Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Воробьева М.В. О мере праведности (пролегомены к истории Кумрана)

Путь Востока. Проблема методов. Материалы IV Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “Symposium”, выпуск 10. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.103-107

[103]

История находок в Кумране

Археологические раскопки 1947 — 1956 гг. в районах Вади Кумран, Вади Мурабба'ат и Вади эн-Нар на берегу Мертвого моря дали импульс к развитию нового раздела науки — кумранологии.

Установить точную датировку возникновения ессейской Кумранской общины и ее существования на том месте, где сейчас находятся развалины Хирбет-Кумрана, возможно по данным палеографии. Ценность для археологов в этом вопросе представляют фрагменты керамики, найденные в пещерах и на местности Хирбет-Кумран, расположенной в километре к югу от пещеры KI [1]. Рукописи, завернутые в ткань и укрытые от сырости в сосудах (кувшинах), представляли собой библиотеку, которая хранилась в пещерах Кумрана [2]. Фрагменты рукописей на коже, папирусе и черепках, изделия из керамики и дерева, монеты, оружие и льняные ткани относятся к различным периодам, начиная с IV тыс. до н. э. и до VIII — IX вв. н. э. Значительную часть материала можно отнести к II в. до н. э. — II в. н. э.

Ф.М. Кросс, разработавший палеографическую классификацию рукописей Кумрана, выделяет следующие периоды в развитии Кумранского письма:

[104]

архаический, или прехасмонейский (ок. 250 г. до н. э. — 150 г. до н. э.);
хасмонейский (ок. 150 — 30 гг. до н. э.);
иродианский (ок. 30 г. до н. э. — 70 г.н. э.) [3].
Определенную сложность для исследователей представляет то, что лишь десять кумранских произведений дошли до нас в более или менее полном виде; от остальных сохранились только отдельные фрагменты. В одиннадцати пещерах обнаружены фрагменты около 900 свитков на еврейском, арамейском, греческом и набатейском языках, составлявших библиотеку Кумранитов [4].

Большинство исследователей, описывая историю Кумранской общины, часто употребляют термин «секта», позволяющий подчеркнуть особенности духовной атмосферы, царившей в общине. Каковы признаки сектантства в Кумранской общине? Эта тема и будет являться доминирующей в нашем исследовании.

Краткая история Кумранской общины

Филон Александрийский (ум. ок. 40 г. по Р. Х.) рассказывает о строгом образе жизни ессеев и упоминает об их аллегорическом методе толкования Библии. Из его описания стало известно о существовании ессеев в Египте, где их называли «терапевтами» [5]. Иосиф Флавий (ум. ок. 90 г. по Р. Х.) писал, что ессеев отличала взаимная любовь и сплоченность: они следовали аскетическому уставу и собирались на общие трапезы. О ессеях сообщают Плиний Старший (I в.), Климент Александрийский (II — III в.), Ипполит Римский (III в.), Евсевий Кесарийский (IV в.), бл. Иероним (IV в.), св. Епифаний Кипрский (IV в.), св. Нил Синайский (IV в.) и др.

Предположительно, Кумранское поселение возникло между 150 — 100 гг. до н. э. В 31 г. до н. э. оно было разрушено землетрясением и на время оставлено его обитателями. Около 4 г. до н. э. — 6 г. н. э. члены общины возвратились в Хирбет-Кумран. Летом 68 г. Кумранское поселение было захвачено и разрушено солдатами римского легиона из Кесарии, которые потом проживали здесь до середины 80-х гг. Повстанцы Бар-Кохбы также использовали кумранские постройки в период антиримского восстания в Иудее в 132 — 135 гг. н. э [6].

Раскопки Кумранских кладбищ показывают, что община насчитывала от 150 до 400 членов [7].

[105]

В основу «Устава» Кумрана положена Книга Второзакония, которая предписывала ежегодно совершать обряд возобновления Завета. Согласно «Уставу», необходимо порвать со всеми «сынами тьмы», т. е. с любыми людьми, не принадлежащими к ессеям. Запрет распространялся на поддержание любых отношений, в том числе деловых [8].

Все члены общины должны были соблюдать чистоту, как нравственную, так и телесную. О необходимости соблюдения чистоты напоминала и белая одежда, которую носили ессеи.

Сначала община состояла только из мужчин, о чем свидетельствуют мужские погребения, найденные в главном некрополе. Браки, по всей видимости, отвергались. Возможно, что женские и детские погребения, обнаруженные археологами в двух небольших могильниках, являются более поздними [9].

Собственности не было, трудились сообща; инвентарь, жилища и даже одежда были общими. Следует признать, что сплоченность ессеев поддерживалась не только внешним распорядком, наказания за нарушение которого зафиксированы в «Уставе». Совместные молитвы, чтения священных текстов, беседы и трапезы также способствовали укреплению духовного единства.

Учитель Праведности

Основателем и первым руководителем Кумранской общины являлся Учитель Праведности.

Учителя праведности звали Цадок [10] — и отсюда одно из наименований его адептов, «сыны Цадока». В Кумранских свитках он фигурирует как Священник, Избранник, Взыскующий Закона, единственный Учитель, но чаще всего как Праведный Учитель, или Учитель Праведности [11].

В «Дамасском документе» сказано, что союз «избранников» возник через 390 лет после разорения Иерусалима Навуходоносором, т. е. ок. 190 г. до Р.Х. Начало деятельности Учителя приходится на эпоху гонений Антиоха IV Епифана (175 — 164 г. до н. э.). Между 150 и 140 годами по приказу «нечестивого священника» Учитель Праведности был «обличен» и предан суду. Учителя и его сторонников отправили в ссылку. К Учителю Праведности подсылали убийц, дом общины подвергся нападению «нечестивого священника». Кроме того, появился некий «человек лжи»,

[106]

 ΛΛΛ     >>>   

Стремление к праведности
Учитель праведности
Рыбалка А. Энциклопедия еврейской демонологии Электронная Библиотека иудаизма

сайт копирайтеров Евгений