Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Красота считалась важным фактором и на раннем этапе знакомства, при выборе невесты. Мудрецы рекомендовали незамужним девушкам заботиться о своей внешности. Никто не оспаривает известные слова из Мишлей (Притчи Шломо): "Обманчива прелесть и преходяща красота; лишь женщина, боящаяся Б-га, достойна похвал" (31:30).

Тем не менее, внешней привлекательности отводилось важное место при сватовстве. Вот почему раби Ишмаэль устроил "косметический ремонт" девушке, которая долго не могла найти себе жениха. Когда его усилия завершились успехом, он прокомментировал: "Прекрасны дочери Израиля; только нищета делает их уродливыми". Не случайно мудрецы включили в Талмуд слова красивых девушек, искавших себе женихов: "Не было для Израиля более прекрасных дней, чем пятнадцатое ава и Йом-Кипур. В эти дни дочери Иерусалима шли танцевать в виноградниках. Красивейшие из них, что они говорили? Обратите внимание на красоту".

В память о разрушении святого Храма мудрецы запретили нам играть на музыкальных инструментах и слушать их игру. Это постановление внесено в кодекс еврейских законов "Шульхан арух". Однако Рема пишет, что это относится только к богачам, у которых принято приглашать музыкантов, а также к устройству банкетов. Сефарды и ашкеназы по-разному относятся к этой традиции; последние строже следуют указанию Ремы. Однако все согласны, что при выполнении мицвы, например во время свадебной церемонии, музыка разрешена.

Подведем итоги. Б-г наделил наши души восприимчивостью к красоте. Эта восприимчивость (как и другие качества, полученные от Всевышнего) является важным инструментом для обустройства нашей жизни в этом мире. Мы должны использовать их в служении Ему; тот, кто наделен талантом художника, должен использовать его для украшения синагог и предметов, используемых в выполнении мицвот; тот, кто музыкально одарен, призван доставлять своими способностями радость женихам и невестам и т.д.

Теперь о музыке. Если музыка помогает нам сосредоточиться на изучении Торы, то ее прослушивание следует разрешить и даже рекомендовать. Можно посоветовать ее также для улучшения настроения, как средство от депрессии. Но если кто-то хочет воспользоваться музыкой, чтобы повысить свой духовный уровень, ему следует честно оценить свои намерения. Иначе музыка превратится для него в самоцель, отвлекающую от духовного роста в служении Творцу. Честный самоанализ далеко не прост; но если наши намерения чисты, мы справимся с этой задачей.

Сегодня в Израиле есть люди, уделяющие много времени работе и мало (или совсем никакого) времени - Торе. И есть такие, кто почти не работает и чье главное занятие - изучение Торы. В результате поляризации этих групп народ разделился на два класса, между которыми очень мало контактов. Давайте исследуем это положение с позиции Торы.

Обучающиеся

Вначале рассмотрим образ жизни людей, которые не стремятся зарабатывать себе на жизнь, а только учатся. На первый взгляд, их позиция идет вразрез с положением, зафиксированным в своде еврейских законов "Шулхан Арух": "После [учебы] надо идти работать, поскольку [как сказано в трактате Авот, 2:2] "Изучение Торы, не сочетаемое с трудом, - сходит на нет и влечет за собой грех".

Здесь возникает проблема: Как быть, если человек зарабатывает на своей учебе; ведь сказано в мишне: "Не Делай из них (слов Торы) корону, чтобы возвыситься с их помощью, и мотыгу, чтобы копать ими... ибо всякий, использующий слова Торы для личной выгоды, лишается права на жизнь" (трактат Авот 4:5). Рамбам особенно категоричен в этом вопросе: "Если человек решает изучать Тору не работая и жить на благотворительную помощь, он тем самым оскверняет Имя Всевышнего, позорит Тору, гасит свет еврейской веры, причиняет себе зло и лишается права на жизнь, ибо запрещено извлекать выгоду из слов Торы в этом мире".

Эта мишна приведена в 'Туре" (автор - раби Яаков бен Га-Рош, 1270-1340) и в "Шулхан Арухе", где Рема (раби Моше бен Исраэль Иссерлес, 1525-1572, Польша) цитирует три мнения по данному вопросу:

а) вышеприведенную позицию Рамбама (которая не распространяется, однако, на пожилых, больных и инвалидов);

б) мнение раби Йосефа Каро: "Однако некоторые авторитеты говорят, что разрешено (не работать, а только учиться) даже здоровым людям, и поэтому общепринято... что раввин города получает от жителей плату на удовлетворение своих нужд";

в) мнение Рашбаца (раби Шимона бен Цемах Дурана, 1361-1444): "Некоторые авторитеты занимают еще более либеральную позицию: знатоку Торы и его ученикам разрешено принимать материальную помощь от дающих".

Согласно второму мнению, у раввина, преподавателя Торы и судьи есть право на "пособие за бездействие" (схар батала) из общественных фондов. Речь идет о компенсации, выплачиваемой тем, кто из-за выполнения общинных функций не может заниматься обычным трудом. Это решение выводится на основе талмудического прецедента с участием аморы (мудреца эпохи составления Вавилонского Талмуда) Карна, который зарабатывал себе на жизнь тем, что нюхал вина в бочках и выявлял те сорта, которым грозила порча. За каждую проверенную бочку он получал один зуз (денежная единица той эпохи). Всякий раз, когда его приглашали участвовать в заседании раввинатского суда, он просил компенсировать ему затраченное время, в которое он мог бы заниматься своей основной работой.

Сторонники третьего мнения идут еще дальше: денежное пособие, в том числе от частных лиц, могут получать не только раввины, учителя и судьи, но и все, кто изучает Тору. Это мнение сформулировано на основе временного постановления (Горбат шага), обусловленного нуждами эпохи. В экономических условиях современного мира требуется много времени для обеспечения своих материальных нужд. Поэтому изучать Тору "на полную ставку", быть знатоком Торы становится все труднее; каждому приходится заботиться о хлебе насущном. Интересно привести конечный вывод раби Иссерлеса: "Во всяком случае, если человек способен хорошо зарабатывать на жизнь собственными усилиями и одновременно изучать Тору, это знак особого благочестия".

Еще одно галахическое разрешение получать плату за изучение Торы выводится из соглашения Иссахара и Звулуна. Говоря об этих двух коленах еврейского народа, книга "Сифрей" сообщает, что "Звулун был посредником для своего брата". Такие взаимоотношения соответствуют одному из приведенных Рамбамом условий, позволяющих содержать тех, кто учит Тору. Однако в мидраше эта ситуация обрисована иначе: "Звулун важнее Иссахара, ибо в противном случае, учитывая последовательность их рождения [Тора должна сказать]: "Иссахар, Звулун". Но почему [Тора упоминает вначале младшего брата Звулуна]? Ответ: Звулун занимался торговлей, а Иссахар учил Тору, и Звулун снабжал его едой; поэтому ему отдается предпочтение".

Здесь возникают два вопроса:

1. Как соглашение между братьями объясняет приоритет Звулуна? С него хватило бы и того, что, не изучая Тору, он ничего не теряет и считается равным своему ученому брату. Почему же тогда эта помощь ставит его на более высокое место? Ведь Иссахар - знаток Торы и к тому же он старше. Именно его учеба придает ценность той помощи, которую оказывает Звулун. Разве может средство достижения цели быть дороже самой цели?

2. Как примирить образ жизни Иссахара с предупреждением Мишны: "Всякий, использующий слова Торы для личной выгоды, лишается права на жизнь"?

Скорее всего, эти два вопроса сами отвечают друг на друга. Получая мирскую выгоду от изучения Торы, Иссахар, видимо, теряет часть награды в Мире грядущем, опускаясь при этом на более низкий духовный уровень по сравнению со Звулуном. Эта мысль приведена в мидраше: "Занимаясь изучением Торы вопреки трудностям, колено Нафтали получило награду в размере тысячи... А колено Иссахара, учившее Тору без трудностей [поскольку все нужды Иссахара обеспечивал Звулун], получило только двести".

Любопытно, что три ранних авторитета - Риф (раби Ицхак Алфаси, 1013-1103), Ромбам и Рош (раби Ашер бен Иехиэль, 1250-1327) - не включили мидраш о соглашении между Иссахаром и Звулуном в свои Галахические компендиумы; не упоминает его и автор "Шулхан Аруха". Однако Рема приводит этот мидраш в качестве Галахического источника, ссылаясь на рабейну Иерухама

Таким образом, для изучения Торы как единственного занятия и источника существования имеются три важных галахических обоснования: компенсация за время, когда обучающийся не работал; соглашение между Иссахаром и Звулуном; и временное постановление. Но даже эти допущения не позволяют нам забывать фундаментальное требование Торы: мы обязаны зарабатывать на жизнь своими собственными усилиями. Такова важнейшая идея иудаизма; таков закон, сформулированный в "Шулхан Арухе" раби Йосефом Каро и раби Моше Иссерлесом (Рема).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Которым следует природа
Произвольное действие выходит за рамки законов природы
Обсуждая святость полового влечения
Кто боится неба ведь учат нас мудрецы
человек доволен своими обстоятельствами

сайт копирайтеров Евгений