Пиши и продавай! |
Отношение Бога к грешникам можно сравнить с поведением князя, который помимо великолепного дворца обзавелся маленьким домиком, укрытым в лесу или в деревне, и посещает его для охоты или уединения. Дворец обладает достоинствами отнюдь не большими, чем это временное убежище, ибо они выполняют различные функции и то, чего достигает меньший, большему не дано. Так же и с праведниками. Хотя их достоинство и служение может быть велико, они не способны достичь того, что доступно грешнику, когда он молится или трудится во славу Божию и Бог видит в нем мир смущенной радости. Вот почему праведник не должен считать себя лучше грешника. ВДАЛИ"Разве только вблизи Я Бог... а вдали не Бог?"* "Вдали" относится к грешникам, "вблизи" - к праведникам. Бог говорит: "Разве Мне желанны только те, кто всегда близок ко Мне, только праведники? Почему?! Мне также желанны и те, кто вдали, грешники!" КАК ЛЮБИТ БОГЕсли бы я только мог любить величайшего праведника так, как Бог любит худшего из людей! ПУТИВопрос: "Ибо знает Господь путь праведников, а путь нечестивых погибнет"*. Обе части этой фразы отнюдь не кажутся взаимосвязанными. Ответ: и у праведника много окольных путей, и у грешника много ложных дорог. Но Господь знает пути праведника, ибо все они - один путь и это истинный путь. Но пути грешника многочисленны и разнообразны, и по ним пытается грешник уклониться от единственного верного. В результате он обнаружит, что потерял и свой путь, и все остальные. Он подобен человеку, который шел сквозь лес и держался определенной тропинки, хотя и не осознавал, почему он предпочел именно ее. День и ночь он шел, пока в конце концов не добрел до высокого букового дерева: и в этой точке дорога теряется. Человек не может идти вперед и не может повернуть назад, ибо он потерял свой путь. "ПУТЬ" НЕЧЕСТИВОГОНаписано: "Оставит нечестивый путь свой"*. Разве у нечестивого есть свой путь? Ведь всё, что у него есть, это трясина, а не путь... Но вот что имеется в виду: пусть нечестивый оставит свой "путь", то есть иллюзию того, что у него есть свой путь. СВОБОДА ВЫБОРАБог желает, чтобы у нас была свобода выбора. Вот почему Он ожидает до сего дня. Ибо во времена Храма у нас была смертная казнь и кнут - и, соответственно, не было свободы выбора. Впоследствии у Израиля был кодекс законов и посему вновь не было свободы выбора. Но сейчас каждый может грешить открыто и без смущения - и оставаться в живых и даже преуспевать. Вот почему человек, который следует добру в жизни, желанен Богу, и именно ему будет даровано спасение. ЛОЖЬ ЛУКАВОГОСатана обожает тех, кто ходит по земле, спрятав свои руки. Никто не знает, что он в них держит. Он подходит к каждому и спрашивает: "Как ты думаешь, что у меня в руке?" И каждый мнит, что там спрятано именно то, о чем он мечтает больше всего. И каждый следует за лукавым. Затем тот разжимает кулак - а там пусто. НАИХУДШЕЕРаби Шломо спрашивал: "Что есть то худшее, чего может достичь сатана?" И он же отвечал: "Заставить человека забыть, что он царский сын". СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕРаби Авраам сказал: "Я обрел новый путь служения, изучив историю войн короля Пруссии Фридриха. Нет необходимости приближаться к врагу, чтобы атаковать его. Избегая противника, можно обойти его, пока он ведет наступление, напасть с тыла и заставить капитулировать. Нет необходимости обращать всю свою мощь против зла, можно отвести войска на исходные позиции Божественной силы и оттуда окружить зло, связать и превратить его в добро". ВЕЛИКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВОТот, кто до сих пор является прибежищем злых побуждений, обладает великим преимуществом, ибо способен с их помощью служить Богу. Он может собрать всю свою страсть и горячность и излить их в служении Богу. Человек же, который совсем лишен злых побуждений, неспособен по-настоящему служить Богу. Важно уметь обуздать вспышки страсти в час острого желания и, с другой стороны, уметь излить их в часы молитвы и служения. ЖЕРТВАНаписано: "От всякого человека, сердце которого пожелает того, берите приношение Мне"*. Человек должен собрать добродетели для служения Богу из всех своих сердечных побуждений, стремлений и желаний. Если он охвачен любовью и верой, позволь ему собрать эту любовь и веру и направить для любви и веры в Бога. Если бы Эйсав пошел по пути учения, его служение было бы лучше, чем служение Яакова, ибо он вознес бы все страсти к Богу. ПРЕВРАЩЕНИЕВ праведниках злые побуждения превращаются в ангелов, - в существа, уступающие силе и судьбе. ВОСХОЖДЕНИЕНаписано в Торе: "Давай, пойдем вместе - я пойду наравне с тобой"*. Это слова, которые зло нашептывает человеку. Этими словами оно выражает свое стремление исправиться и говорит человеку: "Одержи надо мной победу, и давай вместе выйдем из этого плохого состояния и начнем служить Творцу. Одержи надо мной победу - и тогда я тоже смогу идти вперед наравне с тобой, хотя сейчас я и кажусь тебе помехой". ВЕЛИКИЙ ГРЕХЧеловек, который изучает Тору и не следует ей; человек, который грешит и прощает себе; человек, который молится потому, что он молился вчера, - последний негодяй лучше его! АЛФАВИТВопрос: почему в Судный день признание грехов произносится в алфавитном порядке? Ответ: иначе мы не знали бы, когда закончить исповедь. Ибо нет конца грехам и нет предела осознания вины, но есть предел алфавиту. ТРИ ВОПРОСАРаби из Гура объяснял Писание и дошел до слов, с которыми Яаков обратился к своему рабу: "Когда встретит тебя Эйсав, брат мой, и спросит тебя, говоря: чей ты? и куда идешь? и для кого этот скот, что пред тобою?"*. Сказал раби своим ученикам: Обратите внимание, насколько слова Эйсава схожи со словами мудрецов: "Вдумайся в три вещи... знай, откуда ты пришел, куда идешь и кому должен будешь давать оправдание и отчет"*. Глубоко осознайте это, ибо тот, кто размышляет над этими тремя проблемами, должен обладать большим умением самопознания, дабы не вопрошал о нем Эйсав. Ибо Эйсав тоже спрашивает об этом и повергает человека в уныние. НЕ СМЕШИВАТЬОчень важно не смешивать добро со злом. Даже прикосновение добра может помочь - но лишь тогда, когда в нем нет примеси зла. ВЕЛИКАЯ СВЯТОСТЬВеликий цадик настолько велик, что мир неспособен вынести его святость. Поэтому цадик прячет свою святость, и ничто в нем не кажется особенно возвышенным и святым. Он как Песнь Песней, о которой сказано: "Все песни святы, но Песнь Песней - Святая Святых"*. Царь Шломо составил три книги, две из которых - Мишлей (Притчи) и Когелет (Екклесиаст) - наполнены моралью и страхом Божьим, и в них много сказано о чистоте и благочестии. Но в Шир гаширим (Песне Песней) такие слова не встречаются, потому что при всей великой святости ее - эта святость сокрыта совершенно. СТУПЕНЬ ГОРДЫНИ И СМИРЕНИЯНЕ ОТЛИЧАЕШЬСЯ ОТ ДРУГИХЛюбая сила в человеке сотворены с определенной целью |
|
|
|