Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сказанное выше вовсе не отрицает важные достоинства любви к ближнему и миру, даже если такая любовь не опирается на страх перед Б-гом. По этому поводу мудрецы учат нас, что поколение потопа, взбунтовавшееся против Б-га, не было истреблено в этом мире лишь в заслугу дружеского отношения между людьми и их взаимной любви. Да, они не удостоились доли в Мире грядущем, но получили время для покаяния. Отсюда следует очень важный вывод. Даже если мир между людьми покоится на шатком основании, он, по крайней мере, дает отсрочку приговора, позволяет исправиться.

В другом месте Талмуд сообщает, что, хотя поколение царя Давида состояло целиком из праведников, в их среде были доносчики, и поэтому многие погибли в войнах. С другой стороны, поколение царя Ахава, хотя и поклонялось идолам, побеждало своих врагов, потому что в нем не было доносчиков. Опять мы видим, что любовь к ближнему перевешивает даже самые тяжкие грехи против Б-га.

Отсюда следует, что взаимная забота людей друг о друге высоко ценится даже в тех случаях, когда сопровождается серьезными нарушениями в отношениях между человеком и Б-гом. Обратная зависимость не действует: если скрупулезное исполнение мицвот, касающихся взаимоотношений человека и Б-га, происходит на фоне пренебрежения к заповедям в области межличностных отношений, то первые не считаются исполненными. Говорили мудрецы: "Тот, кто украл меру пшеницы, мелет ее, месит ее, печет ее и отделяет халу от нее, - как он сможет произнести благословение?! Это не благословение, а богохульство. Об этом сказано: 'Жадный человек, произносящий благословение, на самом деле бого-хульствует 1 ". В том же духе звучит предостережение пророка Ишаягу (61:8): "Ибо Я, Г-сподь, люблю правосудие и ненавижу грабеж (даже) в жертве всесожжения".

Отсюда вывод: если вор тщательно исполняет заповеди, то это не мицва, а богохульство. Короче, межличностные заповеди составляют основу Торы, опережая по значению мицвот, относящиеся к Б-гу. Рамбам опирается на тот же принцип, когда пишет, что запрет воровства строже, чем запрет не есть плоды орла (первых трех лет плодоношения деревьев в Эрец-Исраэль).

Отсюда ясно также, почему в определенных случаях разрешается есть пишу сомнительной кашерности: "ради поддержания мира". В самом деле, насколько лицемерно чрезмерное благочестие в ущерб чувствам или удобствам других людей, и как нелепо выглядит человек, ревностно оберегающий менее важное за счет более важного. Основатель движения "Мусар" рабби Исраэль Липкин из Саланта преподал наглядный урок правильного поведения в такого рода спорных случаях. Однажды при ритуальном омовении рук он очень экономно расходовал воду, хотя Талмуд рекомендует выливать на руки много воды. Оказалось, что служанке было тяжело носить ведра от колодца, находившегося у подножия горы, и рав Липкин решил облегчить ей работу.

Но в то же время исполнение межличностных мицвот в отрыве от заповедей, относящихся к Б-гу, тоже нельзя считать полноценным. После инцидента с наложницей из Гивъа, в котором оказалось замешано колено Биньямина, другие колена провели карательную военную акцию, и это был достойный поступок, честный и искренний: евреи стремились искоренить зло из своей среды. Но когда они не выступили против идола Михи, выяснилось, что тот первый протест не был мотивирован одними лишь чистыми побуждениями, страхом перед Небом. Мудрецы поясняют. "Вот почему те люди (участвовавшие в инциденте) с наложницей из Гивъа были наказаны (смертью 40 тысяч из их числа). Сказал им Б-г 'Не за Мою честь вы протестовали, а за честь плоти и крови вы протестовали'". Очевидно, что когда идешь воевать ради любви к ближнему, твои побуждения должны быть особенно чисты.

Нам остается разобрать кажущееся противоречие между утверждением мудрецов, что Б-г щадит идолопоклонников даже на войне, если между ними царит согласие, и последующим выводом, что мир между людьми является абсолютной Б-жественной волей лишь в том случае, если он опирается на любовь к Б-гу. Первое положение относится к таким идолопоклонникам, которые, несмотря на приверженность чужому культу продолжают любить Б-га и Его Тору. Речь идет, в частности, об Ахаве. Он был убежденным идолопоклонником, но при этом чтил Тору до такой степени, что ради спасения страны готов был отдать все, кроме Торы, "света очей своих". Он даже содержал мудрецов Торы за свой личный счет. В том, что именно такие идолопоклонники заслуживают снисхождения, нас лишний раз убеждают слова, сказанные об Ахаве: "Его люди вышли на войну и одержали победу благодаря взаимной любви и несмотря на идолопоклонство". Никто другой не удостаивался такой оценки.

Подведем итоги. Мы убедились, что отличительная черта иудаизма - это мир, а также милосердие и порядочность. Мы видели также почему именно эти качества воплощают цель творения, особенно создание человека по образу Б-га. Значение этого Б-жественного образа состоит во "множественности, которая есть полное единство". Мы узнали, почему изучение Торы и любовь к Б-гу стоят выше любви к людям и милосердия: последние два качества, хотя и воплощают цель творения, не являются конечными целями; они приобретают высшую ценность и нужную форму только благодаря изучению Торы и любви к Б-гу, которые, в свою очередь, обладают уникальным качеством: они преобразуют любовь к человечеству, согласие и милосердие в эффективные средства для преобразования мира под властью Творца.

Всякая попытка установить систему моральных норм, лишенную Торы и служения Б-гу, обречена на неудачу, ибо она опирается на зыбкую почву преходящих и неустойчивых эмоций, подвластных эгоистическим и порой низменным побуждениям. Поэтому такая система изначально лишена стабильности. В конечном счете, морально-этическая система, построенная на столь сомнительном фундаменте, неизбежно приведет к сталинистской модели общества.

Забастовки стали одной из отличительных черт современного общества; они считаются хотя и малоприятным, но неизбежным явлением.

Здесь не будут рассмотрены Галахические аспекты забастовки, такие, как "работник может уйти даже в середине дня" и "всякий, отступивший от соглашения, остается в убытке". Главное внимание будет уделено этическим аспектам этого явления.

Забастовка - оружие в социальной войне

Забастовка - это форма конфронтации: работник против работодателя; гражданин против властей; учащийся против учебного заведения. Забастовка похожа на мини-войну, в которой испытывается баланс сил между двумя сторонами, в результате одна из сторон побеждает другую. Забастовка подменяет мирный диалог, судебное разбирательство и другие процедуры, в которых определяются права. Иногда ее порождает неверие в общественные институты; но чаще всего бастующие руководствуются расхожим принципом: "сильный всегда прав". Как и в любом конфликте обе стороны терпят убытки, но иногда победитель добивается компенсации от проигравшего, который несет, таким образом, двойной ущерб.

Идеологические корни забастовки

Простой здравый смысл подсказывает, что общество от забастовки в целом проигрывает. Ведь достигнутые ею цели можно обеспечить и другими способами, без ущерба. Однако, с точки зрения секулярного наблюдателя, точнее, наблюдателя с секулярными взглядами (к сожалению, даже изучение Торы не гарантирует иммунитета от таких взглядов), забастовки невозможно предотвратить, несмотря на их очевидный вред. Считается, что I без демонстрации силы конфликтующие стороны не ; смогут прийти к соглашению. Поэтому западная секулярная философия считает, что такие потери совершенно неизбежны. Разумное общество найдет возможность свести к минимуму эти потери, используя остаточные моральные принципы, в которые еще верят его члены, и опираясь на соответствующие законы. Но в целом избежать забастовок практически невозможно.

Причина такого положения очевидна. Секулярная философия учит, что в мире нет абсолютной справедливости, во всяком случае, невозможно установить справедливость в каждом отдельном конфликте. В результате единственным реальным арбитром становится простая сила. Баланс сил устанавливает права людей в обществе, за исключением отдельных, весьма ограниченных социальных сфер, таких, как семья. Конфронтация повсеместно определяет победителя в столкновении двух сторон, а конкуренция превращается чуть ли не в единственную движущую силу экономики. Впрочем, не только экономики, но и политики: группы, объединенные едиными целями, сплачиваются вместе, формируя базу власти для более успешной борьбы с соперниками. Конкуренция проникла даже в сферу науки и высшего образования. В Соединенных Штатах и Великобритании амбициозные матери буквально сражаются за ограниченное число мест в детских садах, которые обеспечивают своим "выпускникам" поступление в начальные школы, а те, в свою очередь, проталкивают своих питомцев в элитные средние школы и т.д. В Японии абитуриенты, не принятые в престижные университеты, кончают жизнь самоубийством. Успех любой ценой! Таков девиз студентов на Западе. Ради успеха они готовы подставить ножку своим же товарищам по учебе. Таких случаев там немало.

Разумное, цивилизованное общество стремится нейтрализовать подобные крайности, но в лучшем случае добивается лишь неустойчивого равновесия. Расчет на чистый прагматизм отражен даже в законах. Единственным критерием считается конкретная польза для общества. В прошлом заурядных воров отправляли на виселицу, потому что воровство несло вред обществу. Зато к моральным преступлениям отношение было гораздо более терпимым. Это происходит оттого, что светское законодательство заботится не о морали, а лишь об укреплении существующего общественного порядка. Такой подход отражен, к примеру, в отношении антисоциальных элементов к полиции: с их точки зрения, у стража порядка нет никаких моральных преимуществ перед нарушителями закона; просто на его стороне грубая физическая сила. Преступник видит в полицейском всего лишь вражеского солдата, защищающего интересы правящей власти. Поэтому одолеть его можно тоже лишь силой.

Есть ли альтернатива этой системе?

Подход Торы

Иудаизм тоже признает зависть и конкуренцию в качестве естественных движущих факторов общественной жизни. Как сказал царь Шломо, мудрейший из людей:

"И видел я, что всякий труд и всякое уменье в работе только от взаимной зависти" (Когелет, 4:4).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Обычаи природыquot
Не для глубокого изученияquot
Радость жизни
Прочность супружеских уз является в какой-то мере результатом рождения общего ребенка
Неудовлетворенное возбуждение ослабляет влечение

сайт копирайтеров Евгений