|
<<< ΛΛΛ >>>
Вопрос: как может человек изучать Талмуд? Ведь там мы находим, что Абайе сказал так, а Рава* сказал иначе... Это выглядит так, будто Абайе жил в одном мире, а Рава совсем в другом. Возможно ли изучать и понять обоих в одно и то же время?
Ответ: тот, кто стремится понять слова Абайе, должен скрепить свою душу с его душой, тогда он поймет истинный смысл его слов. И затем, если он желает понять сказанное Равой, он должен привязать свою душу к душе Равы. Именно это имеется в виду, когда мы читаем в Талмуде: "Когда слово произносится от имени того, кто его высказал, губы его движутся в могиле"*. И губы того, кто вновь произносит это слово, движутся так же, как губы его покойного наставника.
НЕ БОЛЕЕ ТОГО
Вопрос: написано: "И вы будете Мне царством священников и народом святым - вот слова, которые ты скажешь сынам Израиля"*. Раши, наш великий учитель, объясняет: "Эти слова, не больше и не меньше". Что он имел в виду?
Ответ: Моше хотел раскрыть людям больше, но ему не было разрешено. Бог желал, чтобы люди приложили собственные усилия. Моше мог сказать лишь эти слова,- не больше и не меньше, чтобы они могли почувствовать: что-то здесь скрыто, мы должны постараться выяснить это для себя. Вот почему далее мы читаем: "И он изложил им все эти слова". Не больше и не меньше.
ВЕЧНОЕ НАЧАЛО
Вопрос: Талмуд учит: "Совершенные праведники не могут стоять на том месте, где стоят те, кто вернулся к Богу"*. Следовательно, человек, который свободен от греха с юности, стоит на более низкой ступени, чем тот, кто преступал законы Бога много раз?
Ответ: человек, который каждый день видит новый свет, свет, которого не видел накануне, - если он желает творить истинное служение, способен осудить вчерашнюю слабость, исправиться и начать снова. Тот же, кто никогда не грешил и верит, что служит праведно, упорствуя в своей уверенности, - тот не воспринимает света и уступает человеку, который ежедневно вновь обращается к Богу.
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ОТРИЦАЕТ БОГА
Если кто-либо говорит, что слова Торы означают одно, а слова мира звучат по-другому, - этот человек отрицает Бога.
БЕЗ КУМИРОВ
Написано: "Стерегитесь, чтобы не забыть вам союза Господа, Бога вашего, который Он заключил с вами, и чтобы не сделать себе изваяния какого-либо образа, что приказал тебе Господь, Бог твой"*. И не написано так, как того требует подлинное запрещение: "что запретил тебе Господь, Бог твой".
"Тора предостерегает нас, - сказал цадик, обращаясь к ученикам, - не твори кумира из того, что Господь, Бог наш, приказал нам".
ЕГО ТОРА
Наши мудрецы придают особое значение тому, что в первом псалме Тора названа "законом Господа" и далее "Его Торой". Ибо, если человек изучает Тору в ее истинном значении, она даруется ему и она его, - он может облечь все свои святые мысли в святую Тору.
НА СЕРДЦЕ ТВОЕМ
"И да будут слова, которые Я заповедую тебе ныне, на сердце твоем"*. Здесь не сказано "в сердце твоем", ибо есть моменты, когда сердце закрыто. Но слова ложатся на сердце, и когда, в святые часы, сердце раскрывается, слова опускаются глубоко внутрь.
УЧИТЬСЯ У ВСЕХ
Вопрос: в трактате Авот (4:1) мы читаем: "Кто мудр? Тот, кто учится у всех людей, как сказано: "Я приобретал ум ото всех учивших меня"*. Почему не сказано: "Тот, кто учится у всех наставников"?
<<< ΛΛΛ >>>
Говорил моше фараоном избавил Бубер М. Путь человека по хасидскому учению иудаизма 5 ступень Трактат йевамот праведники совершенные Ибо нет ступени бытия Беременностькогда человек вырастает до осознания нового пути служения богу
|
|