Пиши и продавай! |
Значительную часть женщин Баку Курайза отвели в Неджд и продали кочевникам -вернее, не продали, а обменяли на лошадей и оружие. Мухаммед получил пятую часть добычи. Из пленниц он отобрал для себя Райхану -красивую вдову только что казненного шейха курайзитов. Райхана ненавидела ислам и наотрез отказалась стать женой пророка, а потому он сделал ее наложницей и держал отдельно от своих благочестивых жен. Года через два религиозное упорство Райханы было сломлено, и она обратилась в истинную веру, что очень обрадовало Мухаммеда. Но женой пророка она не стала - видимо, добровольный союз с истребителем всего ее народа казался Райхане чудовищным. Примерно через месяц после описанной выше кровавой трагедии Мухаммед зашел навестить своего приемного сына Зайда и застал его жену, красавицу Зайнаб, легко, по-домашнему, одетую. - Хвала Богу, покровителю сердец! - невольно воскликнул пророк, пораженный красотой невестки, после чего поспешно удалился, но Зайнаб заметила, какое впечатление она произвела на пророка, и не только заметила, но и сообщила обо всем Зайду. Тридцативосьмилетняя красавица Зайнаб была умна и честолюбива. Дочь тетки Мухаммеда по матери и курайшитка по отцу, она гордилась своим высоким происхождением и презирала Зайда - бывшего раба и иноплеменника, о низком происхождении которого красноречиво свидетельствовал даже его облик, ибо Зайд, низкорослый и темнокожий, с плоским, как будто перебитым носом, мало походил на светлокожих "аристократов" Центральной и Северной Аравии. Брак с Зайдом, заключенный некогда по настоянию самого пророка, любившего своего приемного сына, Зайнаб считала для себя унизительным, и семейная жизнь ее протекала в непрерывных ссорах. Зайд немедленно направился к пророку и сообщил ему о своем намерении развестись с Зайнаб - с тем чтобы дать возможность Мухаммеду жениться на ней. Говорят, что пророк строго запретил Зайду разводиться. - Разве она чем-нибудь провинилась? - спросил он, но вины за Зайнаб не было, а плохой характер пророк не мог признать серьезным поводом для развода. - Ступай же, - приказал он Зайду, - и храни свою жену. Обращайся с ней хорошо, ибо Аллах повелел: "Заботьтесь о ваших женах и бойтесь Господа!" Зайд понимал, что иначе пророк ответить и не мог. Но он любил Мухаммеда, а потому ослушался его и развелся с Зайнаб. А Мухаммед женился на Зайнаб. Принес ли Зайд ради пророка и приемного отца тяжкую жертву? Вряд ли. Он был политик и талантливый военачальник, человек мужественный, трезвый и решительный, женившийся и разводившийся в первую очередь по соображениям здравого смысла, а не по любви. С ним остались другие жены, не такие красивые, как Зайнаб, но зато более уживчивые и почтительные, а главное, рожавшие ему детей, - Зайнаб же была бездетна. Мухаммед, Зайнаб и Зайд были довольны происшедшими переменами. Недовольна была Айша - ее первенство в гареме пророка пошатнулось, между ней и Зайнаб надолго установились отношения соперничества и едва скрываемой (из почтения к Мухаммеду) вражды. Недовольными оказались и верующие - очень многих из них брак пророка оскорбил, в нем они усмотрели недопустимое нарушение заповедей Аллаха, который совсем недавно запретил жениться на бывших невестках. Напрасно Мухаммед объяснял, что Зайд ему не родной сын, а приемный, верующим этот довод не казался убедительным, и Мухаммеду доносили, что повсюду в Медине горячие приверженцы ислама порицают и осуждают его, а тайные враги его, многократно проклятые "лицемеры", вовсю раздувают общее недовольство. - Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его посланник дело, выбора в их деле, - сообщил Мухаммед мусульманам новое откровение. - А кто не слушается Аллаха и Его посланника, тот впал в явное заблуждение. Но непримиримые поборники чистоты веры не сделали должного вывода из этого откровения и не изменили своего отношения к совершенному браку. Мухаммед не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только посланником Аллаха и печатью пророков! - урезонивал пуритан Аллах, но и это откровение на них не очень подействовало. Нет на пророке греха в том, что установил Аллах для него, согласно обычаю Аллаха, относительно тех, которые были раньше его, - сообщил Аллах, а когда и этого оказалось мало, Аллах решил взять всю ответственность на себя. И вот ты говорил тому... кого ты облагодетельствовал, - поведал он Мухаммеду, который не замедлил обнародовать божественное послание, - "удержи при себе свою жену и побойся Аллаха!" И ты скрывал в своей душе то, что обнаруживал Аллах, и боялся людей, а между тем Аллаха следует больше бояться. Когда же Зайд удовлетворил свое желание по отношению к ней, Мы женили тебя на ней, чтобы для верующих не было стеснения с женами их приемышей, когда они удовлетворяют свои желания. Дело Аллаха свершается! Опасное недовольство верующих было погашено, но погашено не до конца, и Мухаммед счел для себя за лучшее публично расторгнуть договор об усыновлении Зайда, который стал отныне величаться по своему настоящему отцу - Зайдом ибн аль-Харисом. Попутно Аллах запретил и другим верующим прибавлять к своему имени имя приемного отца. Как голосят в наших деревнях над телом покойника старейшин могилой |
|
|
|