Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

В.Ю.Ирхин, М.И.Кацнельсон. Заметки по эсхатологии повседневной жизни

(c) В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон
В сб.: Новые идеи в философии науки и научном познании. Вып.3.
Екатеринбург, Наука, 2005.

E-mail: Valentin.Irkhin@imp.uran.ru
WWW: http://www.imp.uran.ru/ktm_lab/irkhin/

Я интересуюсь: здесь никого не волнует, что после смерти он попадет
прямо в ад?
(Ч. Паланик. Колыбельная)
Открыть окно - что жилы отворить.
(Б. Пастернак. Разрыв)

Как всегда на рубеже тысячелетий, эсхатология становится царицей наук,
потеснив на этом почетном месте математику. Люди с "духовными запросами",
люди со слабыми нервами, наконец, просто люди с длинным (хочется добавить -
и раздвоенным) языком непрерывно обсуждают в устной и письменной форме
грядущий конец света.
Знамения, предсказанные в Евангелии, действительно многочисленны и
недвусмысленны. На каждом шагу появляются чудотворцы, пророки, предсказатели
и гадалки разного уровня; иногда это выглядит нелепо, но все равно как-то
работает и определяет жизнь общества. Редкая газета может отказаться от
печатания гороскопов (даже интеллигентные "Известия"). Особый всплеск этих
явлений в России произошел на катастрофическом разломе, связанном с началом
перестройки. Тогда в большом количестве освобождалась энергия, а люди были
полны искреннего энтузиазма и жажды помочь друг другу, причем многое
действительно получалось. Некоторые герои того времени бесславно погибли или
стали постоянными пациентами психдиспансеров, а другие исчезли с горизонта,
занявшись серьезной внутренней работой и перестав увлекаться внешними
эффектами. Теперь все как-то скучнее. На фоне наших серых будней неумолимо
проступают запутанные закономерности судьбы, которые ведут к ощущению
внешнего давления, несвободы и обреченности. Мистическими и экстрасенсорными
способностями уже никого не удивишь: они проявляются вплоть до самого
бытового уровня, часто вызывая привычную тошноту.
Писания различных религий содержат обширный материал на эту
захватывающую тему - пророческие книги Ветхого Завета, Откровение Иоанна
Богослова (Апокалипсис), апокрифические еврейские апокалипсисы, в изобилии
появившиеся на рубеже нашей эры, Коран, книги зороастризма, буддийские
тексты (сутра "Львиный рык миродержца", третий раздел Абхидхармакоши...). Не
останавливаясь на широко известных (хотя, как правило, крайне поверхностно
воспринятых) апокалиптических и евангельских пророчествах, приведем ряд
цитат из текстов западной и восточной традиций:

"И истлеет все небесное воинство (звезды); и небеса свернутся, как
свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной
лозы, и как увядший лист - со смоковницы" (Исаия 34:4).

"В период, когда малая кальпа подходит к концу, люди, продолжительность
жизни которых - десять лет, одержимы безнравственными влечениями, крайней
жадностью и ложными учениями. Злоба их настолько сильна, что, когда они
видят друг друга, как охотник на оленей - лесную антилопу, их быстро
охватывает чувство ненависти и отвращения. Все, что ни попадется им под руку
- палка, комья земли и т.п., - становится для них оружием, с помощью
которого они лишают друг друга жизни" (Абхидхармакоша 3.99).

"Переходим из века сего, как саранча, жизнь наша проходит в страхе и
ужасе, и мы сделались недостойными милосердия... Чем больше будешь
испытывать, тем больше будешь удивляться; потому что быстро спешит век сей к
своему исходу" (3 кн. Ездры 4:24).

"И когда дунут в трубу единым дуновением, и спасена будет земля и горы,
и раздроблены единым дроблением, - вот в тот день падет падающее, и небо
расколется, и будет оно в тот день слабым" (Коран 69:13-16).

Реальность, отраженная в писаниях, находится вне времени. Некоторые
фрагменты древних текстов, составленных много столетий назад в далеких
землях, звучат пугающе актуально, почти как злободневная политическая
публицистика:

В худой стране и народ-то убогий.
Стараются нажить себе побольше вещей,
а пользоваться ими уже времени нет.
Гнетет их страх смерти,
страшатся они любых перемен.
Хоть и имеют лодки и экипажи,
да некому в них ездить.
Хоть и есть у них войска и оружие,
да некому привести их в порядок.
Сами же только и мечтают о былом,
что хорошо бы вновь всем вернуться
к завязыванию узелков на веревке вместо письма.
(Дао Дэ Цзин 80)

В принципе, острый интерес к эсхатологической проблематике обоснован,
оправдан и (потенциально) спасителен - даже корабельные крысы проявляют
естественное беспокойство в предвидении скорого кораблекрушения. Человек же
- не гораздо ли лучше крысы? "Лучше", во всяком случае потенциально - в
обыденной жизни бывает, как известно, всякое. Тексты обращены к внутреннему
человеку, внутренней же крысы не существует; крыса не создана по образу и
подобию Божию, и перед ней не стоит задача "стать Богом". При чисто внешнем
отношении к опасности различие между этими двумя видами живых существ
стирается. Крысам даже легче, они могут надеяться сойти на берег или перейти
на другой корабль (кстати, символ церкви). Перед людьми, в принципе, тоже
открыты два пути. Первый путь, со сменой корабля - это построить, по
известному анекдоту, большой ероплан и улететь на нем на хрен. Таким
стремлением были в значительной степени мотивированы русские философы -
основоположники теоретической космонавтики (основоположники космонавтики
практической были люди попроще, они всего лишь делали оружие для будущей
смертельной схватки двух систем, т.е. проводили подготовительную работу
скорее к гибели человечества, чем к его спасению). Второй путь - это
все-таки сойти с корабля на Берег. К сожалению, пускают туда строго в
индивидуальном порядке - коллективного спасения не бывает. Здесь не поможет
ни людской эгоизм, ни церковное предание, ни человеческие линии
преемственности:

"Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!
Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него... В
мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои
они называют своими именами. Но человек в чести не пребудет; он уподобится
животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие
за ними одобряют мнение их. Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть
будет пасти их, и на утро праведники будут владычествовать над ними; сила их
истощится; могила - жилище их. Но Бог избавит душу мою от власти
преисподней, когда примет меня... Хотя при жизни он ублажает душу свою, и
прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе, но он пойдет к роду отцов
своих, которые никогда не увидят света"
(Псалтирь 48:7-20).

Стадо идет прямиком в ад; в новом (постапокалиптическом) мире
простодушные овцы также не обретут счастья и свободы.
Инструкции для желающих сойти на берег изложены в Библии и других
священных текстах. Их составители, описывая грядущее кораблекрушение, вряд
ли стремились просто сочинить ужастик поинтереснее, и среди самых страшных
признаков Конца - люди, с упоением смотрящие очередной фильм-катастрофу
(думают, наивные, что это все понарошку) или зачитывающиеся наукообразными
конспирологическими книжками (кругом враги, а в центре - ты сам и свои, все
как один белые и пушистые). В действительности конец света, как и разруха
(см. М. Булгаков, Собачье сердце) - в головах и сердцах. И происходит он,
как и спасение, строго в индивидуальном порядке. Для кого - конец света, а
для кого - совсем наоборот.

Лишь для нас, людей, различно
Наступает время года:
У одних зима седая,
У других весна в расцвете.
(Г. Гейне. Бимини)

К сожалению, как правильно учили классики марксизма, "жить в обществе и
быть свободным от общества нельзя" (В. И. Ленин). Обществу тварей, конечно,
не по зубам тягаться с замыслом Творца и совсем отменить возможность личного
спасения. Но оно может максимально затруднить его, что и происходит в
"последние времена". Путь к спасению, "врата тесные" - только внутри, через
обитающего в нас, по слову ап. Павла, Христа (2 Кор.13:5). Последние времена
потому и последние, что все усилия подавляющего большинства людей в эти
времена направлены только наружу ("врата широкие"):

"Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь,
ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь,
ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф. 7:13,14).

Физиологически люди последних времен - это те же самые представители
рода Homo Sapiens (впрочем, есть и биологические изменения - например,
прекратилась акселерация, сильно интриговавшая ученых в ХХ веке); но человек
не сводится к биологии. Согласно Библии, человек трехчастен - состоит из
духа, души и тела. У "новых людей" душа, вроде бы, есть, но... как бы это
сказать... Ну, скажем, вот так:

"И начал себя бездельным обычаем спрашивать, точно ли один человек
обладает душою, и нет ли таковой у гадов земных! И, взяв лягушку,
исследовал. И по исследовании нашел: точно; душа есть и у лягушки, токмо
малая видом и не бессмертная" (М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного
города).

Тело, да, есть, тут уж никаких сомнений. Оно есть у всех, и забыть об
этом вам не дадут. Вам непрерывно будут напоминать, что оно нуждается в
дезодорантах (потому что воняет), прокладках, памперсах (потому что... ну,
вы поняли); еда, одежда, жвачка и т.п., как говорится, не обсуждаются. Какой
уж тут образ и подобие Божие...

 ΛΛΛ     >>>   

Снаружи студеная ночь пустыни студеная покрыла
Человек никак
Доброхотов А.Л. Христианство и философия

сайт копирайтеров Евгений