Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

3 Fr. Зиагег. Disputationes Metaphysicae. — Opera omnia. Vives, 1861, t. XXV, Ratio et discursus totius opens, цитируется у Жильсона: Е. Gilson. L'Esprit de la philosophic medievale. Paris, 1944, p. 414, где читатель найдет подборку текстов, касающихся понятия христианской философии.

Для Суареса “христианская” философия — та, что не противоречит догматам христианства и является христианской постольку, поскольку она может быть использована для прояснения теологических проблем. Это не означает, что она содержит какие-либо специфически христианские доктрины. Напротив, речь идет в основном об аристотелевской философии, такой, какой она была усвоена и приспособлена к христианству схоластикой XIII в.

Представление о философии как о служанке и даже рабыне теологии, или высшей мудрости, имеет долгую историю1. В начале нашей эры его можно найти у Филона Александрийского2, который предложил общую схему образования, направленного на духовное развитие. Первая ступень такого образования, в соответствии с программой платоновского “Государства”, — изучение цикла наук, включающего геометрию, музыку, грамматику и риторику. Комментируя книгу Бытия, Филон уподобляет эти науки Агари, египетской рабыне, с которой предстояло соединиться Авраму, прежде чем произвести потомство с супругой своей Сарой3. Цикл наук должен быть в рабском подчинении у философии. Философия, в свою очередь, должна рассматриваться как рабыня мудрости, мудрость же, или истинная философия, для Филона есть Слово Божие, откровенное Моисею4. Такие отцы церкви, как Климент Александрийский и в особенности Ориген, примут установленное Филоном соотношение между циклом наук и греческой философией и между греческой философией и философией Моисея, разумеется, заменив философию Моисея на философию Христа5.

1 Историю этого понятия см. у Б. Боду и Э. Жильсона: В. Baudoux. Philosophia Ancilla Theologiae. — “Antonianum”, t. 12, 1937, р. 293—326;

Е. Gilson. La servante de la thfologie. — Etudes de philosophic medievale. Strasboui'g, 1921, p. 30—50. См. также заметки А. Кантона в предисловии к кн.: Р. Damien. Lettre sur la Toute-Puissance divine. Paris, SC, 1972, p. 251, n. 3.

2 См.: /. Hadot. Arts liberaux et philosophic dans la pensee antique, p. 282— 287; M. Alexandra. Introduction h Philon d'Alexandrie. “De congressu eruditionis gratia”. — Oeuvres de Philon d'Alexandrie, 16. Paris, 1967, p. 27—96. См. также: Н.А. Wolfson. Philo, Foundations of religious Philosophy in Judaism, Christianity and Islam. Cambridge, Mass., 1947, p. 156—157.

3 Philo Alexandrinus. De congressu, § 11; см.: /. Hadot, p. 282. 4Philo. De congressu, § 79-80; см.: /. Hadot, p. 284; M. Alexandre, p. 71—72. 5 См. тексты Климента и Оригена в M. Alexandre, р. 83—97 и /. Hadot, р. 287-289.

Надо, однако, учитывать, что греческая философия, о которой здесь идет речь, — это философия, сведенная к философскому дискурсу. Мы видели, что христианство само представляло себя как некую философию, т.е. как образ жизни: как единственно достойный образ жизни. Но параллельно с христианским образом жизни, заимствовавшим некоторые свои особенности из мирской философии, существовали философские дискурсы различных школ или, вернее, философский дискурс неоплатонизма, поскольку с III в. н.э. единственной философской школой остается неоплатонизм — синтез аристотелизма и платонизма. Именно неоплатонический философский дискурс отцы церкви, вслед за Климентом Александрийским и Оригеном, будут использовать для развития своей теологии. С этой точки зрения, философия с первых веков христианства станет служанкой теологии — служанкой умелой, но всего только исполняющей волю госпожи. Таким образом, произойдет контаминация. В Троице Отец приобретет явные черты неоплатонического первого Бога, Сын будет мыслиться по образцу второго Бога Нумения или плотиновского Ума. Но в ходе богословских споров сформируется представление о единосущной Троице. Аристотелевская логика и онтология, усвоенные неоплатонизмом, доставят понятия, необходимые для того, чтобы сформулировать догматы о Троице и Воплощении, различающие природу, сущность, субстанцию, ипостась. И наоборот, обсуждение теологических тонкостей придаст аристотелевской онтологии более строгий и более разработанный вид.

Согласно Филону и Оригену, свободные искусства служат пропедевтикой к греческой философии, сама же греческая философия — пропедевтика к философии откровения. Но постепенно намечается тенденция к смешению этих подготовительных этапов. Так, например, когда Августин Гиппонский в трактате “De doctrina Christiana” перечисляет мирские знания, которые нужны для христианской экзегезы, он практически ставит в один ряд свободные искусства — математику и диалектику — и философию1. Такое нивелирование мы вновь обнаружим в период раннего средневековья, например в каролингскую эпоху, у Алкуина1.

1 Augustinus. De doctrina Christiana, 40, 60. — Bibliotheque augustinienne. Oeuvres de saint Augustin, 11, 1-re serie: Opuscules. XI. Le Magistere chretien, ed. et trad. Combes et Farges. Paris, 1949, p. 331.

С IX по XII в. греческая философия, благодаря некоторым сочинениям Платона, Аристотеля и Порфирия, известным в переводах, а также комментариям, написанным в конце эпохи античности Боэцием, Макробием, Марцианом Капеллой, будет использоваться, как и во времена отцов церкви, в теологических спорах, но споры эти послужат и к выработке определенного представления о мире. Платонизм Шартрской школы — явление хорошо изученное2. В этот период свободные искусства составят часть цикла занятий в монастырских и соборных школах3.

Начиная с XIII в. на развитие средневековой мысли будут оказывать большое влияние два новых фактора. Это, во-первых, появление университетов и, во-вторых, широкое распространение переводов Аристотеля. Основание университетов связано с развитием городов и упадком монастырских школ, которые, как говорит М.-Д. Шеню, “просто готовили молодого монаха к чтению Библии и к служению Богу”4. Университет — т.е. образовавшееся в недрах города духовное и интеллектуальное сообщество студентов и преподавателей и одновременно в структуре церкви корпорация, подчиненная церковным властям — организует курс обучения, расписывает учебный год: лекции, студенческие диспуты, экзамены. Преподавание ведется на двух факультетах — факультете искусств, где в принципе преподают свободные искусства, и факультете теологии. В XIII в. открывают значительную часть сочинений Аристотеля и его греческих и арабских комментаторов, благодаря латинским переводам арабских и греческих текстов. Философия Аристотеля, вернее философский дискурс Аристотеля, играет первостепенную роль на обоих факультетах.

1 Alcuinus. Epistulae, 280. — Monumenta Germaniae Historica, Epistulae, vol. IV, p. 437, 27—31 Dummler; см.: /. Domanski. La philosophic, theorie ou mode de vie... chap. II.

2 См.: E. Jeauneau. “Lectio Philosophorum”. Recherches sur 1'ecole de Chartres. Amsterdam, 1972.

3 См.: Ph. Delhaye. Enseignement et morale au XII-e siecle. Fribourg—Paris, 1988, p. 1-58.

4 M.-D. Chenu. Introduction a 1'etude de saint Thomas d'Aquin. Paris, 1954, p. 16.

Теологи используют аристотелевскую диалектику, теорию познания и физику, противополагающую форму и материю, чтобы дать ответ на вопросы, которые ставят перед разумом христианские догмы. На факультете искусств преподавание свободных искусств будет вытесняться преподаванием философии Аристотеля, т.е. комментированием диалектических, физических и этических сочинений того, кого отныне именуют “Философом”1. Философия отождествляется, таким образом, с аристотелизмом, и задача преподавателя философии состоит в том, чтобы комментировать труды Аристотеля и разрешать проблемы их интерпретации. Эта философия (равно как и теология), сведенная к преподаванию и комментированию, получила название схоластики. Сама по себе схоластика, как мы видели2, всего лишь восприемница философского метода, утвердившегося в конце античной эпохи, так же как школьные упражнения lectio и disputatio — это только возобновление методов преподавания и упражнений, принятых в школах античности3.

Виртуозы разума

Выражение “виртуозы разума” я заимствовал у Канта4, у которого оно обозначает философов, занимающихся одним чистым умозрением. Такое представление о философии, ограничивающее ее некоторым концептуальным содержанием, живо и по сей день: мы сталкиваемся с ним каждодневно, как в университетских курсах, так и в учебных пособиях любого уровня. Это, можно сказать, классическое, школярное, университетское представление о философии. Сознают это современные преподаватели или нет, наши университеты все еще остаются наследниками “Школы”, т.е. схоластической традиции.

1 См.: /. Domanski. La philosophic, theorie ou mode de vie... chap. II (в примечании 17 II главы этой книги содержится подробная библиография).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Царствия небесного с частями философии физикой
Мудрость
Относительно вещей платон
И его подхода к античным философам
Развитие душевной жизни каждого человека сознания сознание

сайт копирайтеров Евгений