Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Он не понял потенциальной святости этого влечения. В результате единственный в мире нееврейский пророк распространил гибельное заблуждение, что тяга к деторождению - "позор для нас".

Парадоксально, что тот же самый Билам несет ответственность за распространение разврата среди человечества. Прежде нееврейские народы извлекли урок из Всемирного потопа (которым Б-г наказал морально разложившееся человечество), введя ограничения на сексуальные контакты, но пришел Билам и разрушил границы скромности (Бамидбар Раба, 20:9). И вот теперь наш распутный Билам проявляет образец стыдливости; он так "чист и свят", что не находит святости в брачных отношениях. Такое сочетание не случайно. Напускная стыдливость неизбежно ведет к другой крайности - разврату. Такова лишь одна из уловок йецера: навязывать человеку чрезмерную святость, чтобы привести его к моральному падению.

Наши современники, воспитанные на секулярной литературе и либеральных идеях считают себя полностью свободными от всяких религиозно-этических ограничений и полагают, что преодолели концепцию "это ощущение - позор для нас". Они и не намерены обременять себя ими. Тем не менее, старые представления до сих пор не изжиты из их подсознания, отравляя им жизнь. Лишь правильный взгляд и разумное понимание сути интимных отношений помогут преодолеть чувство вины и ложный стыд.

Как обуздать йецер

А теперь главный вопрос: как нам обращаться с этим йецером, чтобы он стал благословением, а не проклятием? Наши мудрецы разработали принцип, на первый взгляд странный, но фактически дающий ответ на поставленный вопрос. Из этого принципа мы узнаем, как йецер становится позитивной силой, если подходить к нему разумно.

В предыдущей лекции было приведено талмудическое изречение: "Сказал Б-г Израилю: Сыны мои, Я создал дурное побуждение, и Я создал к нему Тору в виде приправы" (трактат Кидушин, 30). Был задан вопрос: почему Тора называется приправой? Приправа улучшает вкус еды, а дурное побуждение похоже скорее на болезнь, которая требует лечения. Неужели Тора предписывает нам дурное побуждение для удовольствия? В том и состоит мысль талмудистов: "Как приправа улучшает блюдо, чтобы вкушать его без неприятного вкуса, так и Тора - приправа для изучающего ее. Он может есть, не мучаясь, и благодаря ей спасается от дурного побуждения" Магарша поясняет: "Пока занимаешься Торой... ты способен наслаждаться радостями этого мира и не впадаешь в грех". Другими словами, Тора "сдабривает" дурное побуждение, помогая наслаждаться его приятными сторонами и защищая от его вредных качеств. Такое отношение к йецеру не только разрешено, но даже предписано. Все радости этого мира созданы Б-гом и в целом оказывают положительное влияние на нашу жизнь. Мудрецы говорят, что "с человека будет взыскано за все, что видел его глаз, но он не съел" (Иерусалимский Талмуд, конец трактата Кидушин). Но к еде надо обязательно добавить приправу - прилежное изучение Торы, чтобы определить истинную роль и место каждого удовольствия, чтобы знать, как правильно им пользоваться. Иначе дурное побуждение почти наверняка столкнет нас в пропасть. Человек, лишенный Торы, но желающий вести праведный образ жизни, будет вынужден отказаться от мирских наслаждений. Перед знатоком Торы эта проблема не возникнет он точно знает роль и место каждого наслаждения.

Роль полового влечения

Занимаясь Торой, мы узнаем, что половое влечение надо посвятить созданию, развитию и укреплению семьи. Семья - это подлинное чудо: ведь "как отличаются люди своими лицами друг от друга, так отличаются и мнениями" (Иерусалимский Талмуд, трактат Брахот). Даже простые партнерские отношения между деловыми людьми не всегда выдерживают испытание на прочность; что уж говорить о таких тесных, всеохватывающих и глубоко интимных отношениях, как брачные узы? Прочность брака можно объяснить только сильным взаимным притяжением под воздействием йецера, усиливающего стремление к образованию семьи. Такое влечение и его удовлетворение и есть тот самый "клей" (девек), которым скрепляется семья. О привязанности мужа к жене содержится намек в Торе: "...и прилепится он (давок) к жене своей" (Берешит, 2:24). В стремлении к деторождению заложен мощный потенциал укрепления любви между супругами. Благодаря этому они заводят детей, и по той же причине "становятся одной плотью", как писали мудрецы: "Его жена - как его собственное тело" (Трактат Брахот, 24; Рамбан к Берешит, 2:24). В Талмуде тоже упоминается эта тяга к единению: "Когда любовь была сильна между мною и моей женой, мы могли лежать вместе на лезвии меча. Теперь, когда наша любовь несильна, нам не хватает и постели в шестьдесят локтей" (трактат Сангедрин, 7).

Ясно, что одного влечения еще недостаточно для сохранения семьи. С другой стороны, без него было бы трудно предотвратить ее распад. Поскольку семья - это основа существования нашего "святого народа", можно утверждать, что исключительное использование этого йецера для образования семьи несет в себе святость; ибо святость означает самоотверженную преданность и верность одной цели, исключающую все другие цели. Не случайно первый этап брачной церемонии называется кидушин, освящение.

Даже если бы у нас не было Торы, мы могли бы понять из собственных наблюдений, что в том и состоит цель полового влечения. Однако в этом влечении скрыта большая опасность; может показаться, что нечто подобное испытывают и животные, а значит, мысли о "сексе" засоряют нашу духовную чистоту. Это лишь кажущееся сходство. У животных стремление к деторождению направлено на продолжение рода, и как только эта цель достигнута, половое влечение ослабевает. У людей же оно проявляется всегда, иногда очень сильно, даже если не может служить воспроизводительной функции, например у беременных женщин и кормящих матерей. Половое влечение сохраняется и у женщин, миновавших возраст деторождения; этот факт трудно объяснить с позиций функциональной биологии. Лишь придя к выводу, что стремление к половой активности имеет целью укрепление семьи, мы поймем, почему оно сохраняется даже после завершения периода деторождения, по крайней мере, до тех пор, пока не повзрослеют дети.

Кроме того, это влечение заставляет тяготеть к какому-то одному индивидууму. Когда мужчина влюбляется, все его чувства сосредоточены на женщине. Он непрерывно думает о ней. Согласно Торе, сила этой привязанности и ее неповторимая суть объясняются тем фактом, что мужчина и женщина были созданы как единый организм, в отличие от других живых существ, сотворенных порознь. Раавад объясняет: "Если бы мужчина и женщины были созданы из земли, подобно другим существам, то мужчины обращались бы с женщинами, как самцы с самками... которые отнимают друг у друга, нападают друг на друга, и каждый ходит сам по себе... У них нет также постоянного партнера... Но женщина предназначена только одному мужчине, а мужчина должен принадлежать одной женщине". Рамбан объяснял также, что мужчины относятся к своим женам так, будто они с ними одна плоть, и каждый мужчина покидает родителей, чтобы быть с женой, которая становится ближе ему, чем они.

Все это говорит о существовании универсального плана, цель которого - создание семей. Если добавить сюда результаты социологических исследований, подтверждающих, что благополучие общества зависит от существования здоровой семьи, то нам откроется картина, составляющая лишь крошечный фрагмент бесконечной мудрости Творца.

В предыдущей лекции говорилось о том, какое большое значение Б-г придает половому влечению. Но кроме того, это влечение способно приблизить нас к святости.

Символ святости

О наличии такого потенциала свидетельствует тот факт, что союз мужа и жены превратился фактически в символ святости. В Песне Песней любовь между еврейским народом и Б-гом раскрывается в образах влюбленных - юноши и девушки. Раби Акива назвал это метафорическое описание вершиной святости: "Целый мир не достоин того дня, когда Песнь Песней была дарована еврейскому народу. Все писания святы, но Песнь Песней -святая святых". Рамбам тоже считал, лучший способ объяснить любовь к Б-гу - это сравнить ее с любовью мужчины к женщине. Он пишет:

"Как охарактеризовать такую любовь [к Б-гу]?... Душа его поглощена любовью к Б-гу, и он постоянно сходит с ума от нее; он как будто болен любовью: поминутно думает о любви к этой женщине, и любовь непрерывно влечет его, когда он отдыхает и когда встает, когда ест и пьет. Сильнее ее должна быть любовь к Б-гу в сердцах тех, кто любит Его".

Средство приближения к Б-гу

Это не просто иносказательный пример. Чувство любви между мужчиной и женщиной можно считать предварительным условием для любви к Б-гу. "Раби Ицхак из Акко писал: ...тот, кто ни разу не желал женщину, подобен ослу и даже хуже того. Дело в том, что через это чувство он учится служить Б-гу". Когда Б-г разговаривал с Моше, Его голос доносился из пространства между крувами на крышке Ковчега Завета (крувы или херувимы - крылатые существа из золота, простиравшие крылья навстречу друг другу; в них было сосредоточено Б-жественное присутствие), и эти крувы служили также символом близких отношений между мужем и женой (Вавилонский Талмуд, трактат Йома). Более того, сами эти отношения подобны крувам, посредством которых Б-жественное присутствие соединяется с человеком.

Рамбан объясняет "Человек - это тайна мудрости, женщина - тайна понимания, а их союз в чистоте - это тайна глубокого знания (даат)... и если ты понимаешь тайну крувов и голос, который слышен из пространства между ними, то поймешь, что имели в виду наши Мудрецы, когда говорили: "Когда мужчина соединяется с женой в святости, между ними пребывает Шехина (Б-жественное присутствие)... [но если ими руководит простое вожделение], то Шехина покидает их. С ними остается лишь огонь".

Отсюда мы можем понять, что тесное соединение двух людей необходимо для привлечения Б-жественного присутствия в наш мир.

Партнеры в Творении

Рамбан не останавливается на этом. Он объясняет далее, что благодаря брачным узам муж и жена становятся настоящими партнерами Творца.

"На эту тайну нам указывали, говоря, что трое участвуют в сотворении человека: его отец, мать и над ними Пресвятой, да будет Он благословен... Отсюда следует, что если союз мужа с женой правилен, то этот союз -тайна строительства мира и его заселения, а сам человек становится партнером Б-га в акте творения".

Мне кажется, что цель того партнерства, о котором говорит Рамбан, не обязательно состоит в зачатии ребенка; ибо с биологической точки зрения не так уж важно, был ли зачат ребенок "в святости" и "правильно". Здесь скрывается более глубокая мысль: отец и мать становятся партнерами Б-га в восстановлении единства между мужчиной и женщиной, которое существовало во время их сотворения. Мудрецы сообщают, что Адам и Хава были созданы "с двойным лицом". Они были одним телом с двумя лицами и только позже разделились надвое. По всей видимости, Рамбан имеет ввиду, что когда мужчина живет с женой и льнет к ней так, что они становятся одной плотью и каждый из них чувствует себя частью единого организма, то они возвращают тем самым акт Творения к его первоначальному состоянию. Подобное единение происходит, конечно, лишь в том случае, если они действительно стремятся к слиянию или, по крайней мере, хотят доставить удовольствие друг другу. Муж и жена начинают понимать друг друга; их совместная жизнь приобретает гармонию. Без этого эмоционального фактора их союз "неправилен" и, по мнению наших мудрецов, сравним с проституцией. Стремление мужа и жены к постоянному и полному контакту трансформирует брачные отношения в партнерство на уровне Творения.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Ибо такой человек живет в согласии с самим собой
Мудрецы периода составления мишны
Рамбам считал проживание в стране израиля
Уклоняясь от уплаты налогов

сайт копирайтеров Евгений