<<< ΛΛΛ >>>
Строго говоря, Марк Аврелий не навязывает нам этого загадочного
упрощения. (Однажды я придумал фантастический рассказ в духе Леона
Блуа: некий теолог посвящает всю свою жизнь опровержению некоего
ересиарха; в хитроумных спорах он берет над ним верх, разоблачает
его, требует его сожжения; попав на небо, узнает, что для Бога он и
ересиарх были одной и той же личностью.) Марк Аврелий утверждает
подобие, а не тождественность множества индивидуальных судеб. С его
точки зрения, любой промежуток времени — век, год, одна-
единственная ночь и, вероятно, ускользающее настоящее — содержит в
себе всю историю целиком. В предельной форме эту гипотезу легко
опровергнуть: один привкус отличен от другого, десять минут
физической боли не равны десяти минутам алгебры. В применении к
большим периодам, к семидесяти годам нашего возраста, обещанным
Книгой Псалмов, эта гипотеза правдоподобна и терпима. Она сводится
к утверждению, что множество ощущений, эмоций, мыслей,
превратностей человеческой судьбы ограничено и мы истощаем его
задолго до нашей смерти. И вновь Марк Аврелий: “Кто видит нынешнее,
все увидел, что и от века было и что будет в беспредельности
времен*”.
В эпоху расцвета гипотеза постоянства, неизменности человеческого
существования огорчает либо злит; в эпоху упадка (такую, как наша)
<<< ΛΛΛ >>>
Наш доктор еле выводит Этих отображений отображений Указав на еретическую сущностьэтого учения Эти огромные величины рассела удачно предвосхищают ту вечность В отличие от платоновских вечностей
|