Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Порозовская Б. Жан Кальвин

ВВЕДЕНИЕ

I. ДЕТСТВО И ВОСПИТАНИЕ КАЛЬВИНА

Двенадцатилетний капеллан. -- Пребывание в Париже. -- Матюрин Кордье. -- Кальвин изучает юриспруденцию. -- Альциати и Вольмар. -- Религиозные сомнения Кальвина. -- Комментарий к Сенеке. -- Кальвин переходит к Реформации

II. КАЛЬВИН СТАНОВИТСЯ ПРОПОВЕДНИКОМ ЕВАНГЕЛИЯ

Речь в университете.-- Бегство из Парижа. -- Его пребывание в Ангулеме и Нераке. -- Первое теологическое сочинение Кальвина. -- Возвращение в столицу, история с летучими листками и "очищение" Парижа. -- Кальвин поселяется в Базеле и издает "Наставление в христианской вере"

III. "НАСТАВЛЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ" И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕФОРМАЦИИ

Кальвин радикальнее Лютера. -- Учение об оправдании верой у Кальвина;

догмат о предопределении; толкование таинства евхаристии. -- Учение Кальвина о церкви и государстве; их взаимные отношения.-- Ветхозаветный дух его учения. -- Кальвинизм и католицизм. -- Общая характеристика сочинения: его полемический тон, слог; его необыкновенный успех

IV. ЖЕНЕВА ДО КАЛЬВИНА

Ее история, оригинальное политическое устройство; характер города и населения; патриотизм жителей. -- Политика Савойского дома и борьба с Савойей. -- Союз с Берном и начало Реформации. -- Гильом Фарель -- первый женевский реформатор. -- Женева становится независимой и протестантской. -- Внутреннее состояние города по окончании борьбы

V. КАЛЬВИН В ЖЕНЕВЕ

Кальвин попадает в Женеву и остается. -- Характеристика Фареля и Кальвина. -- Вире. -- Первые успехи Кальвина: катехизис, исповедание веры. -- Его усиливающееся влияние и чрезмерная требовательность. -- Диспут с анабаптистами и Кароли. -- Борьба с оппозицией и "Бернские обычаи". -- Кальвин изгоняется. -- Попытки добиться возвращения. -- Уныние Кальвина; его отъезд в Страсбург

VI. ЖИЗНЬ В СТРАСБУРГЕ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЖЕНЕВУ

Женитьба Кальвина и его материальное положение. -- Сношения с немецкими теологами. -- Вормс и Регенсбург. -- Послание Садолета и ответ Кальвина. -- Женева снова приглашает к себе Кальвина

VII. РЕФОРМЫ КАЛЬВИНА

Влияние Страсбурга на развитие реформатора. -- Кальвин осуществляет свою программу. -- Церковные ордонансы. -- Роль проповедника. -- Конгрегация и консистория. -- Протестантские инквизиторы. -- Кальвин -- диктатор Женевы

VIII. ЖЕНЕВА ПРИ КАЛЬВИНЕ

Женева католическая и Женева протестантская. -- Законодательство Кальвина. -- Процессы "отравителей". -- Церковная и гражданская дисциплина. -- Женева походит на монастырь

IX. БОРЬБА С ОППОЗИЦИЕЙ

Причины успеха реформатора. -- Роль эмигрантов. -- Начало оппозиции. -- Чума в Женеве и поведение духовенства. -- Борьба с либертинами. -- Кто такие либертины? -- Процессы Амо, Фавра, Перрена и Грюэ. -- Бертелье и окончательное поражение либертинов. -- Оппозиция в духовенстве. -- Мигель Сервет, его учение и мученическая смерть. -- Роль Кальвина в процессе

X. КАЛЬВИН ДОМА И НА КАФЕДРЕ

Внутренняя жизнь Кальвина. -- Семейные испытания; смерть Иделеты. -- Его трудолюбие: лекции, проповеди и литературные произведения. -- Корреспонденция Кальвина

XI. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ КАЛЬВИНА

Женева становится столицей протестантского мира. -- Влияние Кальвина в Польше, Англии, Шотландии и Нидерландах.-- Успехи кальвинизма во Франции. -- Смерть реформатора. -- Заключение

Порозовская Берта Давыдовна. ЖАН КАЛЬВИН

Его жизнь и реформаторская деятельность

Биографический очерк Б. Д. ПОРОЗОВСКОЙ

OCR М. Бычков, 2003 г.

В конце первой половины XVI века в великом религиозном движении, охватившем Западную Европу, наступает новая фаза. Начавшись еще в XV веке на славянской почве, движение это, получившее свое название от знаменитого чешского реформатора Яна Гуса, отличалось чисто национальным характером. У гуситов борьба с римской церковью представляла вместе с тем и борьбу за права чешского народа, отнятые у него германцами. Та же национальная идея, хотя и не в такой сильной степени, сказывается и в реформационном движении Германии. Пламенные проповеди виттенбергского монаха представляют не один только религиозный протест во имя Евангелия, против искажений, внесенных в него католической церковью, -- в них провозглашается в то же время и независимость немецкой нации от поработившей ее римской курии. Оттого-то учение Лютера имело главным образом успех у германских народов, а в других странах скоро было вытеснено более универсальным кальвинизмом.

Но великая церковная революция была вызвана не одними только политическими или национальными причинами. Новые идеи явились плодом долговременной работы, совершавшейся в умах всего католического мира. Лютер не был единственным реформатором. В то время как на воротах Виттенбергской церкви он вывешивает свои знаменитые тезисы, в Швейцарии священник Цвингли выступает с совершенно аналогичной проповедью. В самой Германии реформаторов была масса, только все они стушевались перед мощным талантом Лютера. В романских землях, совершенно независимо от движения в Германии, также происходило религиозное брожение, вызванное гуманизмом, и только благодаря этому идеи Лютера находили и тут отголосок. Реформационное движение, таким образом, разрасталось все более, охватывало все большие районы, а вместе с этим и учение Лютера должно было претерпевать значительные изменения. Выйдя из пределов Германии, оно, естественно, должно было утратить свою национальную окраску и получить характер более универсальный.

Новая фаза, когда на арену церковной революции выходит романская нация, наступает в конце первой половины XVI века, и во главе этого нового движения становится крупная личность женевского реформатора, так называемого "женевского папы" -- Жана Кальвина.

Момент выступления Кальвина представляется в высшей степени важным еще и в другом отношении. До сих пор роль реформаторов была, так сказать, чисто воинствующая. Лютер в Германии, Цвингли в немецкой Швейцарии, Фарель в романских землях -- все они направляли свои усилия главным образом на то, чтобы разрушить гордую, казавшуюся неодолимой крепость католицизма, чтобы подорвать могучий престиж папской власти, наложившей свои оковы на умы и совесть всех католиков. Усилия их увенчались успехом. Авторитет папства был поколеблен; брешь, пробитая в католицизме, была довольно значительна. Но в лагере самих нападающих происходит раскол -- многочисленные секты, выросшие на почве религиозной революции, вносят между ними раздор, разделяют их силы, подрывают к ним доверие в то время, когда, оправившись от первых поражений, католическая церковь начинает собирать свои силы для новой, более ожесточенной борьбы. Тридентский собор, усиление инквизиции, грозная боевая дружина учеников Лойолы -- все эти орудия католической реакции выдвигаются на арену борьбы как раз в такое время, когда со смертью Лютера протестантизм лишается даже своего духовного центра. Очевидно, задача, выпадающая на долю его преемника, хотя и менее блестящая, но не менее трудная. Для борьбы со старым врагом, сконцентрировавшим свои силы, недостаточно уже одной проповеди или обличительных выпадов против злоупотреблений курии. Против стройной католической системы необходимо выставить такую же стройную систему протестантских принципов: новая церковь должна получить строгую организацию, и, наконец, необходимо создать новый независимый центр, откуда могла бы смело вестись религиозная пропаганда. Таким центром с конца первой половины XVI века становится Женева, а задачу организатора церкви принимает на себя Кальвин.

I

ДЕТСТВО И ВОСПИТАНИЕ КАЛЬВИНА

Двенадцатилетний капеллан. -- Пребывание в Париже. -- Матюрин Кордье. -- Кальвин изучает юриспруденцию. -- Альциати и Вольмар. -- Религиозные сомнения Кальвина. -- Комментарий к Сенеке. -- Кальвин переходит к Реформации

Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года. Собственно настоящая фамилия его была Cauvin, но, по обычаю тогдашних ученых, он латинизировал ее в Calvinus. Дед реформатора был простым бочаром; но отцу его, Жерару, удалось упорным трудом добиться более выдающегося общественного положения: он был епископским секретарем, фискальным прокурором и синдиком соборного капитула в городе Нуайоне в Пикардии. Здесь-то и родился будущий реформатор.

Детство Кальвина, надо полагать, было не радостное. Про мать свою он никогда не упоминает, по всей вероятности, он лишился ее очень рано; что же касается отца, то и он не сумел внушить сыну особенно нежных чувств. Вечно занятый, суровый и деспотичный, он уделял детям очень мало внимания, хотя и заботился об их будущности. Из всего детства Кальвина только один эпизод оставил в нем благодарную память -- это его отношения к аристократическому семейству Моммор, покровительством которого пользовался отец. Несмотря на почетную должность прокурора фиска, Жерар, у которого кроме маленького Жана было еще трое сыновей и две дочери, еле сводил концы с концами. Но у него были обширные связи среди местного дворянства, и он прекрасно умел ими пользоваться.

Робкий, необщительный мальчик уже рано стал обнаруживать редкие способности. В городской школе он был первым. Семейство Моммор, одно из первых в этой местности, обратило внимание на талантливого мальчика, приблизило его к себе и позволило заниматься под руководством своего домашнего учителя. В этом-то доме, в обществе своих аристократических сверстников, Кальвин получил свое первоначальное образование; здесь он усвоил себе те несколько утонченные манеры, которые отличали его всегда от германского реформатора, те аристократические симпатии, которые отразились даже на самом характере его учения. Эти годы, проведенные в кругу Момморов, были для него единственным светлым воспоминанием детства.

 ΛΛΛ     >>>   

Порозовская Б. Жан Кальвин истории церкви 12 образом
Первые попытки проповедников в деле организации церкви увенчались блестящим успехом
Говорил он про человека
Реформатор выполнил свою задачу блестящим образом человек заключению

сайт копирайтеров Евгений