отличие от собственно теоретического знания о мире. Всякое теоретическое знание имеет в конечном счете практическое значение, оно не только вооружает человека методами и средствами преобразования мира, но и содержит мировоззренческую сторону, так или иначе обосновывает цели практической деятельности. Специфика Э. состоит в том, что указанные цели формулируются здесь в форме идей о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, учения о назначении и смысле жизни человека. Постепенно в Э. стали четко различаться два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика), и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (философская этика). Э. видела свою задачу не только в том, чтобы описывать и объяснять мораль, но прежде всего в том, чтобы научить морали — предложить идеальную модель межчеловеческих отношений, в к-рой снято отчуждение между индивидом и родом, а счастье совпадает с добром. Соответственно особое место Э. в системе научного знания усматривалось в ее нормативном характере. Различные модели должного противостояли действительности, как бы компенсируя ее несовершенство, являлись своего рода духовной “ нишей”, часто отвлекающей индивидов от тягот повседневного бытия. Реализация же этих моделей, практическая действенность морали связывались с возвышением человека над эмпирическими страстями к целями, с отказом от них, что отчетливо обнаруживалось, напр., в идеях аскетизма, противопоставления долга склонностям (Кант). Противоречие между претензиями Э. на роль практической философии и практической невозможностью реализации выдвигаемых ею идеалов в полной мере выявилось в новое время. Э. объективно оказалась перед необходимостью выбора между возвышенными, но лишенными жизненных соков моральными идеалами и реальной, но лишенной моральных достоинств жизнью. Со 2-й половины 19 в. этическая мысль совершает решительный поворот в сторону антинор-матявизма, подвергнув критике существующую мораль как отчужденную от индивидов и враждебную ям форму сознания. Провозвестниками этического ан-тннорматнвнзма явились Кьеркегор и Ницше. Намеченная ими линия получила продолжение в нррацноналистиче-ской философии, прежде всего в экзистенциализме. Особый вариант анти-норматквязма обосновывается в рамках позитивистской философии, к-рая отказывает моральным нормам в научной санкция, возводя логическую пропасть между фактами и ценностями, а этические суждения сводит к строго верифицируемому содержанию (Верифи-цируемости принцип), видя в этом средство против превращения морали в искусственную, идеологическую конструкцию. Антинормативизм специфичен для зап. Э. 19 и в особенности 20 в., но не исчерпывает ее содержания. В ней имеются школы, более прямо и гармонично связанные с классической Э. (этические учения в рамках философской антропологии, феноменологии, натуралистические школы и др.). В последние годы в зап. Э. наметился поворот к прикладной Э. (Э. науки, Э. бизнеса и др.), Отношение марксизма к Э. связано с его общей философской позицией, прежде всего с понятием практики и общественным идеалом. Марксистская Э. отличается не тем, что она иначе понимает непосредственное содержание морали и этических понятий, а тем, что рассматривает их в принципиально новом плане— проекции практического осуществления. Марксизм обосновывает перспективу утверждения неотчужденной морали, совпадающей с по-новому преобразованным бытием; от морального решения социально-практических проблем он переходит к социально-практическому решению моральных проблем (альтернатива — аморальная действительность или недействительная мораль — преодолевается в марксизме тем, что постулируется моральная действительность). В годы господства авторитарно-бюрократических извращений социализма утвердилась относительность и утилитарность морали, критерием рассматривался ложно понимаемый классовый интерес, средства подчинялись цели, что приводило к аморализму и антигуманизму. Э. как относительно самостоятельная область знания активно начала развиваться в 60-е гг. Она включает философский анализ морали, нормативную Э., историю этических учений, теорию нравственного воспитания, а также общемето-дологнческие проблемы профессиональной и прикладной Э., вопросы социологии и психологии морали.

ЭТИЧЕСКИЙ РЕЛЯТИВИЗМ — методологический принцип истолкования морали, в основе к-рого лежит утверждение, будто нравственные представления и понятия имеют только относительный, условный характер. Э. р. ведет к отрицанию возможности создания научной этики. Его сторонники не видят зависимости нравственности от социальных условий и тем более не могут понять существа определяющих ее объективных исторических законов. Э. р. ярко проявился в учении скептиков (Пиррон и др.), затем у последователей Манде-виля (Нравственного чувства теории). Он присущ и нек-рым совр. буржуазным направлениям в философии: неопозитивизму, экзистенциализму и прагматизму. Напр., Айер и Карнап считают невозможной даже постановку вопроса о правильности или неправильности моральной оценки.

ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ—концепция, согласно к-рой социализм следует рассматривать гл. обр. как совокупность морально-этических принципов и требований. Представителями его выступают прежде всего правые социал-демократы и социалисты. Теоретическое обоснование Э. с. получил в неокантианстве. Отвергая философию марксизма, кантианцы (Коген, П. Наторп, Р. Штаммлер, К. Форлендер, Л. Нельсон и др.) пытались соединить научный социализм с кантовской нравственной философией. Понятие “социализм” они отождествляли с “определенным нравственным мировоззрением”, а под этикой понимали социальную педагогику, цель к-рой — устранение противоречий в общественных отношениях. По их мнению, именно Кант был родоначальником этой т. зр. Он будто бы первый в одной из формулировок категорического императива (поступай так, чтобы человечество как в твоем лице, так и в лице всякого другого всегда рассматривалось как цель и никогда только как средство) выдвинул осн. идею социализма — идею солидарности. На первый план Э. с. выдвигает моральные ценности и идею постепенного нравственного совершенствования человечества. Э. с пропагандировался М. Адлером (Австрия), М. Туган-Барановским (Россия) и др. Подробное изложение Э. с. дано в книгах Форлендера “Кант и социализм” (1900), “Кант и Маркс” (1911). Совр. последователи Э. с. заимствуют аргументы не только из кантианства, но и из философской антропологии, экзистенциализма и др. течений. Мн. принципы Э. с. получают новое звучание в совр. условиях в свете нового мышления, признания приоритета общечеловеческих ценностей. Они должны быть переосмыслены с позиций гуманного, демократического социализма.

ЭТОЛОГИЯ (греч. ethos — нрав, обычаи, характер, манера вести себя и logos — учение, слово) — наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных. Как самостоятельная дисциплина оформилась в 30-х гг. 20 в. в работах австр. биолога К. Лоренца. В задачи Э. входит изучение фило- и онтогенетического развития поведения животных, выявление значения поведения как фактора их эволюции, индивидуальной и популяционной адаптации. Изучая инстинктивные формы поведения с т. зр. теории эволюции, Э. вскрывает осн. механизмы управления поведением животных, объединенных в сообщества, объясняет и классифицирует различные формы их поведения. Э. оказала большое влияние на ряд биологических наук: генетику, экологию, биологию развития и др. Нек-рые этологи и представители философии стремятся распространить принципы Э. на анализ поведения человека. Эта же установка наблюдается и- в работах представителей социобиологии. В основе такого механистического переноса закономерностей поведения животных на человеческое поведение лежит биологизаторская концепция человека, его сущности и существования. Абсолютизация отдельными этологами биологических сторон существования человека поднимается на щит буржуазными идеологами, пытающимися от имени науки пропагандировать мысл,ь о “неизменной человеческой природе” и пр. Биологизаторские тенденции, проявляющиеся в переносе принципов Э. на поведение человека, во мн. обесценивают научное значение этих принципов, придают им спекулятивно-идеологический характер; они используются для утверждений о “врожденности” “частнособственнических инстинктов” у человека, его “агрессивности” и пр.

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

Ф

ФАКТ (лат. factum — сделанное, совершившееся)—различают понятие объективного и научного Ф. Под объективным Ф. принято понимать нек-рое событие, явление, фрагмент реальности, к-рые составляют объект человеческой деятельности или познания. Научный Ф.— это отражение объективного Ф. в человеческом сознании, т. е. его описание посредством нек-рого — искусственного или же естественного — языка. Научные Ф. служат основой теоретических построений, к-рые были бы без них невозможны. Будучи единичным явлением или событием, Ф. необходимо связан многообразными отношениями с др. Ф. Поэтому научное познание должно дать по возможности полную картину Ф. со всеми их отношениями и связями. Совокупность научных Ф. составляет научное описание. Научный Ф. неотделим от языка, на к-ром он выражен, и, следовательно, от терминов, в качестве к-рых выступают понятия. Уже на уровне описания имеет место элементарное обобщение, чем делается первый шаг на пути включения научного Ф. в состав той или иной теоретической системы. Идеалистическая интерпретация понятия Ф., идущая от Юма и эмпириокритицизма к неопозитивизму, трактует Ф. как непосредственно данное, т. е. существующее лишь в ощущениях человека. Согласно этой концепции мир рассматривается как совокупность изолированных, “атомарных фактов”, элементов чувственного опыта, связь между к-рыми вносится субъектом.

ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ — позитивист екая социологическая концепция, получившая распространение на Западе и в России с конца 19 в. (Вебер, Г. Моска, Ковалевский, Н. Кареев). Гл. особенности Ф. т.— отрицание монизма в социологии, единой основы истории и об-ва и признание механического взаимодействия множества различных равноправных факторов (экономика, религия, мораль, техника, культура и др.). Ф. т. отвергает объективные законы общественного развития, внутренние связи между социальными явлениями, скатывается на позиции субъективного идеализма. Сторонники Ф. т., будучи не в состоянии выработать научную теорию об-ва, осн. задачей социальной и исторической науки считали описание социальных, технических, культурных и др. факторов в их внешнем .взаимодействии. Отмечая нек-рые положительные моменты в этой теории (попытки конкретного анализа фактов социальной, научно-технической, культурной реальностей), Ленин, Плеханов, Лабриола и др. показали ее теоретическую несостоятельность: механицизм в методологии, а отсюда — неспособность проникнуть в сущность социальных явлений.В видоизмененной форме Ф. т. существует и в настоящее время. Нек-рые представители совр. социологии на Западе среди факторов общественного развития признают определяющими технику и промышленность (напр., т. наз. “теория культурного отставания” У. Ф. Огборна, “индустриальная социология” или “индустриальная цивилизация” Арона, У. Рос-тоу, теория “постиндустриального общества” Белла, нек-рые футурологиче-ские концепции) или экономику в целом (т. наз. “экономическая цивилизация” К. Шепарда). С т. зр. этих ученых, именно данный выделяемый ими фактор является определяющим. Появление новых понятии в рамках Ф. т.— следствие признания роли таких важных сторон материального производства, как техника, промышленность, а в наши дни -также конкретных социально-экономических и духовных процессов, связанных с научно-техническим прогрессом. Однако действие этих факторов неправомерно преувеличивается. Совр. разновидности Ф. т. своими гносеологическими корнями восходят к неопозитивистскому и вульгарно-материалистическому взглядам на об-во.

ФАЛЕС (ок. 625 — ок. 547) — греч. философ, политический деятель из Милета (Малая Азия). Совершал далекие путешествия ради приобрете-. ния знаний. В античной традиции Ф.— первый астроном и математик. По преданию, он предсказал полное солнечное затмение 584 до н. э. в Ионии. Ф. упоминается первым во всех списках “семи мудрецов”; ему приписывают много изречений, в т. ч.: “познай самого себя”, “больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит”, “быстрее всего ум, потому что он все обегает”, “сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть”, “мудрее всего время, потому что оно все открывает”. По Аристотелю, Ф.— первый ионийский философ и вместе с тем — первый греч. философ вообще. Первоначалом всего сущего Ф. считал воду, “разумную” и божественную. Ф. стоит у истоков демифо-логизации мира: Зевс — мировой разум, боги — действующие в мире силы. Ф. считается основателем стихийно-материалистической милетской школы. Соч. Ф. не сохранились.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (лат. falsus— ложный и facio — делать) — один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез,- теорий) посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. В основе Ф. лежит формально-логическое отношение, согласно к-рому теоретическое высказывание является опровергнутым, если его отрицание логически следует из множества совместимых между собой утверждений наблюдения. Опираясь на это логическое отношение, Поппер ввел в противовес неопозитивистскому принципу верификации (Вери-фицируемости принцип) принцип Ф., к-рый был истолкован им не как способ определения осмысленности научных утверждений, а как метод отделения науки от ненауки. Согласно Попперу, статусом научности обладают лишь такие высказывания, к-рые в принципе могут быть фальсифицированными, принципиально же нефальсифицируемые утверждения лишаются его. В марксистской концепции логики и методологии науки Ф. рассматривается как подчиненный практике частный способ проверки научных теорий.

ФАНТАЗИЯ (греч. phantasia — психический образ, плод воображения) — воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно к-рой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены. Первоначально Ф. развивался в мифологии как представление о неотвратимой подвластности людей и даже богов слепой судьбе, не имеющей смысла, цели. В философии Ф. проявляется в различной форме. Согласно учению стоиков, над космосом господствует неумолимая судьба и после периодически возникающего мирового пожара все повторяется. В учении Лейбница о предустановленной гармонии взаимодействие монад предопределено богом, в объективно-идеалистической системе Шеллинга разрыв свободы и необходимости лишает реальных индивидов возможности свободно действовать, у Гегеля личность выступает в конечном счете лишь орудием абсолютного духа. В системах метафизического материализма (Гоббс, фр. материализм 18 в. и др.) отрицание объективной случайности, отождествление причинности и необходимости также вели к Ф. Теологический Ф. исходит из предопределения событий истории и жизни человека волей бога; в его рамках идет борьба между концепциями абсолютного предопределения (августи-низм, кальвинизм, янсенизм) и воззрениями, пытающимися совместить всемогущество провидения со свободной волей человека (католицизм, православие). В марксистской философии органически связано действие законов развития об-ва и свободной деятельности людей, достигнуто понимание диалектики необходимости и случайности, свободы и необходимости. Марксизм усматривает корни Ф. в интересах определенных социальных сил и показывает; что лишь в результате создания гуманного и справедливого об-ва постепенно устраняется историческая почва для фаталистических воззрений.

ФАЦЗЯ (легисты, “законники”) — одно из ведущих идейных течений в Древн. Китае. Видные представители Ф.— Шан Ян (390—338 до н. э.), Хань Фэй (288—233 до н. э.) и др. Сторонники Ф., выражая интересы новой знати, разбогатевшей от развития меновых отношений, вели решительную борьбу против пережитков родового строя и общинно-патриархальных традиций, за объединение страны и жесткую централизацию управления. Так, Шан Ян, осуществив ряд реформ в царстве Цинь, способствовал созданию первой кит. империи в конце 3 в. до н. э. Философское обоснование экономических и политических взглядов Ф. дал Хань Фэй. Он считал, что естественные законы (дао) определяют развитие вещей. Человеческое об-во также должно иметь собственные законы (фа), к-рые служили бы людям критерием их действий. Эти законы являются гл. орудием государства в борьбе против различных социально-политических сил, за укрепление мощи и процветание страны деспотическими средствами. Хань Фэй и др. представители Ф. были противниками конфуцианства.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Проявляется в выдвижении на первый план проблемы сущности человека
Однако определяющую роль в общественном развитии философии истории
В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного

сайт копирайтеров Евгений