Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Сюкияйнен Л. Российская власть и ислам

В последнее десятилетие в России наблюдается «возрождение» или «пробуждение» ислама. Для правильной оценки этого процесса необходимо учитывать обстоятельства, влиявшие на российский ислам в его начале и продолжающие влиять сейчас.

Не вдаваясь в детальный анализ, отметим, что одним из важнейших факторов, которые негативно сказались на развитии мусульманской культуры в России в советский период ее истории, привели к искажению и даже утрате многих ее элементов, была проводившаяся десятилетиями государственная политика «научного» атеизма — именно ею объясняется теперешняя отсталость религиозных институтов и сравнительно низкий уровень знаний самих мусульман. Еще одна причина этой деградации — длительная оторванность российских мусульман от остального исламского мира, от ведущих центров исламского знания.

К сожалению, многим из них и сейчас недостаточно знакомы достижения современного ислама, его духовной и политико-правовой культуры.

Российские исламские центры не приобщены в полной мере и к практическому опыту современного ислама, а потому не готовы к поиску решения мирских проблем, с которыми сталкиваются мусульмане в динамично меняющемся российском обществе. Противоречивая ситуация: сегодня в России действует около 50 духовных управлений мусульман, причем руководители многих из них именуются муфтиями, т. е. носят титул, который по исламской традиции присваивается тем, кто выносит фетвы; однако при столь большом количестве муфтиев сформулированные ими фетвы по актуальным вопросам современной российской жизни исчисляются единицами. Нынешнее возрождение ислама в России ограничено преимущественно религиозно-культовыми рамками, а на образ жизни мусульман по-прежнему очень сильно влияет советское прошлое. Налицо явное расхождение между культовой и светской сторонами ислама или, говоря словами исламских мыслителей, между исламом-религией и исламом-государством.

Надо учитывать и то, что российский ислам — это ислам, существующий в немусульманской среде, где к нему часто относятся с настороженностью, недоверием, а то и открытой враждебностью. Согласно опросу, проведенному в мае 2003 года Институтом прикладных социальных исследований РАН, более 17 процентов россиян видят самую большую угрозу общественной стабильности в конфликте между православием и агрессивным исламом. Несмотря на довольно высокий престиж научного исламоведения, российскому обществу (включая и государственные структуры) недостает объективных знаний об исламе и достижениях исламской культуры, особенно современной. Здесь до сих пор преобладают поверхностные, зачастую искаженные представления, мешающие налаживанию межконфессиональных отношений, разрешению национально-этнических конфликтов, имеющих религиозный подтекст.

Усилившееся в последние годы влияние ислама на российское общество и государство охватывает три основные области: собственно религиозную, духовнокультурную и политическую. Итоги и перспективы «пробуждения» ислама в каждой из этих областей неоднозначны.

В религиозной области произошли наиболее заметные изменения: были построены сотни новых мечетей, многократно увеличилось число паломников (в 2003 году их число превысило 5 тысяч, а несколько лет назад приближалось даже к 20 тысячам), массовыми тиражами издана исламская религиозная литература, открыты духовные управления мусульман в различных регионах страны. Все это способствует реализации права мусульман на свободу вероисповедания. Однако этот процесс имеет и негативные стороны: сохраняющийся низкий уровень религиозной культуры российских мусульман, отсутствие единого религиозного центра в условиях острого соперничества между собой ряда ведущих духовных управлений мусульман, зависимость от помощи зарубежных центров. Нередко в число религиозных лидеров выдвигаются лица, использующие свое положение в личных целях и объективно не заинтересованные в превращении ислама в фактор демократического обновления России.

В духовно-культурной сфере ислам далеко не раскрыл своих возможностей, не стал органичной частью нравственного и интеллектуального обновления страны и не играет заметной роли в развитии культуры российского общества. Удивительно, но из всех российских юридических вузов, включая и университеты в традиционно мусульманских республиках, до недавнего времени мусульманское право преподавалось лишь в одном, да и то в московском, причем на факультативной основе. Как система духовных ценностей, как особая цивилизация и культура (в том числе политико-правовая) ислам едва ли знаком гражданам России, которые в целом воспринимают его прежде всего как идеологию и политическую силу, угрожающую ее стабильности, целостности и конституционным основам. В этой сфере государство пока не заняло четкой позиции, ограничиваясь общими декларациями о признании ислама носителем гуманных ценностей.

Неоднозначность процессов, происходящих в этих двух сферах, определяет и роль ислама в политической жизни страны. По разным причинам на нее не оказывают заметного влияния умеренные и лояльные исламские лидеры, центры и организации, стремящиеся использовать возможности ислама во благо государства и общества. Гораздо бoльшую активность проявляют организации и лидеры оппозиционной, а порой и радикальной ориентации, противопоставляющие себя властям. В условиях политической пассивности основной массы мусульман именно они формируют политический облик ислама. Поэтому в целом роль ислама в нынешней российской политике оказывается противоречивой, а с середины 90-х годов он все чаще ассоциируется в общественном сознании с экстремизмом и терроризмом. Не случайно и государство, ограничиваясь в последнее время борьбой с радикализмом, по существу не использует позитивный политический потенциал ислама.

Такое отношение государства к исламу неадекватно месту этого феномена в жизни современной России и не способствует решению сложных задач, которые он ставит перед страной. Иными словами, приходится констатировать очевидную ограниченность, узость взгляда нашей власти на ислам. Казалось бы, создание таких структур, как Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ и Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, свидетельствует о том, что власть на самом высоком уровне уделяет должное внимание конфессиональной жизни России, в том числе исламу. Но эти органы, как красноречиво говорит само их название, занимаются преимущественно религиозными проблемами, причем не всеми, а связанными именно с деятельностью религиозных объединений. Понятно, что усилия власти в этой области при всей их важности не могут исчерпать государственный подход к исламу в целом. В противном случае достаточно было бы всего лишь принятия и реализации законодательства о свободе совести, основанного на гарантиях светского характера российского государства.

 ΛΛΛ     >>>   

Негативно сказались на развитии мусульманской культуры в россии в советский период ее истории культуры современной
Пути его осуществления в современных условиях экстремизму словами
Сюкияйнен Л. О правовых средствах борьбы с исламским экстремизмом и основных направлениях

сайт копирайтеров Евгений