|
<<< >>>
КАК ВОЗНИК ЭТОТ ТИТУЛ Джафар, сын Йахйа из Лиссабона, решил отыскать суфийского "Учителя Века" и еще юношей отправился в Мекку на его поиски. Там он встретил таинственного незнакомца, человека в зеленом, который сам внезапно обратился к нему: -- Ты ищешь Величайшего Шейха, Учителя Века. Но ты ищешь его на Востоке, когда он на Западе. И еще одно непра-вильно в твоих поисках. Он направил Джафара обратно в Андалусию и указал искать человека по имени Мохи ад-дин, сына аль-Араби, из рода Хатим-Тай: "Он -- Величайший Шейх". Умалчивая о причине своих поисков, Джафар отыскал семью Тай в Мурции и осведомился об их сыне. Оказалось, что когда Джафар покинул дом в поисках Учителя, Мохи ад-дин находился в Лиссабоне. В конце концов он отыскал его в Севилье. -- Вот Мохи ад-дин, -- сказал ему один священник. Он указал на мальчишку-школьника с книгой Священного Писания под мышкой, спешившего из лекционного зала. Джафар растерялся, но остановил мальчишку и спросил: -- Кто является Величайшим Учителем? -- Мне нужно время, чтобы ответить на этот вопрос, -- сказал тот. -- Ты единственный Мохи ад-дин, сын аль-Араби, из рода Тай? -- спросил Джафар. -- Да, это я. -- Тогда ты мне не нужен. Тридцать лет спустя, в Алеппо, он очутился в лекционном зале Величайшего Шейха Мохи ад-дина аль-Араби, из рода Тай. Мохи ад-дин заметил, как он вошел, и сказал: -- Теперь, когда я готов ответить на вопрос, поставленный тобою, нет необходимости задавать его. Тридцать лет тому назад, Джафар, я не был тебе нужен. По-прежнему ли я не нужен тебе? Когда-то Зеленый указал на нечто неправильное в твоих поисках -- время и место. Джафар, сын Йахйа, стал одним из наиболее продвинувшихся учеников аль-Араби. ВИДЕНИЕ В МОСУЛЕ Некий ищущий, хорошо освоивший искусство вызывания особых внутренних состояний, все же испытывал большие трудности в их конструктивном истолковании. Он обратился к великому шейху Ибн аль-Араби за разъяснением сна, глубоко потрясшего его во время пребывания в Мосуле (Ирак). Во сне он видел высокого Учителя Маруфа из Керха, сидящим как бы посреди адского пламени. Но как мог святейший Маруф оказаться в аду? Ищущему недоставало правильной оценки своего собствен-ного состояния. Ибн аль-Араби, узрев внутреннее "я" ищущего и его неутонченность, понял, что существенным элементом сна было видение Маруфа, окруженного огнем. Неразвитой частью сознания огонь был истолкован как нечто, поглотившее великого Маруфа. Истинное же его значение было -- преграда между состоянием Маруфа и состоянием ищущего. Если бы ищущий захотел достичь состояния, тождественного состоянию Маруфа, -- сферы постижения, символизированной фигурой Маруфа, -- ему пришлось бы пройти сквозь сферу, обозначенную в видении окружающим фигуру огнем. С помощью этого истолкования ищущий сумел оценить свое состояние и подготовить себя к дальнейшему неизбежному постижению. Ошибка заключалась в предположении, что фигура Маруфа была Маруфом и что огонь был адским пламенем. Признаком Истинно Направленных является не только Накш (Вызывание образа), но и правильное истолкование этого образа; искусство, называемое Тасвир (Осмысление картины). ТРИ ВИДА ЗНАНИЯ Ибн аль-Араби из Испании передал этот древнейший закон своим последователям. Существуют три вида знания. Первое -- это знание интеллектуальное, которое по существу есть просто информация и собирание фактов, используемых для выведения дальнейших умозаключений. Это интеллектуализм. Вторым идет знание состояний, включающее как эмоцио-нальные переживания, так и необычные состояния сознания, когда человек полагает, что воспринимает нечто высшее, но не может использовать его. Это эмоционализм. Третье -- это истинное знание, называемое Знанием Реальности. Человек, обладающий этим видом знания, способен различать, что является правильным и истинным, поверх границ мысли и чувства. Схоласты и ученые сосредотачиваются на первой форме знания. Эмоционалисты и эмпирики пользуются второй формой. Остальные пользуются обеими вместе, либо то одной, то другой. Но люди, постигающие истину, -- это те, кто знает, как воссоединяться с реальностью, которая простирается поверх этих обоих видов знания. Таковы истинные Суфии, Дервиши, которые Постигли. ИСТИНА Она поставила в тупик всех знатоков ислама, Всех изучавших Псалмы, Всех еврейских раввинов, Всех христианских священников. ВЫСШАЯ ЛЮБОВЬ Обыкновенный влюбленный поклоняется вторичному явлению. Я люблю Реальность.
ОСОБАЯ ЛЮБОВЬ Как полная луна рождается из ночи, так меж распущенных волос рождается ее лицо. Печалью сотворен сей облик дивный: глаза в слезах, стекающих на щеки -- словно черный нарцисс одиноко плачет, окропляя розу. Земные красотки притихли; ее краса превосходит все. Даже мысль о ней принижает ее надземность. А если даже мысль слишком груба, как же может не исказить ее такой неуклюжий доносчик, как глаз? Ее мимолетное чудо ускользает от мысли. Она -- вне границ зрительных образов. Когда описанием пытались разъяснить ее, она не поддалась ему. При всех подобных попытках описание отступает и бежит. Ибо оно пытается описать, очертить пределы. И если кто-то, устремляющийся к ней, приземляет свои устремления (чтобы чувствовать на языке обычной любви), всегда есть другие, которые не сделают этого. ДОСТОИНСТВА УЧИТЕЛЯ
<<< >>>
8 образом 8 чертополох Путешествие на корабле или без негоесли вы бросаетесь в море руководства словами чье поведение всегда соответствует конкретному слу чаю Основатель братства бражников
|
|