Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник

Введение ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.
§ 1. Мировоззрение и его сущность………………………………………… 5
§ 2. Дофилософские формы мировоззрения……………………………….. 9
§ 3. Философское осмысление мира, его основные типы и способы. …… 14
§ 4. Предмет и структура философского знания…………………………… 18
§ 5. Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества………………………………………………………………………….. 21

Глава 2. Исторические типы философии…………………………………26
§ 1. Генезис философии………………………………………………………. 26
§ 2. Философия древних Индии и Китая……………………………………. 29
§ 3. Античная философия……………………………………………………. 31
§ 4. Средневековая философия……………………………………………… 37
§ 5. Философия эпохи Возрождения………………………………………… 41
§ 6. Философия Нового времени…………………………………………….. 44
§ 7. Немецкая классическая философия……………………………………. 54
§ 8. Философия Новейшего времени……………………………………….. 60
§ 9. Русская философия……………………………………………………… 79
§ 10. Философия последней четверти ХХ века…………………………….. 95

Глава 3. Картины мира в культуре человечества. Специфика
философской картины мира………………………………………………...103
§ 1. Понятие «картина мира». Специфика философской картины мира…. 103
§ 2. Философская теория бытия. Характеристика человеческого бытия… 107
§ 3. Движение и развитие. Формы движения, их взаимосвязь…………… 114
§ 4. Концепция пространства-времени. Проблема бесконечности и безграничности мира во времени и пространстве…………………………….119
§ 5. Философское учение о материи и современная научная картина мира……………………………………………………………………………….. 125

Глава 4. Философские проблемы сознания……………………………… 134
§ 1. Проблема сознания в философии и науке. Концепция отражения…… 134
§ 2. Возникновение сознания. Проблема идеального в философии……… 142
§ 3. Социально-историческая, деятельно-информационная природа сознания. ………………………………………………………………………….. 147
§ 4. Общественное и индивидуальное сознание, их структура и взаимо-связь. Функции сознания……………………………………………………. 154

Глава 5. Диалектика как философская система………………………… 165
§ 1. Общая характеристика содержания диалектики………………………. 165
§ 2. Принципы диалектики и ее отличие от метафизики. Диалектика и синергетика………………….………………………………………………… 168
§ 3. Законы диалектики………………………………………………………. 174
§ 4. Категории диалектики……………………………………………………
§ 5. Смысл диалектики….……………………………………………………. 182

Глава 6. Познание. Научное познание……………………………………193
§ 1. Основные проблемы гносеологии……………………………………… 193
§ 2. Процесс познания, его формы и особенности…………………………. 199
§ 3. Научное познание и его характеристика………………………………..
§ 4 Специфика познания социальной действительности ………………….
§ 5 Современная гносеологическая ситуация ……………………………… 208

Заключение …………………………………………………………………... 241

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Ставропольского государственного
университета

Философия. Учебник. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Айдемиров Н.Г.,
кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
филиала Военного авиационного технического университета

Под общей редакцией
Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения и предназначен для студентов очной и заочной форм обучения при освоении курса философии в Ставропольском государственном университете. Может быть использован аспирантами и соискателями нефилософских специальностей для подготовки к сдаче канди-датского экзамена по философии.

© Адрианова Л.А., Андрейченко Г.В., Грачев В.Д., Ерохин А.М.,
Калинин Б.А., Коротков В.Е.
© Ставропольский государственный
университет

ЛР № 020061
Подписано в печать 04. 2000.
Формат 60х84 1/16.
Бумага газетная
Тираж 1000 экз.
Отпечатано с готового оригинал-макета
355002, в ГП «Ставропольская краевая типография», г. Ставрополь, ул. Артема,18. Заказ № 1111. Тираж 1000. Налоговая льгота – Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93-953000

§ 1. Мировоззрение и его сущность.

§ 2. Дофилософские формы мировоззрения.

§ 3. Философское осмысление мира, его основные типы и способы.

§ 4. Предмет и структура философского знания.

§ 5. Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества.


§ 1. Мировоззрение и его сущность

Для того, чтобы изучать философию осмысленно, необходимо прежде всего понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она нужна вообще людям, какова ее роль в функционировании общества и нужна ли она нам? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины? Вот круг вопросов, которые рассматриваются в данной главе.

Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно "приспосабливая" его к себе, он упорядочивает и гармонизирует свою личность, создает себе "карту-схему" действительности, формирует принципы мироздания и принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение . Мировоззрение - это не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. В мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его преобразованном виде.

Термин "мировоззрение" появился лишь в конце XVIII века как перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит "взгляд на Вселенную", а широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими людьми. Зачатки таких представлений можно встретить в поэмах Гомера.

На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили вопрос об источнике мировоззренческих знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения наиболее определенно была сформулирована в Германии в конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие "мировоззрение", пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, "как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком" (И. Кант. Приложение к "Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного". 1764 // Соч. 6 т. М., 1964. - т.2. - С.204).

В современной литературе мировоззрение рассматривается как "система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации" (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - С. 375).

В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения "человек - мир". С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология — учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.

Практическое или праксеологическое отношение к миру — это отношение человека к миру и самому себе с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека.

 ΛΛΛ     >>>   

В контексте современного развития философского
В историю философии вошел прежде всего как отец диалектики
Эти представления рисуют вселенную как безграничный
Говоря о философских аспектах структуралистической методологии
Синтезирован религиозный опыт человечества
Амелин Григорий. Лекции по философии литературы

сайт копирайтеров Евгений