Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В каком-то смысле Тора продолжает утверждать важность еврейского национального начала, даже когда евреи не справляются со своей ролью и забывают о ней: "Они все равно зовутся детьми Б-га, ведут ли они себя [как дети] или нет". Но даже в этом извинительном утверждении заложена мысль о высшей миссии еврейского народа, надежда, что Израиль снова вспомнит свою задачу - избавить мир от национализма, на что способен только особый народ.

Короче, национализм "хорош" лишь в том случае, если он стремится покончить с национализмом.

Достоинства национализма и его недостатки

Нет сомнений, что национализм содержит в себе определенные достоинства. Когда группа людей компактно проживает на своей территории, имеет общую историю, общие традиции и даже вырабатывает общие черты характера, это приносит им взаимную выгоду и помогает объединять индивидуальные способности на общее благо. Такова сущность племени. Племена (колена), приближенные к Б-гу, важны и сами по себе, поэтому Тора поощряет такое разделение народа на племена. Еще находясь в пустыне после выхода из Египта, колена Израилевы занимали отдельные места на стоянках, располагаясь в том же порядке, в каком Тора намеревалась поселить их затем в Эрец-Исраэль.

Однако Б-г разделил их таким образом лишь после освящения Скинии Завета, где находились скрижали Торы. Пока не возник такой центр, объединивший все колена, превративший их в партнеров, а не в конкурентов, всякое размежевание было опасно. Лишь их общая готовность принять бремя Торы позволяла разделить народ по племенному принципу без угрозы внутреннего раскола нации на отдельные народы, каждый из которых считал бы себя важнее и выше других.

В Израиле термин "сионизм" приобрел парадоксальное смысл. Для одних он равнозначен лицемерию, для других это - устаревший идеал. И те, и другие воспринимают сионизм как старомодную концепцию.

В то же время еще очень многие люди продолжают верить в нее. Даже некоторые из тех, кто в душе посмеивается над сионизмом, сами не терпят посторонних насмешек. Короче говоря, концепция сионизма по-прежнему несет в себе большой эмоциональный заряд для значительной части общества. Давайте проанализируем ее.

Что такое сионизм?

Некоторые считают, что сионизм означает любовь к Сиону. На первый взгляд, это вполне адекватное определение. Тем не менее, оно не соответствует нормативному употреблению термина. Ведь если любовь к Сиону превращает человека в сиониста, то настоящими сионистами надо признать крайних антисионистов из группы "Нетурей Карта", которые настолько любили Сион, что отказались покинуть Иерусалим во время тяжелейшей Войны за независимость. Однако мало кому придет в голову зачислить их к эту категорию. Поэтому мы не можем принять такое определение сионизма.

Будучи евреями Торы, мы обращаемся к ней в поисках верного определения. Однако наши поиски ни к чему не приведут, потому что "сионизм" не является термином из Торы. Остается лишь принять то определение, которое сформулировали его авторы: "стремление к образованию еврейского национального очага в стране Израиля как высший идеал".

В предыдущей лекции уже отмечалось, что иудаизм -по существу национальная религия. Мы выяснили, что есть два вида национализма: первичный национализм, который считает высшей целью благополучие собственного народа, и вторичный национализм, для которого иерархическую шкалу ценностей венчает миссия данного народа, а сам народ рассматривается как инструмент для осуществления этой миссии.

Оставив на время религиозный сионизм, рассмотрим вначале, какая из двух характеристик больше подходит к сионизму. Цель этого движения, как отмечалось, состоит лишь в создании и развитии национального очага еврейского народа. Значит, сионизм считает высшей ценностью народ, а для Торы у него уготовано совсем иное место: "Сионизм не имеет ничего общего с религией". Поэтому, следуя выводу, сформулированному в предыдущей лекции, мы скажем, что имеем дело с национализмом, существующим ради самого себя, в котором отсутствует позитивное начало.

Правда, еще в период образования государства сионистские лидеры не раз заявляли о своем желании распространять гуманистические ценности в мире. Но поскольку они разделяют эти ценности с остальным человечеством, смысл этих деклараций можно сформулировать одной фразой: "Мы будем хорошим народом", что никоим образом не выделяет сионизм среди других национальных течений и не меняет его статус первичного национализма. Основатели сионизма никогда не стремились подчинить Торе свою национальную концепцию. Наоборот, им надоело быть особенными, и они хотели создать народ, похожий на другие народы.

Нет сомнений, концепция "еврейского национального очага" звучит привлекательно, и вряд ли найдется еврей, возражающий против нее, однако в качества высшего идеала она вызвала серьезные возражения со стороны различных кругов. Например, левые утверждают, что если сионизм означает лишь желание создать национальный очаг, то он порождает вопиющую несправедливость по отношению к живущим в Эрец-Исраэль арабам, сколько бы мы ни ссылались на историческое право двухтысячелетней давности. Апелляции к истории, говорят они, не имеют веса; даже с требованиями американских индейцев никто не считается. Вывод прост: пока мы отказываемся нести бремя вторичного национализма, возложенного на нас Торой, и вместо этого рядимся в одежды первичных националистов, нас будут считать всего лишь грабителями.

Религиозный сионизм

Что представляет собой религиозный сионизм? На этот счет есть много мнений. Исходя из простого значения слов, речь идет о сионизме, т.е. первичном национализме, который благосклонно относится к религии и считает ее важным дополнением к сионизму. Отсюда следует, что религиозный сионист желает укрепления религии в стране, поскольку считает ее полезной, даже очень полезной для народа. Но при этом он остается сионистом, а значит, исходя из вышеуказанного значения термина, будет считать народ высшей ценностью.

Характерно следующее выступление Ахад га-Ама: "Я мог бы привести доказательство из Торы (что она совместима с сионизмом), как поступали прежде многие раввины; но я не люблю обманывать людей. ...Иногда в глубине души возникает диссонанс, который со временем ведет к отрицанию требований веры. Именно это происходит с сионизмом, когда он воспринимается как законченная идеология, охватывающая весь иудаизм, а не как движение, помогающее заселять Эрец-Исраэль".

Это письмо, адресованное одному хасидскому раввину, приводит рабби М.-А. Амиэль, бывший главный раввин Тель-Авива, один из духовных лидеров движения "Мизрахи". Он дает к нему свой комментарий: "Адмор (хасидский раввин) не видел противоречия между сионизмом и эмуной (верой), а Ахад га-Ам как раз увидел. В Галахе сказано, что признание обвиняемого равнозначно показаниям сотни свидетелей. Даже если все раввины и адморим будут утверждать, что между эмуной и сионизмом нет противоречия, его мнение все равно имеет больший вес, чем все их утверждения вместе взятые".

Сионисты, которые "несионисты"

Среди религиозных сионистов есть немало таких, кто считает высшей ценностью Тору, а не народ. Называя себя сионистами, они имеют в виду нечто совершенно отличное от традиционного значения этого термина. Тем самым они невольно вводят в заблуждение других людей и затрудняют понимание самой идеи сионизма.

Корень проблемы состоит в том, что сам термин "сионизм" был придуман светским евреем Натаном Бирнбаумом. (Позже он отошел от сионизма, вернулся в лоно религии и в конце концов стал секретарем партии Агудат Исраэль.) Значение этого слова, как уже отмечалось, невозможно определить с помощью Торы. Поэтому следует оставить за сионизмом тот исконный смысл, который вкладывают в него большинство людей, и изобрести новый термин для сторонников иной доктрины, отличной от несгибаемого национализма. Вероятно, это имел в виду рабби Йосеф-Дов Соловейчик, ныне покойный, духовный лидер движения "Мизрахи" в Соединенных Штатах, когда писал: "Мы не верим в 'сионизм плюс религия' или 'религиозный сионизм'. Для нас существует только одно особое существительное - Тора".

Отличительные черты сионизма

Поскольку национализм Торы также предусматривает участие в политических, экономических и военных делах Израиля, трудно найти ясные признаки, отличающие истинный религиозный сионизм от национализма Торы. И все же такие признаки существуют. Один из них - отношение к светским героям сионистского движения. Тот, для кого секулярный сионизм лишен глубокого значения, не станет восхищаться сионистскими лидерами, если эти лидеры отрицают его высшую ценность - Тору. Возможно, он испытывает к ним благодарность, как к Александру Грэхему Беллу, изобретателю телефона, который экономит ему массу времени, или к Александру Флемингу, создателю антибиотиков, спасших множество людей от смерти. Впрочем, к сионистским лидерам мы ощущаем более тесную личную привязанность, поскольку их деятельность ближе нам и играет для нас особую роль.

До сих пор мы обсуждали еврейский национализм как абстрактную концепцию. Что можно сказать о ее практическом воплощении - о Государстве Израиль?

Принято считать, что современное демократическое государство создается по взаимному соглашению его граждан, решивших жить вместе в соответствии с четко определенными правилами, в рамках политической системы, обеспечивающей набор определенных услуг. Если у этого государства есть идеалы, их создают сами граждане. Можно предположить, что светские евреи рассматривают Государство Израиль именно в таком плане.

Хотя государство как таковое не имеет собственной идеологии, светский уклон большинства его населения неизбежно приводит к конфликтам между государством и Торой. Иногда такие конфликты заметно обостряются, порой заводя в тупик правительство, но, как правило, они решаются более или менее успешно. И все же евреи Торы не могут мириться с таким положением. Ибо мы обязаны превратить Израиль в государство Торы. При всей амбициозности этой задачи, в ней заключена сама основа еврейского существования; за ее осуществление мы молились на протяжении всех веков изгнания.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Обман на экзаменах - это
Обычно так говорят о человеке
Поскольку народ израиля несет особую историческую миссию
Человекquot
человек зарабатывает на своей учебе

сайт копирайтеров Евгений