<<< ΛΛΛ >>>
Но в 30 милях от Версаля, на узких улицах Парижа не было ни садов, ни великолепных приемов. Здесь шла ежедневная бесконечная борьба за существование. Нищета рождала отчаяние, постепенно переходящее в гнев. Идеи республиканцев овладели умами, и народ почувствовал революционное урчание в своих пустых желудках. Именно это урчание Людовик XIV и не смог услышать. Его ближайшее окружение считало, что говорить с ним о жалком положении его подданных бесполезно: это только вызовет его недовольство. Преемники Людовика даже и не пытались хотя бы заглянуть за пределы версальского рая. И вот тлеющая ярость обернулась криками гнева. 5 октября 1789 года парижские женщины сформировали свои отряды и направились к Версалю. Под проливным дождем толпа разъяренных вооруженных женщин, выкрикивая угрозы, подошла к воротам дворца. Жены рыбаков и торговки были сыты своей нищенской жизнью по горло. "Хватит разговоров! - кричали они.- Хлеба! Хлеба! Мяса по 6 су за фунт!" Версальскому раю пришел конец. Разразилась революция. Дворец был ограблен, члены королевской семьи были вынуждены бежать. Золотой век Версаля закончился. Но дух его витает и до сих пор. Даже после революции продолжались обещания материального рая. В Европе борьба за обретение материальных благ постепенно заменила блага религии. Обесценение духовных ценностей вскоре привело к созданию светского мира, свободного от религии. А потом пришла другая революция, промышленная. На какое-то время показалось, что вот он, материальный рай. Мы самонадеянно полагали, что машина сможет спасти нас и ввести в новый век. Александр Густав Эйфель, специалист по строительству мостов, решил, что высокая башня - это как раз самое подходящее, чтобы отметить Всемирную выставку 1889 года в Париже. Таким образом было решено продемонстрировать новые технические возможности человека. Это кружевное сооружение высотой 1056 футов, бросающее вызов земному притяжению, элегантно взмывающее к небу, было символом технического прогресса. Оно вознесло к небесам великолепие архитектурного и инженерного мастерства человека. На европейских заводах машины заменили человека; произошел скачок в производительности труда. Руководители мировой экономики с помощью этой революции стремились к финансовой экспансии. Конец XIX века был эпохой оптимизма. Человек поднимался по лестнице материального благополучия. Он, словно господин, смотрел на мир с вершины технического прогресса. Слово "прогресс" стало паролем. Перед людьми простирался бескрайний горизонт. И они перестали видеть Бога на этом горизонте. Высший критицизм и теория эволюции Дарвина заронили зерна сомнения в Слове Божьем. Вера в человека и прогресс казалась более разумной, чем вера в духовные истины. Но вдруг этот оптимистический мир рухнул, столкнувшись с царством террора. Первая мировая война. Оказалось, что машины, которые должны были спасти человечество, с таким же успехом можно использовать для его истребления. Танки и артиллерия превратили поле боя в кровавую бойню. Фабрично-заводская система в городах породила новый вид ужасной нищеты. После долгих часов изнурительного труда в невыносимых условиях рабочий возвращался в трущобы, которые были его домом. Бедняки как были бедняками, так и остались. Рай материального благополучия для них вечно где-то впереди, за горизонтом; он манит их, придавая силы: еще немного, еще один день изнурительного труда и...
<<< ΛΛΛ >>>
Вандеман Дж. Столкновение империй 1 церковь Вандеман Дж. Столкновение империй Опасностям гонений от правительств за обличение В риме религия служила нуждам государства императоров христиан Веря в существующее религиозное учение
|