|
ΛΛΛ >>>
>
Бедуэлл Ги. История Церкви
Введение. Задачи данной
книги.
Глава 1. Христианское время
История
как исполнение Писания
История
как воспоминание
История
как Дар
История
как таинство
Прогресс
и смысл истории
Глава 2. История Церкви как научная
дисциплина
Историография
История
истории Церкви
История
менталитетов
История
второго порядка
Глава 3. Церковь и вызов
универсальности: между иудаизмом, эллинизмом и неоязычеством
Проблема
отношения к Израилю
Противостояние
религиозным верованиям и философской мысли античности
Христиане
и империя
Универсальность
кафолической веры
Глава 4. Церковь и вызов варварского мира
Период
оцепенения
Церковь
- колыбель цивилизации
Глава 5. Церковь и вызов феодализма
От
трех функций к трем сословиям
Церковь
в сетях феодализма
Борьба
за независимость Церкви
Глава 6. Церковь и вызов секулярной мысли
Между
теократией и неоцезаризмом
Апогей
христианского мира
Потрясения
Нарождение
секулярного духа
Кризис
Церкви
Ответы
народа Божьего
Глава 7. Церковь и вызов эпохи
Возрождения
Дух
обновления
Возвращение
к истокам
Множители
Соблазн
язычества
Христианское
возрождение
Глава 8. Церковь и вызов Реформы
Вызов
Лютера
Вызов
Кальвина
Католическая
Реформа
Наброски
Реформы
Программа
Реформы
Проведение
Реформы в жизнь
Глава 9. Церковь и вызов абсолютизма
Государственный
абсолютизм
Экклезиологические
последствия абсолютизма
Галликанизм
Папская
экклезиология
Янсенизмы,
или богословские реакции на абсолютизм
Единство
нации и веры
Ответы
на вызовы абсолютизма
Глава 10. Церковь и вызов
эпохи Просвещения
Церковь
и духовные перемены
Век
Просвещения и рост неверия
«Адаптации»
католического Просвещения
Фебронианизм
Жозефизм
Нападки
на религиозную жизнь: уничтожение или реформа?
Глава 11. Церковь и вызов революций
Политические
революции
Национальные
революции
Интеллектуальные
революции
Индустриальная
революция
Географическая
революция
Глава 12. Церковь и вызов идеологий
От
Церкви осажденной к Церкви изолированной
Испытания
Ответы
От
Церкви изолированной к Церкви укрепленной
Конфликт
идеологий
II
Ватиканский Собор
Пошатнувшаяся
Церковь?
Глава 13. Восточные Церкви
Нераздельность
и разрывы
Греческое
православие под властью ислама
Славянское
христианство
Греко-католическая
Церковь Руссов
Староверы
Восточный
католицизм
Марониты
Мелкиты
Копты-католики
Армяне-католики
Сирийцы-католики
Халдеи
Сиро-малабары
Католики
Эфиопии
Бремя
истории и ее возможности
Глава 14. Протестантизм
Лютеране
Скандинавское
лютеранство
Кальвинисты
Либеральный
протестантизм и бартианская реакция
Вальденсы
Англикане
Англиканская
Реформа с точки зрения отдельного прихода
Церковная
стабилизация
Религиозные
войны и политические резолюции
Официальная
Церковь
Движения
и течения
«Поиски
кафоличности»
Низкая
Церковь
Широкая
Церковь
Comprehensiveness
Возникновение
экуменического движения
Глава 15. Можно ли богословски
расшифровать историю Церкви?
Примечания
По-настоящему христианство утвердилось в Империи только в
правление Феодосия 1 (379-395) и, стало быть, Церкви очень недолго
пришлось пользоваться преимуществами римского мира - pax romana. Ибо
варвары, которые и раньше вторгались в пределы Империи, именно к тому
времени начали представлять для нее все более и более серьезную угрозу,
причем не но своей воле, а потому, что их теснили обосновавшиеся на
Дунае степняки-гунны. Через тридцать лет после вестготов (376) вандалы,
сарматы, аланы и свевы переправились через Рейн неподалеку от Майнца.
Что же представляли из себя эти племена, которые мы
называем варварами - вслед за греками и римлянами, обозначавшими этим
именем всех, кто не принадлежал к их миру? Прежде всего, надо различать
несколько этапов этого варварского нашествия. За два века до начала
нашей эры и два века спустя германские племена оставались вне пределов
Империи, но у самого ее порога - укрепленного земляного вала (limes),
которым император Адриан (76-138) оградил римский мир. Однако в силу
инфильтрации и миграции представителей этих племен римская армия
постепенно германизировалась. Наконец, в IV-VI веках бурей прокатились
так называемые «великие вторжения». После этого на сцену выступили
загадочные славяне, суровые викинги и время от времени напоминающие о
себе мусульмане-сарацины. Между тем, те, кто пришел с первой волной, уже
принимали участие в нарождении нового мира, которому предстояло вырасти
и войти в зрелый возраст в качестве христианского мира средневековья.
Церковь оказалась перед непростым выбором: были сомнения,
была тоска по прошлому и головокружительный страх перед прыжком в
неизвестное. Вера диктовала выбор, который еще должна была оправдать
история Запада, и сегодня мы знаем, что сама эта история была определена
сделанным тогда выбором. На вызов варварского мира Церковь ответила так
же смело, как она прежде отвечала на иные вызовы. Наша задача -
показать это на примерах.
Период оцепенения
Император Запада Гонорий (395-423) после долгих
переговоров о политических и финансовых условиях с готским вождем
Аларихом, которого отцу Гонория Феодосию I удалось в свое время привлечь
на службу Риму, в какой-то момент увлекся сомнительными интригами и
нарушил данное слово. Большего и не требовалось, чтобы Аларих решил, как
бы в назидание, взять Рим и отдать его на разграбление своим воинам.
Произошло это 24 августа 410 года. Римский мир испытал потрясение,
превосходящее все, когда-либо выпадавшие на его долю.
Все те, кто ощущали себя римлянами, были поражены и
потрясены до глубины души. Христиане чувствовали при этом, что понесли
наибольший урон, поскольку им представлялось, что их религия глубинными
узами связана с блистательной латинской цивилизацией: разве не эта
цивилизация позволила христианству открыть себя миру?
Наиболее сильно случившееся переживали провинциалы - в
истории мы часто встречаем случаи этого вполне понятного и достойного
уважения чувства привязанности к далекой родине. Св. Иероним (+420), к
тому времени закончивший в своей вифлеемской келье толкование на книгу
пророка Исаии, а ранее «цицеронианец», принявший крещение в Риме и
ставший советником своего епископа Папы Дамаса I (366-384), верно оценил
значение произошедшего: «Пал древний город, тот, что столько веков был
властелином мира»{85}; «С гибелью Рима была обезглавлена Римская
империя, или, скорее, вся вселенная»{86}. Удрученному, ошеломленному
рассказами об учиненной в городе резне, которые несколько лет спустя
(414-417) дошли до него вместе с толпами беженцев из Рима, св. Иерониму
казалось, что «вселенная рухнула»{87}.
Испанец Орозий в своей истории «против язычников»
прекрасно выразил чувства гражданина Империи. Для него быть римлянином
означало наслаждаться «тем миром и тем спокойствием», о которых просит в
своих молитвах Церковь. «Я римлянин среди римлян, христианин среди
христиан, человек среди людей. Общность законов защищала меня: повсюду я
был у себя дома». Но в то же время Орозий задается вопросом: не
откроется ли через это крушение путь к евангельской истине и другим
народам?{88}
Но лишь африканец, бербер Августин, епископ Иппонский,
настолько глубоко проник в суть произошедшего, что смог подняться до
теологического суждения. Любовь Августина к римской цивилизации была и
чувственной, и духовной. Благодаря своей «Исповеди» (397-401), он занял
место в ряду виднейших латинских авторов своего времени. Августин,
подобно язычнику Рутилию Нуматиану, мог бы воскликнуть: «Мать мира
убита!». Естественно, однако, что он не делает из катастрофы тех
выводов, к кторым пришли отнюдь не ставшие менее ревностными противники
христианства. Те полагали, что Рим пал оттого, что отвернулся от своих
древних богов. По словам самого Августина, «язычники упрекают нашего
Христа в том, что он стал причиной гибели Рима, хранимого прежде богами
из дерева и камня»{89}.
В ответ на это обвинение им был создан великий
апологетический и историко-теологический труд «О Граде Божием», в
котором показано, что, напротив, империя стала уязвимой именно потому,
что жители ее не были христианами. Августин призывает к личному
обращению. Христианство, по его мысли, дает надежду, которая превыше
крушения цивилизаций. Он говорит в одной из проповедей об «опустошенном
городе»: «Быть может, Рим умер лишь для того, чтобы не погибли
римляне!». Люди важнее государственных установлении и произведений
искусства, и Августин неустанно зовет их к обновлению: «Не косней в
привязанности к старому миру, не отказывайся обновиться во Христе»{90}.
Итак, выйдя из оцепенения, христианство вновь обрело себя
в надежде. Церковь осознала, что сколь бы достойна, благородна и
оправдана ни была привязанность к принявшей ее цивилизации, это было
лишь человеческое чувство, которое Церкви предстояло преодолеть наряду с
некоторым отвращением, внушаемым грубостью варваров{91}.
Благодаря этому осознанию Церкви удается хранить мужество
среди новых испытаний, сопряженных с предпринятыми варварами в V веке
попытками восстановить Западную Римскую империю. Августин умирает в 430
году в осажденном Ипоне, вскоре после его смерти опустошенном вандалами,
а в это время Аттила и его гунны лишь благодаря вмешательству святого
Льва Великого, епископа Римского, соглашаются отступить на восток,
заручившись обещаниями значительной дани.
В 476 году Одоакр, предводитель небольшого германского
племени герулов, вовремя оказавшись в центре событий, сместил последнего
императора-подростка, который, словно в насмешку, носил имя Ромула
Августула, звучавшее отголоском былой славы Рима героев и языческих
богов. Он был сослан в Кампанью с пенсионом в шесть тысяч золотых.
Отобранные у Августула знаки императорского достоинства Одоакр отослал
восточному императору Зенону (474-491). Он сделал так не в знак
презрения к покоренному Риму, но, напротив, из глубокого почтения к нему
- его жест показывал, как высоко ставили варвары Империю и идеал
единства, который она собой воплощала. Варвары, таким образом, изъявляли
намерение хранить верность этому идеалу{92}.
По прошествии немногим более двадцати лет король франков
Хлодвиг I (481-511) своим обращением в христианство указал наилучший
путь соединения того, что осталось от римского мира, с бьющей через край
молодой силой варваров, тогда как вандалы по-прежнему соприкасались с
Римом лишь как разрушители, а готы - в качестве завоевателей-еретиков.
ΛΛΛ >>>
Государственный абсолютизм nbsp Англиканская церковь чувствует Бедуэлл Ги. История церкви истории христианской церкви 9 истории Бедуэлл Ги. История церкви истории христианской церкви Церковных ордонансах Асмус В. Четвертый крестовый поход истории церкви
|
|