Пиши и продавай! |
>
Климов С.А. Космос и история в иудаизмеПуть Востока. Традиции освобождения. Материалы III Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “Symposium”, выпуск 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.129-132 [129] Культурная оппозиция Восток — Запад представляет собой результат развития в странах Западной Европы и Америки особого рода прогрессистской цивилизации. Само это развитие, реально начавшись в эпоху Средневековья в Европе, было подготовленно возникновением христианства на Ближнем Востоке, а еще точнее, происшедшим до этого времени становлением принципа историзма в библейской религии [1]. Тема данной работы — анализ формирования в иудейской религии историзма как Weltanschauung и его отличия от космического миросозерцания. Космос — прежде всего пространственный комплексС легкой руки известного культуролога и историка религий М. Элиаде в религиоведении утвердилось следующее представление о структуре пространства для религиозного [2] человека. Homo religiosus живет в неоднородном пространстве, центр которого — место иерофании (явления Священного). Очевидно, что восприятие мира теснейшим образом связано с восприятием Божественного в той или иной культуре. По всей видимости, боги космоса первоначально являлись «мгновенными богами» (Augenblickgotter), говоря словами Г. Узенера. Так или иначе, мгновенно и непосредственно, либо постоянно, в качестве определенного стационарного объекта поклонения, эти Силы (а древнесемитское 'el «бог» в первую очередь подчеркивает силовой момент) отождествлялись с определенными топосами пространства-времени (с доминированием пространственного аспекта). [130] В древнесемитской религии, в первую очередь в ханаанейской, с которой столкнулись евреи при поселении в Земле обетованной и с которой с переменным успехом боролись их религиозные вожди, эти наиболее активно почитаемые боги-силы носили имя баалов. Применительно к человеку, слово baal означало домохозяина, владельца пастбища и т. п. В арабском языке оно означает «муж». Чрезвычайно важно, что это слово никогда не употреблялось для обозначения отношения господина к рабу или отношения подчинения. Баал — владелец какой-то определенной территории, но не господин человеку [3]. Отметим,что это относится только к баалам. По отношению к верховному богу Элу (deus otiosus, покоящийся бог семитской религии) это неверно. Так, в угаритском «Эпосе об Акхите» (KTU 1. 17) ДанниИлу именуется рабом Илу (=Эла) [4]. Также были распространены теофорные имена, включающие в себя ‘bd — раб [5]. Аллегория раб-господин несет в себе иной оттенок восприятия божественного: как раб не имеет своей воли и личности, но только волю и личность господина, так и человек оказывается личностно поглощенным божеством [6]. Отношение к божеству у кочевых семитских народов имело несколько иные акценты (во многом совпадающие с акцентами родовой религии). Определенное божество обозначается по имени того лица, которое явилось основателем его культа. [131] передвигаться вместе с кочевым народом (как, собственно, и происходило у древних евреев с Ковчегом Завета; выражением того же представления являются легенды об основании патриархами на местах теофаний жертвенников). Климов С.А. Космос и история в иудаизме 2 человека |
|
|
|