Пиши и продавай! |
>
Рыбалка А. Энциклопедия еврейской демонологии"Душа человека - это истинная частица Б-га". Так утверждает книга "Тания", основополагающий труд хасидизма ХАБАД. Ту же мысль мы можем найти и в других величайших произведениях еврейской религиозной мысли. Однако на протяжении тысяч лет существования иудаизма людей беспокоили многочисленные вопросы. Если Всевышний добр, то откуда зло в мире? Если душа - это часть Б-га, который безгрешен, то как же люди, обладатели души, могут грешить? Исследованием этих вопросов занималась Каббала, а именно тот ее раздел, который изучает "клипот" - силы нечистоты, "скорлупу" материального мира. И хотя в Талмуде, в трактате "Хагига" говорится, что запрещено спрашивать "ма лемата" - "что внизу" (имеется в виду мир "клипот"), еврейские мистики значительно преуспели в решении этих вопросов. Начнем сразу со второго (по-еврейски, с конца к началу). Почему грешат люди - обладатели безгрешной души? Конечно, они бы этого никогда не делали, если бы не "категоры" - ангелы-обвинители (это те, кого в европейской мистике называют демонами). Их задача - обвинять евреев перед Всевышним. Для этого они провоцируют еврея на нарушение заповедей, на время затемняя перед его духовным взором видение Б-га. Потому они и называются "клипот" - оболочки. Но каково же происхождение самих клипот? Каббала объясняет это таким образом. Для того чтобы создать мир, Всевышнему пришлось "ужаться" - создать такое место, где бы его присутствие было не так сконцентрировано (конечно, все эти слова следует понимать в переносном смысле - мы говорим о вещах, существующих только на духовном уровне сжатий - и появился наш грубый, материальный мир, именуемый в Каббале Асия). Пропасть между мирами духовными (коих три) и миром материальным - огромна. Соответственно требуются огромные силы сжатия, чтобы материальный мир не вернулся бы в свое первоначальное состояние - не "растворился" бы в Б-ге. Эти силы и есть "клипот". Вам кажется, что они выполняют негативную функцию, скрывая Б-га от нашего мира? Отнюдь. Таково было желание Всевышнего - чтобы обитатели этого мира имели свободную волю. Причины же желания узнать невозможно: как говаривал первый Любавичский ребе, "ло шоалим шаалот аль тайве" - не задают вопросов о причинах желания. Хотя в принципе понять можно, говорится в еврейской философии, что "эйн мелех бли ам" ("нет царя без народа"). Для того чтобы реализовать свою категорию "царя", Всевышнему потребовался кто-то, кто бы ему поклонялся. В три духовных и один материальный миры "энергия" от Б-га поступает по десяти каналам, именуемым "сфирот" (это не от слова "сфера", а от слова "миспар" - число). Однако материальный мир так тяжело удержать от распада, что к "клипот" энергия поступает по 11-ти каналам! Эти каналы называются "антисфирот". Если каналы-сфирот носят имена качеств Б-га ("Милость", "Суровость"), то каналы-антисфирот называются по именам сил, персонифицирующих отделение человека от Всевышнего. И это тайна того, что благовония, которые воскуривались в Иерусалмиском храме, состояли из 11-ти компонентов - для того чтобы нейтрализовать злотворное действие 11-ти "антисфирот". Считается, что сфирот и антисфирот связаны друг с другом аналогом "закона сохранения энергии" - количество полной "энергии", посылаемой от Б-га, постоянно, и антисфирот могут забирать свою энергию только от сфирот. Когда отбор энергии слишком велик, то происходит явление, именуемое "эстер паним" - "сокрытие лика". При этом присутствие Б-га в материальном мире практически не ощущается. Погромы, катастрофы, ужасные стихийные бедствия - все это проявления "эстер паним". Кроме этого, в еврейской демонологии фигурируют так называемые "малхей-хабала", "ангелы-мучители". Это те ангелы, которые подвергают мучениям грешные души в аду (ад, согласно, еврейским представлениям, имеет довольно сложную структуру). Со всем этим мы и хотим познакомить нашего читателя: мир антисфирот и его владыки, уровни ада и его обитатели, наконец, рядовые черти и народные обычаи, связанные с ними - мысленно встаньте на место Данте, а мы будем вашими Вергилиями. АВРИЕЛЬ. Имя его, как могут догадаться знакомые с ивритом читатели, происходит от слова "авера" (грех). Он считается управляющим всеми грехами мира. В "Зоаре" называют его САМАЭЛЕМ НЕОБРЕЗАННЫМ - подразумевая, очевидно, то, что он связан с частью, удаляемой при обрезании. (Интересный момент - сам САМАЭЛЬ, он же САТАН, при этом предполагается обрезанным). АВРИРОН. Один из 12-ти прислужников САМАЭЛЯ. Имеет цвет грозовых туч, котрые приносят в мир стихийные бедствия. АДМИРОН. Один из 12-ти прислужников САМАЭЛЯ. Имеет цвет крови, смешанной с водой (отсюда его имя - от ивритского "адом", красный). АГИРОСИОН. Этот демон живет в адском зале, именуемом "Офель" - тьма. Отвечает он за смерть первенцев - первых детей в семье (мальчиков). Правда, не в младенческом возрасте, а от 13-ти до 20-ти лет. Как и все еврейские демоны, он несет некую "положительную" (если можно так сказать) функцию: убивает он только тех первенцев, которые в будущем должны сильно согрешить. Он видит у них "признаки" будущего греховного поведения и лишает жизни, чтобы они попали на тот свет, не отягощенные большим количеством грехов. Откуда такие возрастные рамки? До 13-ти лет - возраста бар-мицвы - ребенок еще не может быть обвинен во грехе, после двадцати человек уже обременен собственной семьей. Вообще, надо учесть, что еврейские первенцы всегда были на особом учете. Связано это с тем, что последней казнью египетской было именно поражение первенцев - египетских. Еврейских Господь не тронул. Поэтому все еврейские первенцы считались посвященными Господу, и по сей день первого ребенка в семье выкупают у коэнов (потомков храмовых священников) за 5 священных шекелей (приблизительно 110 грамм чистого серебра). Интересно, что египетских первенцев уничтожал не Агиросион, а "ангел мести Господней", именуемый "перстом Б-жим", по имени Йахх. Демона скорее всего связано с тем |
|
|
|