Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

   

Самое главное, что Бердяев сделал — заново открыл вроде бы хорошо известное христианство. Бердяев на современном языке с необычайной силой, пугающей иных церковных бытовиков и удивляющей давно забывших о религии интеллигентов, заговорил о христианстве как о неком динамически-преображающем мир творческом начале. Церковь в представлении большинства уже давно превратилась в род богадельни для усталых одиноких душ или место для аскетических упражнений монахов. Церковь стала аутсайдером в общественной жизни, воспитательным учреждением для “простого народа”. Никому не приходило в голову проводить неизбежное реформирование общества на основе христианских принципов.

"Выражая существенные истины христианства новым языком и в своеобразных понятиях, отличающихся от стиля традиционного богословия, такие философы, как Н.А.Бердяев, пробуждают вновь интерес к христианству в умах множества лиц, отвернувшихся от него, и могут привлечь их к Церкви", — писал Н.О.Лосский в 1956 г.[4]

Бердяев, уже находясь много лет в изгнании, в 1936г. ясно почувствовал (как и Г.П.Федотов) приближение небывалых еще в истории тоталитарных режимов: "Мир сейчас обожает власть и ненавидит свободу. В современном мире с необычайной силой проснулись стадные инстинкты, стадо же не знает свободы"[5]. Отсюда видно, что тоталитарные режимы ХХв. (нацизм и коммунизм) возникли не в результате чьих-то происков, а явились результатом массового духовного заболевания, которое можно определить на языке русских философов как прельщение силой как таковой.

Бердяев понимал духовность, как некое новое качество возможное лишь в состоянии общения. Духовность всегда социальна, всегда связана с ближними и дальними, с ответственностью за все происходящее вокруг, за зло прямо или косвенно совершаемое людьми. Это казалось бы ясное понимание духовности отсутствовало в церковном обществе, давно покинутом интеллигенцией (иначе Ф.М.Достоевский в свое время не сказал бы о параличе Русской Церкви). В индивидуалистически понятой духовности Бердяеву виделся религиозный (совсем не христианский) эгоизм. Чуткие умы начала ХХ-го века понимали, что старых проповедей недостаточно, что необходимо, если не новое качество христианства (хотя и это не исключалось), то новое качество христианского общества. Иначе российская катастрофа неминуема. Было необходимо "новое религиозное сознание", новая христианская общественность. Это была попытка внести христианское измерение в общественную жизнь, которая катилась в пропасть.

Но именно в этом пункте оказалось (и до сих остается!) средостение. Либералам и социалистам Бердяев казался слишком религиозным, а церковным людям - слишком либеральным. Общий язык между изолированными друг от друга слоями общества найти так и не удалось, как и на известных Религиозно-философских собраниях в С.-Петербурге 1901-1903 гг., где вопрошающая интеллигенция встретилась с православным духовенством. “Свято место пусто не бывает”, и социальной проблематикой занялись совсем другие люди - большевики.

Известно отношение к социологии в церковной среде. Разного рода оттенков атеизм и агностицизм можно назвать профессиональной болезнью социологов, претендующих на самодостаточность своей науки. Но Бердяева можно назвать мистическим, христианским социологом. Образно говоря, он наследовал лучшее от славянофилов и западников. От первых - религиозную устремленность вглубь, к новому качеству общественной жизни; от вторых - приверженность к общечеловеческим ценностям правового государства. В результате, стало возможным религиозное понимание прав человека, как сотворенного по образу и подобию Божию. Именно поэтому человек достоин уважения и нуждается в защите от посягательств на его свободу со стороны людей и государства (см.: главу II "Государство" в его книге “Новое религиозное сознание и общественность”).

Идеи социального христианства Н.А.Бердяева (как и В.С.Соловьева, С.Л.Франка, Г.П.Федотова, прот.С.Булгакова, А.Карташова) так и остаются до сих пор не востребованными в России, о чем можно только сожалеть. 70-летний атеизм даром не прошел, а Бердяев пишет на религиозном языке. Отсюда - крайне низкая у нас популярность и малочисленность христианско-демократического и правозащитного движений в России. У нас до сих пор духовность и политика вещи несовместимые. Почти полностью отсутствует христианское понимание ответственности человека перед обществом.

Бердяев подверг жестокой критике демократию в книге ''Философия неравенства" (Берлин, 1923), но позже он признал свою ошибку. Ведь в этой книге была раскритикована демократия лишь в большевистском (популистском) понимании. Большевики понимали демократию как коллективизм.

У Бердяев было сложное отношение к демократии, временами он жестко критиковал ее как режим, ориентированный на торжество мещанской посредственности и пошлости. В то же время у него имеются и глубокие мысли в пользу демократии как совершенно необходимого политического средства, conditio sine qua non внешней свободы. Думаю, что сегодня он пришел бы к этому общему положению современной политической философии, более детально обосновав его с христианской точки зрения.

Всю свою жизнь Бердяев посвятил борьбе за такую, казалось бы, странную, малоосязаемую и малоценимую вещь как свобода. Свобода существует не для чего-либо, она в некотором смысле — самоцель. Без свободы, как показывает практика, и вполне осязаемые вещи (даже такие как хлеб в магазине) начинают пропадать.

Апостол в “Послании к Галатам” нас призывает стоять в свободе, к которой мы призваны. Бердяев эту заповедь выполнил. Непугливые люди с сердцами, открытыми правде, всегда будут получать от работ Бердяева главное - животворное желание творчества, которое возможно только в условиях свободы.

Сегодня много говорят о необходимости духовного возрождения России, без которого будет невозможно построить цивилизованное Российское общество. Именно это и было основной заботой и тревогой Бердяева.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Антиномия - это такое логическое противоречие, которое не является следствием ошибки в рассуждениях, а результатом ограниченности формальной логики.

[2] См.:Bibliographie des oeuvres de Nicolas Berdiaev / Etablie par Tamara Klepinine, Paris,1978

[3] Г.П.Федотов — историк, философ,публицист. После окончания историко-филологического факультета Спб Ун-та с 1914 по 1918гг. приват-доцент там же. И 1920-1921гг занимал кафедру Истории средних веков в Саратовском Ун-те. В 1925г. был вынужден покинуть большевистскую Россию.

[4] Н.О.Лосский — русский философ. В 1898г. окончил СПб Ун-т, где с 1900г. был приват-доцентом и с 1916г. профессором. Выслан из России в 1922 г.

[5] Бердяев Н.А. "Об авторитете, свободе и человечности"// Путь, №50,1936.

   


сайт копирайтеров Евгений